Мастер-классы

На олимпиаду «Покори Воробьевы горы!» в Уфу приезжали гимназиями и семейными династиями

На минувшей неделе в Уфу съехались талантливые ребята из шести регионов Поволжья и Урала — Пензенской, Самарской, Челябинской, Оренбургской областей, Пермского края, Татарстана, а также городов и районов Башкортостана — Уфы, Стерлитамака, Салавата, Нефтекамска, Октябрьского, Белорецка, Бирска, Кумертау и села Стерлибашево.

На олимпиаду «Покори Воробьевы горы!» в Уфу приезжали гимназиями и семейными династиями

9 и 10 марта в башкирской столице третий год подряд проходил очный тур олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы», организаторами которой выступают издательский дом «Московский комсомолец» и МГУ имени Ломоносова.

Ударить по всем фронтам

В олимпиаде могут участвовать не только одиннадцатиклассники, но и ученики с пятого по десятый класс. Победители этих соревнований получают льготы при поступлении в любой вуз России. Правда, раньше очный этап для них не проводился. Теперь же десятиклассники получили возможность проверить себя и набраться опыта еще и в решающем туре, приехав на испытания вместе с выпускниками. Принимать экзамены у наделенных пытливым умом школьников в столицу Башкирии прибыли профессора главного вуза страны — Московского государственного университета имени Ломоносова.

— Немаловажной целью олимпиады стало развенчание мифа, что обучение в МГУ доступно лишь москвичам или ребятам из обеспеченных семей, — рассказывает замруководителя оргкомитета олимпиады Ольга Жарова. — Мы хотим дать шанс любому школьнику стать студентом этого высшего учебного заведения на бюджетной основе. Просто в таком престижном вузе должны учиться лучшие, а наши покорители Воробьевых гор доказывают этот статус из года в год.

По словам г-жи Жаровой, появление в семье гениев в математике, физике, химии не зависит от материального положения родителей. Даже наоборот, целеустремленных ребят из небогатых семей, поставивших себе цель получить высшее образование, среди участников олимпиады — большинство.

Шестнадцатилетняя Даша Кузнецова учит французский язык со второго класса и точно знает — карьеру будет строить именно на языковой платформе.
— Моему старшему брату Денису языки тоже даются легко, — хвастает школьница из Самары. — Он будет специалистом со знанием сразу двух языков: французского и английского.

Даше знаком настоящий французский говор, ведь у нее есть возможность общаться с носителями языка.
— В Самаре есть представительство известной организации «Альянс Франсез», — рассказывает десятиклассница. — Как раз там мы и общаемся с настоящими французами — это крайне важно.
Даша учится не в лингвистическом, а в экономическом классе и свою будущую профессию видит в международной экономике, хотя и признается, что «это самые смелые мечты».

Несмотря на то, что у девушки в запасе есть еще целый год, с волнением ей даже сейчас справиться нелегко.
— Переживаю лишь перед началом экзамена, — говорит она. — А когда увижу задание, все отходит на второй план: могу уже полностью сконцентрироваться.

Ясно, что приезжать без товарищей в незнакомый город никому не придаст смелости. У троих одноклассников из Бугульмы, приехавших покорять Воробьевы горы по трем разным предметам, проблем с моральной поддержкой не было.
— Вот так вышло, — смеется Женя Кудряшов. — Я прошел в очный тур по физике, хотя сдавал еще математику и очень рассчитывал показать хороший результат, а в итоге математику будет сдавать моя одноклассница.

Увлекаться физикой парень начал лишь в девятом классе — с тех пор, как стал учиться у педагога Вячеслава Парфенова.
— Даже я вижу, насколько учитель может заинтересовать своих подопечных,— говорит мама выпускника Татьяна Ивановна. — Именно благодаря учителю у ребят появляется необходимая любознательность, без которой в физике никак.

Айгуль Абдрашитова, как и Женя, учится в физико-математическом классе бугульминской школы №6, но теперь ребята друг другу уже не конкуренты.
— Главное, чтобы каждый из нас смог вовремя собраться,— говорит девушка. — Я ведь могу в решающий момент что-то забыть, а это обидно.

Своими математическими способностями Айгуль обязана маме Резеде Закариевне, которая работает начальником сметной группы в проектном институте.
— Честно говоря, нам дочка никогда не доставляла никаких хлопот, — радуется мама. — Всегда самостоятельная, что даже удивительно, поэтому мы ее легко отпустим учиться в Москву, если она победит.

В своих мечтах выпускница уже присмотрела место в МГУ, Московском физико-техническом институте или Казанском федеральном университете, хотя и говорит, что лучшая профессия — у танцовщиц.
— Я ведь десять лет занималась народными и эстрадными танцами, — рассказывает она. — Единственное, что меня остановило на пути к танцевальной карьере, — это неминуемая преподавательская деятельность через некоторое время — не по душе мне это.

Третья одноклассница ребят прошла в очный тур по истории. Наиле Шарафутдиновой неплохо даются все науки, но любимыми давно стали английский язык и история. Кстати, девушка набрала 98 баллов на заочном этапе «ПВГ» по английскому языку, не добрав всего одного решающего балла.
— Именно эти предметы я буду сдавать по желанию в конце года, — говорит школьница. — История и английский мне понадобятся при сдаче экзаменов в МГИМО — я ведь хочу стать дипломатом.

17-летняя девочка собирается воплотить в жизнь мечту отца Талгата Рафкатовича, который надеялся заняться дипломатией, но стал инженером.
— Еще мне интересна мировая экономика, — рассуждает выпускница. — В любом случае, как ни крути, хочется представлять интересы своей страны.

Потому-то школьница присматривается к Высшей школе экономики и российскому экономическому университету им. Плеханова. За годы учебы в школе Наиле так и не удалось поехать учиться за границу — она прошла во второй тур международной программы Flex, но потом срезалась.
— Ничего страшного: постараюсь объездить мир позже, — улыбается Наиля. — И если бы мне уже сейчас предложили поехать куда-то работать, я выбрала бы Америку: другой континент, иной менталитет, активная нация — для меня это очень интересно.

По словам представителей МГУ, во время испытаний исключается всякая возможность списать или воспользоваться шпаргалкой.
— Даже если ребята смогут пронести в аудиторию вспомогательные приспособления, им это вряд ли поможет, — признается старший преподаватель факультета глобальных процессов МГУ Анна Буланова. — Стандартных задач вы не найдете: каждое задание требует изобретения особого решения, справиться с которым можно только при творческом подходе.

Инженер ученических душ

В отличие от Наили, трем парням из Казанского татаро-турецкого экономического лицея-интерната №7 сомневаться в знании английского языка не приходится. Двое из них, Ахат Гибатов и Ринат Зарифов, набрали проходные 99 баллов, а их товарищ Айрат Габдрахманов, который недавно оказался призером татарстанской олимпиады, стал победителем в заочном туре, достигнув стобалльного предела.
— Мы не будем слишком усердствовать с повторением и подготовкой перед испытанием, — говорят ребята. — Перед смертью ведь не надышишься, мы даже не слишком много говорили по-английски между собой по дороге в Уфу.

Преподавателю ребят Евгению Уткину чрезвычайно приятно привезти на олимпиаду высочайшего уровня сразу трех своих учеников.
— У меня уже есть выпускники, которые связали свое университетское обучение с иностранным языком, — рассказывает 33-летний учитель. — А сейчас испытываю настоящую преподавательскую гордость и заранее радуюсь за мальчишек, ведь к своим годам они достигли очень неплохого уровня.

Айрат и Ринат выбирают между обучением в сфере логистики, менеджмента и бизнес-информации. А вот Ахат мечтает стать послом или поступить на факультет американских исследований.
— Мы с легкостью уедем учиться в одну из столиц, — говорит Ринат. — Ведь уже с седьмого класса живем отдельно от родителей и привыкли быть взрослыми.

Парням действительно будет легко отправиться на новое место — увлечение боксом можно поддерживать где угодно, а на девчонок «нужно слишком много времени, лучше заняться чем-то полезным».
— Ребята действительно «горят» своим предметом, — добавляет преподаватель. — Мне пришлось им помочь лишь в категории страноведения, когда необходимо было знать название какого-то культурного памятника, с чем связано его появление — это оказалось самым сложным для школьников.

Равняться на своего педагога мальчишки могут смело, ведь у Евгения Анатольевича два высших образования, которые он получил в Турции.
— Я учился в средневосточном техническом университете и Билькент Университете в Анкаре, — рассказал учитель. — У нас в лицее и турецкий язык учат: сейчас это направление тоже довольно перспективно.

Выполнением собственных работ на испытаниях по английскому языку ребята остались не очень довольны. По мнению одноклассников, могли бы и лучше. Ринату Зарифову, например, помешало отсутствие любимых красных кед, в которые он всегда переобувался на ответственных экзаменах. По убеждению школьника, благодаря счастливой обувке, он не раз становился победителем различных интеллектуальных соревнований.

Как предполагает юноша, он оставил «сменку» в автобусе, который перевозил иногородних конкурсантов по Уфе, а потому пришел на экзамен в ботинках, которые к счастливой примете отношения не имеют. К моменту окончания испытаний междугородный автобус уже несся по трассе Уфа-Оренбург с пассажирами, а школьник хотел во что бы то ни стало найти заветные кеды, чтобы быть уверенным в результатах экзамена. Водитель огромной машины Анатолий Кузьмин за два дня так привык к школьникам и проникся к ним отеческой любовью, что остановил автобус на трассе, проверил салон, но «счастливых» кед под ногами пассажиров так и не нашел. Не обнаружили обувку и в санатории «Черемушки», где жили дети. Впрочем, владелец «везучей» обуви, заставивший взрослых поволноваться из-за потери, расстроенным не выглядел.

— Ну, ничего, значит, в этот раз стану не победителем, а призером, — сказал Ринат.
17-летняя Алина Яблочкина приехала из Сызрани в Уфу сразиться с единственным соперником по литературе — с Александром Пашинским из Новокуйбышевска.

В прошлом году, тогда еще десятиклассница, девушка уже участвовала в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» и стала победительницей заочного тура. Алина мечтает стать журналистом, «может быть и международником, если уровень знания языка позволит», ведь ее писательская деятельность началась еще в десять лет.
— Тогда я написала свой первый рассказ, — смеется школьница. — Я даже его точно не помню уже, придумала что-то очень детское о приключениях на каникулах, про хулиганский поджог, которого никогда не было.

С тех пор девочка регулярно отсылала свои рассказы, а потом и статьи в местные и областные издания. В семнадцать лет Алина уже давно является внештатным сотрудником газеты «Волжские вести». Поступать школьница будет в МГУ или в РГГУ на журфак.
— Иногда я почитываю журнал «Русский репортер», а вообще моим кумиром является Александр Гордон, — говорит Алина. — Не зря ведь я приехала на очный этап по литературе — люблю в анализе произведения докапываться до самой сути.

Это радость и беда девушки, ведь на конкурсах и олимпиадах ей с большим трудом удается уложиться во временные рамки, а особенно в оглашенный максимальный объем.
— Очень люблю все по сто раз переделывать, — говорит она. — В итоге — куча черновиков и огромный текст. Именно поэтому мне хотелось бы стать журналистом в специализированном, к примеру, литературном журнале, хотя загадывать еще слишком рано.

— Среди конкурсантов я всегда безошибочно узнаю ребят, которые принимают участие в олимпиадах из спортивного интереса, — рассказывает заместитель проректора МГУ Михаил Копчиков. — Они уже многократно подтвердили свои знания, для них открыты лучшие вузы страны, но они снова и снова проверяют свои знания. Это какой-то близкий к спортивному азарт — доказать, что ты — лучший.

Дома и стены помогают

Благотворительный фонд «Урал» второй год подряд поддерживает проведение очного тура Всероссийской олимпиады «Покори Воробьевы горы».
— Это дает возможность привлекать больше школьников из Башкортостана к участию в этом проекте. И результат заметен, — уверен генеральный директор БФ «Урал» Юсуп Мирсаитов. — Правильно говориться: дома и стены помогают.

По словам Юсупа Мухайсиновича, многим родителям сложно решиться отпустить ребенка для участия в таких конкурсах, но когда есть возможность фактически сдать экзамен в главный вуз страны в Уфе, «многие вопросы решаются гораздо проще».
— Вот и в этот раз участие приняли все, кто захотел, — отмечает гендиректор «Урала». — Мы очень довольны уровнем организации олимпиады. При относительно небольших финансовых затратах были обеспечены самые благоприятные условия всем школьникам, приехавшим на очный тур.

Юсуп Мирсаитов выразил уверенность, что сотрудничество фонда с Московским государственным университетом и «Московским комсомольцем» будет продолжено.
— А те талантливые дети, которые только задумываются о выборе вуза своей мечты, получат возможность и дальше участвовать в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» в Уфе, — пообещал он.

Шумная компания из пятерых белорецких школьниц не может не привлечь внимания — сразу пять девочек из гимназии №17 прошли в очный тур по биологии.
— Это так вышло благодаря нашей Илюзе Гарифулловне Шагалиной, — в один голос твердят школьницы. — Она умеет настолько досконально все объяснить, что никаких вопросов даже не останется.

Алла Епифанцева и Эльвина Османова учатся в одном классе с физико-математическим уклоном, а Регина Хажиахметова и Оля Ерлыченкова состоят в параллельном химико-биологическом классе. И только десятиклассница Алена Новоселова, которая в этом году заняла второе место на республиканской олимпиаде, может не переживать, как ее подруги — она приехала просто набраться опыта.

Девчонки собираются стать студентками РГМУ, Медакадемии в Екатеринбурге, Фармацевтической академии в Питере, а может быть и биофака БашГУ.
— Самое главное — пока что набрать как можно больше баллов, — говорит Регина. — На заочном туре мы ведь друг другу немножко помогали, все участники могли листать учебники или советоваться с преподавателями.

Учительница юных дарований Илюза Шагалина даже рада, что настал, наконец, финал олимпиады.
— Вот теперь они точно проверят лишь свои собственные знания, — говорит она. — Я даже рада, ведь в любом случае впереди еще ЕГЭ, а у моих девочек за плечами будет такая база заданий и опыт работы при наблюдательной комиссии.

Хотя школьницы находят время не только для того, чтобы корпеть над книгами, — Регина и Эльвина ходят в студию авторской песни, где занимаются игрой на гитаре. Регине и вовсе прочили карьеру актрисы, было бы желание поступить в театральный.
— Я даже на какой-то момент задумалась об этом, — рассуждает девушка. — Но все же решила сначала получить полезную для жизни профессию, связанную с конкретной и довольно применимой на практике наукой — биологией или химией. А потом уже решу, насколько мне нужна сценическая жизнь.

Столь же сильно привык к работе на сцене и математик Азат Тулебаев, кстати, тоже приехавший из Белорецка. Парень четырнадцать лет занимается эстрадными танцами и говорит, что ему все равно, что именно танцевать, главное — танцевать.
— Но я понимаю, что нужно получить серьезное образование, — говорит Азат. — Поэтому собираюсь учиться в МГУ, МФТИ или в «Бауманке», чтобы стать хорошим специалистом, например, в сфере информационной безопасности.

Школьник вполне может рассчитывать на исполнение своей мечты, ведь в белорецкой компьютерной школе он получил неплохую базу знаний, да и волноваться на испытании вряд ли будет — ездит на республиканские олимпиады с девятого класса.
— Да уж, лучше все эмоции оставлять за дверью, — смеется он. — Я несколько лет назад переволновался на какой-то олимпиаде по математике и наделал много ошибок — потом так долго себя корил, думал, ну зачем вообще нужно было тогда идти, если так срезался.

Поэтому теперь школьник четко уяснил: лишние переживания ни к чему, и волнения не стало.
— Нужно ведь уметь расслабляться, — продолжает он. — Для меня релакс-эффектом всегда обладали танцы, а теперь я мечтаю, что в студенческие годы буду играть с товарищами в футбол — всегда мечтал научиться хорошо гонять мяч.

Вместо медали — дальние дали

Самарская школьница Ирина Гаврилова пока что об отдыхе даже и не думает: в мечтах она — студентка МГУ или МГИМО и будущий экономист.
— Мне вовсе не страшно, что экономистов пруд пруди, — уверенно заявляет девушка. — Ведь по сути всех специалистов много, а экономика охватывает массу отраслей. Вот я бы не отказалась работать в банковской системе.

Английский язык — второй приоритетный предмет для Иры, но заочный тур по нему писать не стала. Девушка призналась, что не уверена в своих силах, да и не расстроилась сильно, ведь проходной балл все равно был слишком высок. Ирина учится в ассоциированной школе ЮНЕСКО гимназии №11.
— Я бы могла попробовать попасть в программу по обмену, — говорит она. — Но мне просто не захотелось пропускать целый год в школе, а потом нагонять и так долго жить вдали от дома — думаю, еще успею.

В этом году меньше всего желающих школьников сдавать иностранные языки, но среди них были по-настоящему уникумы. Так, например, Ришат Загидуллин из Набережных Челнов в заочном туре набрал сто баллов.
— Да, неплохой результат, — соглашается школьник. — Но неизвестно, как я выступлю здесь. Выложиться нужно по полной. Я с 7 класса занимаюсь английским и в дальнейшем планирую связать свою профессию с международными отношениями и быть дипломатом.

Другой «международник» грезит заниматься востоковедением.
— Я удивился, когда на сайте «МК» обнаружил себя в списке прошедших в очный тур, — говорит Александр Пашинский из Новокуйбышевска. — Думаю, и здесь напишу неплохо, а в МГУ планирую поступить на филфак.

По словам Саши, о «горах» он узнал еще год назад и уже делал попытку пробиться на олимпиаду, и вот теперь ему предстоит написать сочинение по литературе.
— Я с 9 класса участвую в олимпиадах, весь мой тренерский штаб — классный преподаватель, — рассказывает он. — Можно сказать, я ветеран в олимпиадном движении. В дальнейшем хочу заняться востоковедением — восточные языки и культура, в приоритете — японский язык.

А 19-летний Кирилл Татаринцев из Самары в этом году заканчивает гимназию с гуманитарным языковым уклоном. В Уфу он приехал сдавать обществознание.
— Я прошел через многолетнюю череду олимпиад, и в заочном туре «ПВГ» набрал 90 баллов, — хвалится он.

Кирилл заметил, что оставшиеся часы до начала экзамена потратит на повторение материала, хотя до этого провел две недели в зубрежке, ведь его предмет — это целый сборник наук.
— В обществознании много блоков, включающих философию, право, социологию и другие науки. А в конце еще эссе — и на все три часа, — пояснил школьник.

В дальнейшем, как признался молодой человек, он планирует покинуть Самару, чтобы всерьез заняться юриспруденцией и стать юристом-международником.
— Пока выбираю между российским и международным правом, но изучать науку буду уже не в своем родном городе, — поделился он планами.

Готовность покинуть отчий дом выразил и другой соискатель студенческого билета — 18-летний Ренат Хасанов из Набережных Челнов, сдающий олимпиаду по химии. Молодой человек планирует стать медиком, продолжив династию, и переехать в Первопрестольную.
— В химии мне всегда нравилась тема качественного анализа, при этом я не люблю заниматься языками, как родными, так и иностранными, считаю, что они отнимают от точных наук кучу времени, — был категоричен парень. — Если МГУ мне не светит, буду пытаться попасть в университеты Сечина или Пирогова. Нет, из России не уеду — языков не знаю. А здесь планирую стать врачом и пока выбираю между хирургией или болезнями сердца. Я не из «ботаников» — просто везунчик, и верю, что мне повезет.

Однокашник Рената Дмитрий Ладан также приехал сдавать химию. В его копилке уже много наград и первых мест в олимпиадах. При этом он добровольно отказался от возможности окончить школу с медалью, гарантирующей поступление в вуз без экзаменов.
— Я не потенциальный медалист, мне этого не нужно: занимаюсь только теми предметами, которые мне нравятся и пригодятся в дальнейшем, а стремление к медали предполагает, что все остальные дисциплины должны быть закрыты пятерками, — объяснил Дима. — Я призер всероссийской олимпиады по химии и могу поступить в вуз без экзаменов. Что же касается олимпиады, то считаю, что тест по химии — это как лотерея. Если попадется то, что знаю, — хорошо, если нет — проиграл.

На самих испытаниях главной помехой Диме стало солнце. Светило слепило участнику глаза, да так сильно, что школьник попросил экзаменаторов пересадить его. А поскольку уже не было свободных мест в аудитории физико-математического корпуса БашГУ, где проходил второй этап олимпиады, члены комиссии уступили мальчику свой стол. В результате преподаватель геологического факультета МГУ Андрей Аплеталин, который курировал проведение олимпиады по химии, все три часа, отведенные на выполнение заданий, провел на ногах.
— Я ничуть пострадал, — смеется Андрей Владимирович. — Ведь главное, чтобы участники олимпиады показали свои способности по максимуму. И если им что-то мешает проявить себя, надо по возможности это устранить.

17-летний Булат Усманов из Альметьевска, приехавший испытать удачу в олимпиаде по математике, считает, что перед экзаменами нужно освежить мысли.
— За один день приготовиться нереально, надо освободить голову, — заметил парень. — Все, кто сюда приехал, предварительно изучали материалы олимпиад предыдущих лет и понимают, с чем им предстоит столкнуть: где самые сложные задания и за какие больше всего начисляют баллы. Поэтому перегружать мозг перед решающим моментом нет смысла — нужно развеяться.

А вот Александр Барашкин, 16-летний школьник из Пензы, перед испытаниями по химии, наоборот, окружил себя учебниками и конспектами.
— Будет обидно, если что-то знать и забыть это на олимпиаде, — признается он. — У каждого из нас есть сильные и слабые стороны, вот я, например, из теории хорошо знаю органическую и неорганическую химию, но все равно чувствую, что нужно повторить.

По словам молодого человека, высокие отметки в заочном туре, а он набрал 92 балла, на очной стадии олимпиады не имеют значения.
— Заочные задания пишутся с домашней поддержкой под присмотром педагогов, а здесь все предстоит решать самостоятельно и за три часа, — объяснил он.

Его сосед по комнате, 17-летний Рустам Губайдуллин, представляющий Татарстан, выразил мнение, что сам олимпиадный тест очного тура несет в себе много опасных пунктов, как, например, части, в которых сразу несколько правильных ответов, потому есть риск потерять драгоценные баллы.
— Задание по обществознанию — это не менее 15 вопросов плюс эссе и задачи по праву, — говорит Рустам. — За какие-то — больше баллов, за какие-то — меньше. Потому нужно четко определять приоритеты, чем можно пожертвовать, а чем не стоит пренебрегать.

Земляк Рустама, 17-летний Роман Иванников, приехавший из Бугульмы, заметил, что рассчитывает получить хорошие баллы по биологии.
— В МГУ я хотел бы поступить на биофак, — делиться мечтами Роман. — И заняться либо молекулярной биологией, либо генетикой, а в будущем хотел бы работать в биоинженерии и сделать карьеру в науке.

Любовь к предмету Роману передалась от матери, преподавателя биологии, но при этом молодой человек отказался от ее помощи и занялся самоподготовкой.
— В 7 классе я хорошо написал олимпиаду, что в дальнейшем и определило мой выбор. Я обнаружил, что биология — это интересно, и дается мне лучше всего. Нет, «ботаником» себя не считаю, хотя когда-то меня так называли, но сейчас до этого почетного звания не дотягиваю, — смеется школьник. — Атрибут «ботаника» — очки с толстыми стеклами и сутулость, а я не соответствую этому образу.

Как и остальные абитуриенты, Роман планирует покинуть пределы родного региона и получить московскую прописку.
— Дома хорошо, но, как выражается один из моих учителей, «домашний студент — это не студент, а аморфное тело, плавающее по поверхности науки».

17-летний житель Самары Вячеслав Крячков признался, что хотя его отец по образованию историк, но по стопам родителя ему идти не хочется, поэтому избрал химическую науку.
— Хотел бы уйти в производство, заняться новыми конструкционными материалами, пластмассами, — говорит Слава. — Раньше мне нравилась неорганическая химия — свойства веществ, а сейчас — органика.

Кстати, представители МГУ подтверждают — за выпускниками, приехавшими из провинции, очень часто гоняются представители иностранных компаний. За бугром понимают, что если молодой человек так упорен, что вынес тяготы жизни в чужом городе и добился своего, от него толку будет в разы больше, чем от незакаленных тяготами москвичей.
— Уже на третьем курсе начинается охота за головами, — рассказывает доцент физического факультета МГУ Владимир Аксенов. — Иностранцы делают все, чтобы переманить к себе на работу наших выпускников, приехавших из различных регионов. Но мы надеемся, что в России все изменится, и здесь станут не меньше ценить специалистов высокого класса.

Гастроли для «ботаников»

Другие соискатели высоких баллов по химии — воспитанники стерлитамакского лицея-интерната №3 Дамир Кадырбаев из Оренбурга и Ильдар Юсупов из Стерлибашево. Изучив список прошедших в очный тур, парни пришли к выводу, что придется конкурировать со столичными жителями.
— Стобальники там — сплошь москвичи, — говорит Дамир. — Они заняли все верхние строчки.

Но, по словам Ильдара, представителям Стерлитамака всегда удавалось занимать самые высокие места в олимпиадах по химии всех уровней.
— У нас город химический, даже воздух пропитан ею, — смеется парень, — поэтому ее должен знать каждый житель.

Как выяснилось, Дамир и Ильдар уже пять лет учатся вместе и путешествуют вдвоем по всем олимпиадам.
— У нас полкласса — олимпиадники, — рассказывает Дамир, — и все такие же гастролеры, переезжающие с одного испытания на другое.

Но, как признались ребята, они уже устали от постоянной зубрежки и мечтают хорошенько выспаться.
— С 9 класса путешествуем по олимпиадам, уже просто хочется отдохнуть. Вероятно, на «горах» наша олимпиадная карьера получит свое венценосное окончание, и мы займемся наукой уже в вузе, — надеются парни.

Олимпиада «Покори Воробьевы горы» уникальна — здесь выявляют таланты, которые не имели бы возможности проявить себя.
— Конечно, единый государственный экзамен выявляет знания выпускников, — говорит Владимир Аксенов. — И это хорошо. Но в прошлом году в МГУ случился казус — после первой сессии с механико-математического факультета отчислили 52 студента, не справившихся с учебой. Такого не было никогда! И дело не в том, что эти ребята были плохо подготовлены, а в том, что математика не была их призванием, но они подали документы по результатам ЕГЭ на престижный факультет. Участники олимпиады уже в школе знают, какую науку хотят изучать, и делают все возможное, чтобы дойти до цели.

Благотворительный фонд «Урал» с самого начала своей работы поддерживал проекты в сфере образования, помогая одаренным детям. Помощь в проведении очных туров олимпиады «Покори Воробьевы горы» в Башкирии, которую «Урал» оказывает не первый год, — не единственный пример подобной поддержки. Сначала это были программы по поддержке детских домов и коррекционных школ. Затем фонд стал оказывать помощь в ремонте и оснащении образовательных учреждений — детских садов, школ, кадетских корпусов, профессиональных учебных заведений. С 2010 года «Урал» выделяет средства и на отдельные знаковые мероприятия, в которых участвуют ребята из Башкортостана. Например, в конце 2011 года кадеты из Ишимбая, благодаря средствам, выделенным фондом, приняли участие во Всероссийском съезде кадетов и достойно выступили на соревнованиях, посвященных семидесятой годовщине битвы под Москвой.

— В прошлом году нашу поддержку получили детские сады, детский дом, коррекционные школы-интернаты, колледж, кадеты в девяти городах и районах Башкортостана, — отмечает генеральный директор БФ «Урал» Юсуп Мирсаитов. — Часть проектов продолжается и в этом году. В селе Караидель школу реконструировали к 1 сентября, а в этом году запланировано пристроить к ней просторный спортивный зал. Также уже началось строительство школы с детским садом в деревне Микяшево в Давлекановском районе и школы в деревне Миякитамак Миякинского района Башкирии.

После оформления документов начнется финансирование реконструкции лицея-интерната в Давлеканово и ремонт школы села Ильино-Поляна Благовещенского района. Помощь получат также детский дом №9 и три средних образовательных учреждения Уфы. Будет закончено строительство двух детских садов в Кугарчинском районе. Также совет фонда одобрил выделение средств на финансирование участия одаренных детей из Детской школы искусств села Федоровка Федоровского района в международном конкурсе в Праге. Так что олимпиада для талантливых российских школьников «Покори Воробьевы горы», прошедшая в Уфе, — один из важных проектов, ради которых и существует благотворительный фонд.

— Заключительный этап олимпиады «Покори Воробьевы горы» в Уфе, на мой взгляд, прошел великолепно, — говорит Михаил Копчиков. — И не только потому, что организаторы и партнеры этого образовательного проекта сделали все возможное для того, чтобы интеллектуальные состязания школьников прошли успешно — большое спасибо благотворительному фонду «Урал», оказавшему поддержку олимпиаде. Но самое главное, что я заметил на испытаниях, — как ответственно подходили к выполнению заданий участники олимпиады «Покори Воробьевы горы». Было видно, что в аудиториях нет случайных людей. И мы надеемся, что старшеклассники покажут хорошие результаты, которые будут известны 28 марта. Хочу выразить благодарность и Башкирскому государственному университету, в котором традиционно проходит уфимский тур олимпиады «Покори Воробьевы горы».

За три года проведения в Башкирии интеллектуальных соревнований фонд «Урал» дал путевку в жизнь множеству одаренных ребятишек из самых отдаленных уголков республики. Преподаватели МГУ отмечают, что среди ребят из провинции, поступивших в лучший вуз страны благодаря Олимпиаде «Покори Воробьевы горы», нет ни одного отчисленного — все учатся только на «хорошо» и «отлично». И такие соревнования для талантливых школьников в регионах подчас единственный шанс стать студентами лучших вузов страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру