Дворцовый переворот

Руководство «Салавата Юлаева» сменилось в тиши чиновничьих кабинетов

В ближайшее время общественности станет известно, что президент хоккейного клуба «Салават Юлаев», ставшего в этом году чемпионом КХЛ, — уже не Николай Курапов, а глава администрации президента Башкирии Анвар Махмутов.

Руководство «Салавата Юлаева» сменилось в тиши чиновничьих кабинетов

Теперь власти республики сами будут решать, каких покупать игроков, с какими тренерами заключать контракты и станет ли когда-либо легендарная команда, которой недавно исполнилось 50 лет, еще раз победителем Кубка Гагарина.

На льду тронулись?

Казалось бы, в произошедшем ничего страшного нет. Что плохого в том, что власти региона будут курировать одну из популярнейших команд страны? Однако, как утверждают российские спортивные чиновники, президент республики Рустэм Хамитов решил «поставить крест на хоккее» и не раз высказывал эту мысль на официальных встречах со спортивными функционерами, предлагая взамен развивать горнолыжный спорт, волейбол и футбол.

В качестве альтернативы в Уфе даже попытались создать свой футбольный клуб, но так как средства на его содержание принялись стричь с предпринимателей, то нужной суммы для выведения вновь созданной команды в первый дивизион не собрали.

Хоккей, имеющий массу поклонников в регионе, так не мил властям Башкирии, потому что единственным спонсором «Салавата Юлаева» является благотворительный фонд «Урал», созданный первым президентом региона Муртазой Рахимовым.

Основой фонда стали средства, полученные от продажи башкирской нефтянки — 63 миллиарда рублей. Как утверждается, это единственный случай в России, когда деньги от приватизации народного достояния не были вывезены заграницу, вложены в иностранную недвижимость или российский бизнес, а остались в регионе и продолжают работать на его благо. На благотворительную деятельность направляются дивиденды, полученные от основного капитала, и их вполне хватает, чтобы содержать хоккейную команду «Салават Юлаев», а также тратить средства на поддержку социальных программ.

Однако новые власти Башкирии видят в обладании первым президентом «несметными сокровищами» угрозу для своего благосостояния — в частности, в башкирском Белом доме уверены, что Муртаза Рахимов может создать некий альтернативный центр политического влияния, который пагубным образом скажется на жизни республики. Подтверждений этим опасениям нет, но во властных коридорах постоянно муссируется тема, «что делать с бабаем».

Глава Башкирии Рустэм Хамитов публично, обнародовав свою точку зрения в федеральных СМИ, запретил государственным и муниципальным организациям принимать какую-либо финансовую поддержку от фонда «Урал». Но потом, когда выяснилось, что подобное вето противоречит Конституции России, гарантирующей каждому гражданину страны право на благотворительную помощь, чиновники стали действовать келейно, говоря об этом на закрытых совещаниях с главами районных администраций.

Так, на минувшей неделе глава Чекмагушевского района, где на оборудованной площадке должно было состояться торжественное вручение хоккейной формы для сельских школьных команд трех районов, купленной на средства фонда федерацией хоккея РБ, вдруг отказался от проведения мероприятия, объяснив организаторам, что «форма детям не нужна», иначе он может лишиться должности.

При этом в правительстве Башкирии подписали договор о взаимодействии с фондом «Урал» и уже назвали 10 физкультурно-оздоровительных комплексов, на строительство которых потребуются благотворительные вливания в 810 миллионов рублей. Благотворители обязались перечислять по 270 миллионов в квартал и от своих обещаний не отказывались.

Но, похоже, публичный контракт и даже обнародование этой новости в СМИ не стало поводом для примирения с существованием бывшего президента Башкирии, «отягощенного» средствами, которые чиновники мечтают передать в бюджет. Желание это неосуществимо, поскольку никто на территории РФ не отменял законы, защищающие благотворителей от чиновничьих нападок, но ведь у государства есть и другие способы доставить неприятности людям, которые слишком многое о себе воображают.

Бабло не побеждает зло

Так сложилось, что из-за внутренних противоречий в администрации президента и подозрений, выдвинутых заинтересованными людьми против «бабая» (в последнее время в Башкирии во всех бедах, и даже в возможном проигрыше грядущих выборов принято винить г-на Рахимова), Рустэм Хамитов болезненно воспринимает прошлые свершения региона.

И, вероятно, победа «Салавата Юлаева» в Кубке Гагарина, заставившая ликовать всю республику, стала для вновь назначенного руководителя еще одним камнем преткновения в нелюбви к своему предшественнику. Ведь в этот момент все понимали, что за столь глобальную победу в кубке России стоит благодарить, прежде всего, бывшего президента РБ Муртазу Рахимова, сначала на посту главы республики поддерживавшего легендарную, еще с советских времен прославленную команду, а потом вкладывавшего в хоккей благотворительные средства.

А иначе как объяснить, что 4 мая состоялось внеочередное заседание правления клуба… в администрации президента РБ? На этом заседании, куда не допустили двух, входящих в совещательный орган, представителей фонда, вдруг президентом «Салавата Юлаева» стал руководитель администрации главы региона Анвар Махмутов, никогда не имевший к хоккею никакого отношения.

Любопытно, что за несколько дней до сенсационного заседания переписали устав клуба, сделав правление — высшим органом власти в ХК «Салават Юлаев». Новый устав еще не утвердили в Минюсте, а уже на следующий день после внесений изменений в документ за кресла в правлении началась настоящая борьба.

Причем способ, с помощью которого бывшего президента клуба Николая Курапова сместили с должности, смахивает если не на криминальный, то весьма на неприглядный, поскольку напоминает банальный рейдерский захват.

Так, из пятерых членов правления на внеочередном заседании в кабинете г-на Махмутова присутствовали лишь трое — Николай Курапов, на тот момент президент клуба, Вадим Рыбинский — гендиректор «Салавата Юлаева» и Алексей Селиверстов — руководитель команды ВХЛ «Торос».

Оставшихся двух членов распорядительного органа, которые по случайному совпадению были представителями единственного спонсора команды, срочно пригласили на совещание в правительство по благотворительным проектам, причем перенести то или другое мероприятие на более ранний или поздний срок и те, и другие организаторы отказались.

Сначала места в правлении лишился г-н Селиверстов — его подвергли жесткой обработке, и он написал заявление по собственному желанию, назвав причиной невозможность совмещать два высоких хоккейных поста. Портфель Селиверстова тут же получил глава башкирского минспорта Александр Никерин.

Следующим отказался от должности Вадим Рыбинский — в этот день его тоже осенило, что нахождение в правлении мешает исполнять обязанности гендиректора клуба. Освободившееся кресло занял Анвар Махмутов.

Вновь избранные члены большинством голосов (трое против двух отсутствующих) лишили поста президента Николая Курапова, который тоже подмахнул заявление по собственному желанию, а потом избрали нового главу клуба Анвара Махмутова. Судьба башкирского хоккея была решена в течение часа в высоком кабинете.

Игра без головы

И какие тут претензии могут быть к Николаю Курапову, который до сих пор числится советником в аппарате главы республики, а, значит, ему подотчетен? Да и есть, наверное, и другие тайные причины, заставившие бывшего руководителя администрации башкирского президента пойти навстречу желаниям чиновников высшей власти.

Кстати, до сих пор входящие в этот орган управления представители фонда «Урал» так не получили протокола этого исторического собрания.
Скорее всего, проведшие хитроумный блиц-криг чиновники отлично понимают, что любой суд отменит результаты незаконной смены власти. Но суды — дело долгое, а ставленники администрации президента РБ начали шашкой махать уже сейчас.

Первой ласточкой нового руководства клуба стало обнародование новости о расторжении контракта с главными тренерами команды Вячеславом Быковым и Игорем Захаркиным и приглашении Сергея Михалева. У Быкова и Захаркина действительно истек контракт в конце апреля 2011-го, но столь странным образом разрывать с ними отношения никто не собирался — тренеры российской сборной находились в Братиславе на чемпионате мира. А потому досужие разговоры за их спиной выглядят, по меньшей мере, некрасиво, если не кощунственно.

Аналитики полагают, что кому-то хотелось выбить из колеи знаменитых наставников в момент ответственных игр — и в СМИ пошел «слив», не имеющий ничего общего с действительностью.

— Против Сергея Михалева мы ничего не имеем, — говорят болельщики. — С его помощью «Салават Юлаев» уже однажды становился чемпионом страны, и, наверное, этот тренер вновь покажет класс. Но Быков и Захаркин сумели сделать невозможное, нейтрализовали прославленный татарстанский «Ак-Барс» и «Магнитку» в самом начале кубка, шли к цели и победили… И после всего этого их отправляют в отставку даже до начала официального чествования «юлаевцев»? Не сказав им слов благодарности?

Рассказывают, что у Быкова и Захаркина не сложились отношения с экс-президентом клуба Николаем Кураповым, который мог во время перерыва в матче войти в раздевалку и диктовать тренерам свою волю: кого из игроков выпустить на поле, а кого придержать. Понятно, что наставники старались унять раж г-на Курапова и вряд ли следовали его советам. Потому и заслужили стойкую неприязнь президента «Салавата», а теперь и удар под дых.

Но мы все-таки посмеем предположить, что поводом некорректного поведения руководства клуба стало вовсе не нанесение психологического урона тренерам российской сборной — здесь, скорее всего, кому-то захотелось ударить побольнее Муртазу Рахимова, который никак не может повлиять на происходящее.

До недавнего времени болельщики, видя явную несправедливость по отношению к тренерам и игрокам, пытались апеллировать к бывшему руководителю региона.
Теперь решения о комплектовании команды, штатном расписании и выплатах игрокам, согласно уставу, принимает только правление, где фонд имеет два голоса против трех чиновничьих.

Суровый бой ведет ледовая дружина

Монопольной властью и финансовой политикой в клубе распоряжаются только два человека — сам Николай Курапов и гендиректор Вадим Рыбинский. На мировой чемпионат и г-н Курапов, и г-н Рыбинский вылетали вместе с членами своей семьи и вряд ли оплачивали пребывание в Словакии своих домочадцев из собственного кармана.

Перед спонсором о трате выделенных средств, клуб отчитывается лишь по истечении года и говорят, что очень часто деньги «Урала», перечисляемые ежемесячно, оказываются вовсе не в карманах игроков, а на банковских депозитах. Размещение 200 миллионов рублей только на один месяц принесет его владельцам один миллион целковых, и этим способом наживать капиталы, судя по финансовым отчетам клуба за 2010 год, руководство «Салавата Юлаева» часто пользуется.

Плюс ко всему, по слухам, супруга Николая Курапова владелица сразу двух фирм, занимающихся обслуживанием клуба: «Айс-сервис» и «Айс-сервис-плюс», которые собирают деньги за парковку, стоянки, уборку территории и общественное питание. «Салават Юлаев», по сути, стал кормушкой для особо сообразительных.

Как следует из открытых источников, в 2010 году на башкирский хоккей фонд «Урал» направил 2 841 980 тыс. рублей. Эти средства тратились не только на «Салават Юлаев», но и на содержание четырех ледовых арен в Уфе и Нефтекамске, а также на команды «Торос», «Толпар», «Агидель» и детско-юношеский хоккей. Но, думается, что клубу КХЛ перепала большая часть этой суммы.

Точнее определить цифру не получится, поскольку финансовая политика клуба закрыта не только от болельщиков и журналистов, но и от самих спонсоров. Хотя у общественности возникает масса вопросов: почему никто не занимается выращиванием собственных игроков? Почему не развивается детский и юношеский хоккей? Почему местных, уфимских хоккеистов, неплохо выступавших в суперлиге, сослали в «Торос», взамен закупив трансферных игроков? На чем основывался выбор тех или иных дорогих хоккеистов, которые за весь сезон ни разу не вышли на поле?

Агенты, подвизающиеся на трансферном рынке, могут объяснить, почему руководству клуба выгоднее покупать не слишком ярких звезд из других регионов, чем использовать местные таланты. Потому что приехавшие на высокие зарплаты издалека вряд ли станут болтать родственникам и знакомым о некоем денежном проценте, который они выкладывают за нахождение в суперлиге.

Фонд «Урал» спонсирует клуб «Салават Юлаев» с 2009 года, до этого финансированием команды занималась компания «Башнефть», не позволявшая жировать ее руководству. Пока шли пертурбации по смене спонсора, в течение года никто не спрашивал с президента клуба, как и на что он тратит деньги.

Но в конце 2010-го, когда накопилось множество вопросов, у г-на Курапова все же решили поинтересоваться эффективностью расходования средств. Возможно, жесткий финансовый контроль и стал камнем преткновения, из-за которого президент клуба так легко отдал руководящие рычаги. В общем-то, Николай Курапов ничего не потерял — он остался членом правления, и по-прежнему будет распоряжаться как финансами, так и фирмами, кормящимися на обслуживании команды.

Не обеднеет и Вадим Рыбинский, отказавшись от места в правлении — он остается гендиректором клуба. Новый президент «Салавата Юлаева» вряд ли будет особенно вникать в финансовые траты, ведь ему уготована политическая роль.
Выиграли все, кроме болельщиков и самого клуба.

Чиновники, получившие контроль над самой сильной командой России, уже заявили почему-то устами спикера башкирского парламента Константина Толкачева, что финансирование клуба будет сокращено «на порядок».

Обидно, что, удовлетворяя свои амбиции, государственные мужи не задумываются о том, что «Салават Юлаев» сегодня — это не только бренд Башкирии, но и одна из серьезных возможностей объединять людей, позволить им испытать настоящее чувство патриотизма, которого так не хватает в постсоветской действительности. Недаром на матчи любимой команды билетов, как и в советские времена, «не достать».

Страшно представить, если у тех, кто осуществил рейдерский захват клуба, могут быть далеко идущие планы, например, отказ от финансирования фонда «Урал».

— Глупость! — скажете вы.

Но в башкирской прессе уже не раз недоброжелателями бывшего президента инициировались публикации о том, что «Салават Юлаев» — дорогостоящая игрушка г-на Рахимова». И для кого-то лишить «игрушки» первого президента стало важным в борьбе за политическое влияние.

А, учитывая, что реальных рычагов влияния на руководство клуба единственный спонсор не имеет и управлять внутренней политикой «Салавата Юлаева» не может, этот удар нанесли весьма расчетливо.

Муниципальные и государственные предприятия, которым запретили брать деньги, под нажимом властей, только в начале 2011 года вернули «неблагонадежному» фонду 180 миллионов рублей. Среди «отказников» — 64 башкирских детских дома, в течение четырех лет получавшие деньги на каждого воспитанника.

Догадываясь о патологической нелюбви власть предержащих к первому президенту Башкирии, можно предположить, что цель всех перестановок — еще и уничтожение «дорогой игрушки».
И где будет клуб, если команда лишится средств?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру