Иисус Христос — суперйондоз

Худрук питерской «Рок-оперы»: «В Башкирии нас понимают и любят»

Санкт-Петербургский театр «Рок-опера» накануне показал в Уфе три спектакля. На уфимскую гастроль приехал сам художественный руководитель театра Владимир Подгородинский. В стране существуют три театра, занимающих одну нишу — Алексея Рыбникова, Стаса Намина и «Рок-опера».

Худрук питерской «Рок-оперы»: «В Башкирии нас понимают и любят»

Последний — самый репертуарный: в его афише 15 спектаклей, из которых на сегодняшний день в активе 8 постановок. В разное время, кроме собственного композитора театра Владимира Калле, с «Рок-оперой» работали Александр Журбин, Марк Самойлов, Андрей Петров. Появился театр в 1975 году в виде знаменитого коллектива «Поющие гитары», а свое сегодняшнее название утвердил уже в 1989 году.

— Мы ездим не с полутора чемоданчиками багажа, — отметил Владимир Подгородинский. — У нас масса аппаратуры и сложные декорации, потому и материальная ответственность велика. Зато зрители Уфе увидят все то же, что видели в Таллинне и Москве.

«Иисус Христос — суперзвезда» уже демонстрировали в Башкирии раньше, причем спектакль шел не только на уфимских площадках, но и в Салавате, Ишимбае и Стерлитамаке.
— Хоть это последний раз и было лет шесть назад, — продолжил худрук театра. — Но мнение о здешнем крае у нас уже сложилось: здесь нас понимают и любят, поэтому и сейчас есть все основания рассчитывать на хороший прием публики.

«Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера — спектакль знаковый во всех смыслах. В прошлом году весь мир отмечал 40-летний юбилей со дня первой его постановки. В России в 2011 году праздновали 20-летие адаптированной версии. И, несмотря на то, что в жанре рок-оперы это был не первый спектакль, отсчет традиционно начинают именно с него.

— Наверное, так случилось потому, что широкое хождение рок-оперы как жанра по земному шару началось именно с этого спектакля, — говорит Владимир Иванович. — Кстати, Уэббер знает о нашей постановке. В 1990 году на наш спектакль приезжал Сид Шо — известный продюсер, его друг. Ему понравилось, он даже забрал с собой исполнителя роли Иуды Рафика Кашапова на полтора месяца в США и Англию. Тот стал лучшим двойником Элвиса Пресли.

Правообладатели настолько высоко оценили российскую постановку театра, что не взимают плату за использование идеи.
— Тем не менее, посмотрев спектакль, продюсер меня упрекнул, — вспоминает Владимир — Он не понимал, почему я убрал из оперы главный хит — финальную арию Иуды. Но наш спектакль — это не шоу, как на Западе. Я ему рассказал, сколько было убито священников, какая сложная веха была в истории страны.

Во всем остальном — спектакль оригинальный, все тональные планы и арии сохранены, режиссер очень гордится отличным качеством музыки в постановках. Но сейчас все выступления проходят не под аккомпанемент настоящего оркестра, а под фонограмму.
— Вся музыка записана нами, нашим оркестром, — говорит он. — Но постоянно содержать музыкантов мы не можем, поэтому и в Питере, и на гастролях выступаем под записанную нами же фонограмму.

На самом деле зрителям представится возможность сходить не на три, а на пять спектаклей — детскую сказку за два дня прогонят три раза, обещая, что такой плотный график не отразится на качестве выступлений.
— «Сказка о мертвой царевне» создавалась внутри нашего коллектива, им самим, — говорит худрук. — В основе лежит практически оригинальный текст Пушкина. Лишь в финале опус поэта Николая Денисова.

«Сказка» является лауреатом престижного Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, который проходит в Пскове в Пушкинских горах. А сам театр «Рок-опера» располагается в доме, где великий русский поэт жил с 1817 по 1821 год — на Фонтанке,185. Быть может, потому артисты считают своим моральным долгом проводить пушкинскую тему в своей работе.
— У нас есть еще спектакль «Капитанская дочка», — сказал Владимир. — Но возить его мы не имеем возможности — слишком уж громоздкие декорации. Но из восьми спектаклей в репертуаре — два поставлены по Пушкину. Мне кажется это хорошей пропорцией.

Еще одна постановка, которая создавалась коллективом театра — спектакль «Ромео и Джульетта», либретто к которому написал сам Подгородинский.
— И музыку писал наш композитор Владимир Калле, мы специально ничего ни у кого не заказывали, — рассказывает режиссер. — Я вижу уникальность спектакля в том, что мы писали его для характеров, вокальных данных наших актеров.

Все костюмы и места действия будут максимально приближены к оригиналу.
— Для меня стало уже анахронизмом такое стремление к новшествам, — объясняет Владимир Иванович. — Не понимаю я, когда «Гамлет» или «Ромео и Джульетта» оказываются вдруг на Чернобыльской ГЭС, в женском общежитии или борделе — это сейчас считается очень модным. А мне кажется, что и с сохранением всех сюжетных нюансов спектакль остается очень современным.

Спектакль создавался совместно с Петербургской академией театрального искусства, где режиссер ведет преподавательскую деятельность.
— В спектакле как раз задействованы ребята из моего последнего актерского выпуска, — продолжает режиссер. — Поэтому состав артистов сейчас смешанный, есть и молодежь, и «старики», которые уже по двадцать лет работают в театре.

Кстати, педагогическую карьеру режиссер начал неспроста — не хватало квалифицированных кадров.
— Да и довольно занимательным делом оказалось находить и обучать талантливых ребят, — говорит Подгородинский. — К тому же практически все мои выпускники до сих пор работаю по специальности в разных театрах.

Владимир работает и с разными театрами по всей стране.
— Просто я чувствую, что это — мое поле, — объясняет он. — И мне очень нравится на нем пахать. А театры все разные, как люди, поэтому и работа всегда очень увлекательная.
Рок-оперу нельзя писать только в стиле рок, считает режиссер.
— Несмотря на то, что рок-н-ролл довольно динамичен, он все же относится к жанру миниатюры, — объясняет он. — И успех «Иисус Христос — суперзвезда» в том, что кроме рока там есть и симфонические построения, и регтайм, и настоящий хард-рок — все, что работает на создание сценического образа.

Несмотря на то, что Владимир Подгородинский уже много лет работает в Северной столице, иллюзий на ее счет давно не питает
— Я считаю город театральным, если в театры ходят дети, — продолжает Подгородинский. — Вот, к примеру, в Питере дети не очень-то ходят на спектакли, в Екатеринбурге — с удовольствием. Вообще, я уже давно считаю культурной столицей не Питер, а уральскую столицу.

Для режиссера главным перевесом на сторону Екатеринбурга стало отношение властей к здешним культурным организациям.
— Там поддерживают и малые, и большие театры, — поясняет он. — Такого трепетного отношения к культурным учреждениям, как там, нет нигде по стране. В Питере же все безумно любят Мариинку. Такая тенденция поддержки лишь больших театров характерна для страны в целом, в Москве в фаворе — Большой театр.

Однажды Подгородинский встретил сына Марины Влади Петра, профессионального музыканта-гитариста. Он был с другом-французом, который учился в театральном институте.
— Я рассказывал этому французу про распределения студентов в советское время, — вспоминает режиссер. — Парень от восторга чуть с ума не сошел: «Неужели давали место работы? Это же такое счастье!»

Подгородинский и сейчас считает, что всех студентов-бюджетников нужно распределять по городам — так возможно будет избежать дефицита актеров и режиссеров в провинции, а бывшие студенты, таким образом, еще и свое обучение «отработают».
— Просто все кругом такие амбициозные, — говорит Владимир Иванович. — А чуть что — не берут на работу в столице, то сразу все убегают машинами торговать.

Сейчас театр «Рок-опера» в «эксперименте» — уже с 2009 года он перешел из статуса государственного в автономию. Хотя субсидии на аренду помещения все же получает регулярно
— Еще государство выделило нам большую сумму на «Ромео и Джульетту», — добавил Подгородинский. — Но такая форма существования все равно крайне сложна и сурова для артистов — не все выдерживают нестабильности.

Режиссер считает такое положение «пагубным для театров», тем более что есть все основания полагать, что подобная участь постигнет 80% театров по всей стране.
— Чтобы заработать денег на существование, театрам придется ставить «ходовые» спектакли, — сетует Владимир Иванович. — Но они далеко не всегда несут в себе высокий смысл, а про творческие поиски актеров и режиссеров вообще в таком случае говорить не придется.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру