Козлов отпущения

Лидер «Арсенала»: «Все, кроме попсы, загнано в подполье»

Саксофонист Олег Киреев продолжает серию концертов «Лучшие вокалисты США». Не так давно наш земляк устроил на этой же площадке целый джазовый фестиваль, пригласив выступить американского вокалиста Денниса Роуланда, вокальный коллектив Acappella ExpreSSS, а также легенду русского джаза Алексея Козлова и его «Новый Арсенал».

Лидер «Арсенала»: «Все, кроме попсы, загнано в подполье»
Алексей Козлов.

После «Стиляг» логично снять мюзикл о концлагере

Когда-то «Арсенал» гремел по всей стране, но сейчас слава его не меньше: если любитель хорошей музыки приезжает в Москву, то всегда старается попасть на выступление этого коллектива. Кстати, в московском клубе «Союз композиторов» Козлов выступает каждую среду. В советское время было два по-настоящему значимых коллектива — «Арсенал» Козлова и «Аллегро» Николая Левиновского. Это были два флагмана советского джаза, на которые равнялись все музыканты.

"Но с Левиновским мы в то время в музыкальном плане находились на разных полюсах, — замечает Козлов. — Нас относили к рок-группе, потому что джаз-рок изначально считался рок-культурой. Левиновский и все джазмены были убеждены, что мы играем рок только потому, что у нас в коллективе использовались бас-гитара, синтезатор и электрогитара. Для того времени это был парадокс. Даже в Америке, когда Мэйлс Дэвис создал свою группу, а контрабасист Стенли Кларк взял в руки бас-гитару, его все сочли предателем, потому что он якобы погнался за большими деньгами. Но потом прошло какое-то время и фьюжн стал частью джаза".

— В 1978 году рок и джаз были запрещен. Как же вам разрешали гастролировать по стране?

— В то время даже говорили: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь». Знаете, в этом есть некое чудо, которое я сам до сих пор не могу объяснить. В 1973 году я открыл для себя вид музыки, который до этого не знал — английский прогрессив-рок. Я стал хиппи и начал слушать «Пинк Флойд» и многие другие коллективы. Я понял, что есть другая культура, более сложная, чем джаз, потому что она построена на европейской классической музыке. Вторым открытием для меня стала опера «Иисус Христос — суперзвезда». Я решил, что пока не реализую все это в России, не успокоюсь. Эта опера была настоящей диверсией для СССР — и идеологической, и музыкальной. В тот момент КГБ обложили нас так, что моих музыкантов стали запугивать, например, обещали выгнать из консерватории.

— Как удалось выжить в таких условиях?

— Нас четыре года держали в глухом подполье. Тогда я даже боялся на улицу выходить — озирался постоянно, потому что с диссидентами расправлялись очень простым способом. Скажем, идет хиппи по улице, к нему подходят два хулигана и затевают драку. Милиция забирает всю дерущуюся компанию и оформляет всем по 15 суток. Подставных хулиганов-кгбшников отпускают. За 15 суток этому хиппи придумывают такие вещи, что в итоге его помещают в психушку, а дальше он просто-напросто пропадает. Ведь в СССР психбольницы были пострашнее ГУЛАГа. Но я все равно искренне решил пропагандировать духовные идеи и даже стал в хипповой среде своим человеком.

— Как оценили фильм Тодоровского «Стиляги»?

— Эта картина — настоящая профанация. В последние сталинские годы я был среди тех, кого обзывали «стилягами», потому знаю, как все происходило на самом деле и уверен, что эту тему трогать нельзя. Это все равно, что снять мюзикл про концлагеря Освенцима: заключенные-евреи поют, танцуют, а потом их сжигают в печах. Поэтому когда Тодоровский и Ярмольник предложили мне стать консультантом фильма, я категорически отказался, а им посоветовал не браться за эту трагическую и страшную тему. Ничего хорошего и не получилось: в фильме очень много ошибок, все напутано. В действительности выйти тогда на так называемый Бродвей — улицу Горького в такой одежде было равносильно ссылке в ГУЛАГ. Многие мои друзья туда попали, а мне повезло. Вы даже не представляете себе, как страшно было жить при Сталине. И когда мой сын Сергей Козлов вместе с Гариком Сукачевым решил снять фильм про хиппи «Дом солнца», я вначале тоже испугался за результат, но в итоге получилось хорошее, доброе и правдивое кино.

«Раньше запрещали, а теперь просто не замечают»

— В чем разница между сегодняшнем временем и советским?

— Нынешнее подполье — экономическое, а раньше оно было идеологическим. Тогда запрещали, а сейчас просто не замечают. Если твоя музыка некоммерческая, невыгодная, то ты просто никуда не пробьешься. Когда мы сидели в идеологическом подполье, я играл на противоречиях между ЦК ВЛКСМ и КПСС. ВЛКСМ пытались хоть как-то с молодежью работать, и мы этим пользовались. Джазменов, рокеров, академических музыкантов, фольклор — все настоящее, что не относится к дешевой попсе, все загнали в подполье. На сегодняшний день самая главная форма андеграунда — это интернет. Диско-мафия держит руку на пульсе очень четко. Их не обманешь — если прибыли нет, это катастрофа. Если джаз, рок или классика не приносят дохода, то эта музыка никуда не проходит. Я думаю, вы заметили, что на телевидении сейчас музыки просто нет. Если честно, я жду момента, когда начнут прикрывать видеосервисы в интернете.

— Кризис как-то повлиял на музыку?

— Отпала часть спонсоров и это, конечно, сказалось на проведении иероприятий устройстве гастрольной деятельности. У меня было несколько спонсоров, которые выросли на моей музыке, и стали очень богатыми людьми. Они помогали «Арсеналу», оплачивали часть расходов. Очень жаль, что из-за кризиса многие фестивали терпят крах. Например, «Джазовая провинция» держался только за счет спонсоров… Но, думаю, постепенно все вернется. Увы, у нас пока есть лишь спонсорство, но нет понятия меценатство, что означает постоянную поддержку. В Америке симфонические оркестры и некоторые университеты живут порой за счет меценатов. В капиталистических странах уже давно наелись деньгами и поняли, что девать их некуда, поэтому там люди создают фонды и поддерживают все виды некоммерческой деятельности. У нас пока, к сожалению,этого очень мало. Зачастую поддерживают известных звезд, а вовсе не талантливую молодежь, в то время как она гибнет.

— Как пробиться молодому таланту?

— Для этого необходимо очень многое — везение, активность, мудрость, умение находить себе спонсоров, быть очень шустрым. Если талант пассивный, он может просто загнуться. Кстати, я уверен, что нельзя зарывать свой дар в землю, потому что это большой грех. Например, музыкант уходит в бизнес. За это судьба его обязательно накажет — в жизни у него все пойдет не так. Понимаете, талант — это подсказка от природы, ответ на вопрос «Для чего ты родился?».

— То есть Юрий Шевчук напрасно занялся политикой?

— Нельзя сказать, что Шевчук занялся политикой, он ведь по-прежнему поет песни и не лезет в официоз. А вот если музыкант идет в ногу с властью и в итоге уходит в политику, то профессионализм артиста у него остается, но божественного дыхания уже нет и слушать его неинтересно. А Шевчук, кстати, один из немногих отечественных музыкантов, который подходит под понятие «рок», потому  это протест. А все остальное — фиги в кармане. Ведь ни Макаревич, ни Гребенщиков ничего и никогда не пели против советской власти, только намекали. Конечно, они правильно делали, потому что если б они сказали хоть одно слово, их бы тут же посадили.

— Как вы относитесь к Егору Летову и «Гражданской обороне»?

— Резко отрицательно. Я не люблю все непрофессиональное, панковско-фашистское. Я дитя, изуродованное войной, поэтому не принимаю фашизм во всех его проявлениях. Не понимаю ни Лимонова, ни Летова. Эта форма протеста чернушно-негативная мне не подходит, тем более что она лишена профессионализма. Я против нигилизма, у меня все только позитивное и положительное.

— Кого из молодых рок-артистов можете выделить?

— Если честно, я не владею материалом. Могу лишь сказать про московского музыканта Александра Костарева. Его группа играет прогрессив-рок на уровне мастеров. У них сложнейшая музыка, нет никаких перспектив, и поэтому они сидят в глубоком подполье и репетируют. Эта музыка — настоящий протест против тупости, жлобства и обывательского болота.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру