И не важно, что не все ребята для них родные по крови. Главное, что, появившись в их семье, дети по наитию с первого дня называет своих опекунов «мама» и «папа». В семействе Ирины и Вахида Валиевых привыкли всего добиваться самостоятельно, потому помощь благотворительного фонда «Урал» стала для них приятным сюрпризом.
Голос свыше
Однажды Ирине, занимающейся предпринимательской деятельностью, пришлось встать за прилавок самой. Как раз в тот день она и встретила свою судьбу.
— Бывает же любовь с первого взгляда? — улыбается Ирина Александровна. — Это как раз мой случай. Вахид мне сразу понравился, вызвал доверие.
В 2000 году, когда будущие супруги познакомились, у Ирины уже было двое детей.
— Я в ней увидел необыкновенную жизненную энергию, — вспоминает Вахид Равилович. — Такая она была жизнерадостная, чем очень от других отличалась.
Отношения развивались стремительно: сначала 33-летний мужчина стал другом, потом помощником, а вскоре влюбленные решили пожениться.
— На тот момент моему сыну Артему было восемь лет, а Злате — четыре года, — вспоминает Ирина. — А я выросла в семье, где была старшей из пятерых детей, потому решила, что с третьим нашим ребенком затягивать не стоит.
В 2001 году родилась Регина, а уже через три года родители непременно захотели мальчишку. УЗИ показало, что у Валиевых должны родиться близняшки — мальчик и девочка. Семья строила дом: детишкам требовалось больше места для игр. Но на седьмом месяце беременности Ирина узнала о патологии обоих плодов.
— Мне сказали, что у близняшек только по одной почке, и что придется вызывать искусственные роды, — рассказывает Ирина. — Не знаю, правильно ли я сделала, что согласилась тогда.
Процедура прошла с большими осложнениями: женщина попала в реанимацию, оказавшись на грани жизни и смерти.
— В том, что осталась жива — заслуга мужа, который приезжал каждый день, был так внимателен, что вся больница о нем говорила, — со слезами на глазах рассказывает Ирина. — Некоторые женщины, совсем незнакомые, приходили и восторженно отзывались о моем супруге. Он ведь тогда остался с двумя моими детьми, совсем еще малышкой Региной и огромным хозяйством на плечах.
Время шло, а женщина все не выздоравливала. Сейчас она говорит, что вроде и не спала, когда услышала откуда-то голос.
— Меня будто кто-то спросил: «Возьмешь ребенка?», и я ответила, что согласна, — вспоминает она. — Я рассказала об этом мужу, а Вахид не был против.
Когда решение было принято, отец семейства начал оформлять документы, а Ирина вдруг стала выздоравливать. Вскоре в семье появился четырехмесячный Артурик.
— Каждый ребенок дает нам новые силы, заряд мощной энергии, — говорит Вахид Равилович.
В 2005-м в семье появилась Люба, вслед за ней — Настя, потом ее брат-близнец Миша и старший брат Коля. В 2009-м — десятимесячный Руслан, после — Вика и Витя, а последним Валиевы взяли под опеку двадцатилетнего Анатолия. Сейчас самому младшему ребенку в их семье три года, а старшему — 22.
— Когда взяли первого ребенка уже в сознательном возрасте, я вдруг растерялась, — рассказывает женщина. — Меня мучили вопросы: давать ли ему больше любви, чем своим детям или нет, ругать за шалости всех вместе, или относиться к нему лояльней. Но потом собралась, остановила поток этих панических мыслей и решила никого не выделять. Дети ведь чувствуют любую фальшь, поэтому в «поддавки» с ними играть нельзя.
Так и повелось: если покупались обновки, то для всех, если проказничали все, то и вместе выслушивали родительские наставления.
— У нас в городе есть детский дом, — говорит Вахид Равилович. — Мы хотя и не всех своих детей оттуда забрали, но многих. Например, когда Любаша стала «семейной», ее подружка Настя сама к нам попросилась: заметила, как изменилась Люба, и тоже захотела у нас жить. И не одна Настенька так оказалась в нашей семье — дети сами к нам «притягиваются».
Автобус в подарок
— Больше года назад мы по государственной программе как многодетная семья получили «ГАЗель», — говорит отец семейства. — Но там 13 посадочных мест, а нас уже четырнадцать. Надо было решать проблему. Выяснилось, что такой республиканской программы теперь нет. Мы обратились с просьбой в благотворительный фонд «Урал» помочь нам приобрести более вместительный микроавтобус.
— От неожиданности я даже онемела, когда узнала, что автобус нам предоставят безвозмездно, — говорит Ирина Александровна. — Мы же совсем не рассчитывали на такой дорогостоящий подарок, да и совсем не привыкли к таким презентам.
Теперь белый «Пежо» стал своеобразной палочкой-выручалочкой для многочисленной семьи. Надо успеть на работу или учебу, за грибами или покупками — везде выручает надежная машина. Да иногда и подкармливает семью — денег всегда не хватает.
— Чтобы лениться, нужно иметь много свободного времени, — шутят супруги. — А если говорить серьезно, то сами удивляемся, откуда черпаем столько энергии. Даже если устаем, постоянные игры детей, танцы и шумный смех нас не раздражают.
Зал в доме родители специально не заставляют лишней мебелью: только цветы и диван с креслами. Здесь ребята, а иногда и вместе с родителями, репетируют танцы, разучивают новые песни. Уже пятый год существует их семейный ансамбль «Родные», который не ограничивается только выступлением в стенах отчего дома. Но и это для ребят не все: они ходят на акробатику, в «художку», на танцы и хоккей.
Часто дети из детдома учатся в школе не очень прилежно, поэтому улучшать знания приходиться дополнительно.
— В один период у меня было трое детей в пятом классе, — вспоминает Ирина. — Я тогда сажала их, как на уроке, и проходила программу, начиная с третьего класса, потому что запущенность была сильная. Писали и сочинения, и контрольные, и словарные диктанты — мне даже нравится такая «педагогическая работа». И результаты её видны: семеро старших детей студенты педагогического и юридического колледжей, энергетического и гуманитарного техникума, педакадемии.
В этом доме никогда не было жесткой дисциплины, армейского распорядка и даже расписания дежурств. Ирина признается, что ей не приходится объяснять детям их обязанности: мальчишки всегда помогут в тяжелой работе, а девочки решают сами, кто сегодня готовит или моет посуду. Там, где не успевают родители, выручают сами дети.
В невероятную энергию родительницы начинаешь верить, когда узнаешь, что по ночам Ирина Александровна еще умудряется заняться любимым делом — вышивать крестиком, причем создает большие полотна.
— По-настоящему отдохнуть получается только за пяльцами, — объясняет Ирина. — Успокаиваться ведь тоже необходимо. Вот и получается, что сажусь где-то около полуночи и не замечаю, как на часах уже пять утра.
На вопрос, ожидается ли в семействе пополнение, Ирина только смеется.
— Я и не знаю: планировать мы не хотим, — улыбается женщина. — Думаю, что все будет так, как тому суждено.