Новоселы на выселках

Участники госпрограммы «Свой дом» оказались отрезанными от цивилизации

Осенью 2010 года правительство Башкортостана прекратило финансирование программы малоэтажного строительства «Свой дом». За время действия документа, призванного обеспечить недорогим жильем семьи бюджетников, появились новые коттеджные поселки в Шамонино, Жуково, Дорогино и Алкино.

Участники госпрограммы «Свой дом» оказались отрезанными от цивилизации

Свои дома получили 3208 необеспеченных семей. Уникальность башкирской программы заключалась в том, что себестоимость квадратного метра в доме равнялась 10 тысячам рублей за счет экономичных технологий строительства, бесплатного предоставления земельного участка и покрытия госбюджетом расходов на подведение коммуникаций. Сегодня за государством остались не полностью выполненные обязательства по строительству социальных объектов и другой инфраструктуры. Тем не менее, люди начинают обживать территории, пока что больше похожие на выселки.

А у нас на кухне газ

Азат Хабутдинов получил дом в Шамонино еще в 2010 году, но заезжать сюда с женой и двумя маленькими детьми не решается — семья продолжает ютиться в съемной уфимской квартире.
— Можно было доделать ремонт в доме гораздо быстрее, но мы очень сильно зависим от погоды, — объясняет он. — Если даже сейчас, в летнее время, пойдет дождь, доехать до нашего участка будет проблематично.

Дело в том, что на поселок с 1050 подворьями приходится пока только две асфальтированные дороги, которые появились осенью прошлого года.
— Весной и осенью все жильцы оставляют свои машины у въезда в Шамонино, а дальше идут пешком, — рассказывает Азат. — Но с учетом того, что почва здесь глиняная, можно представить, каких усилий нам стоит добраться до своего дома.

Несмотря на это, никто не хочет уезжать из столь долгожданного собственного жилья — в программу вступали молодые и многодетные семьи, у которых средства на покупку даже дома за 600 — 800 тыс. рублей нашлись только при поддержке республики. И даже эта сумма многим до сих пор кажется очень большой.
— Мы рады были бы поскорее сюда переехать, этой зимой порядка двух сотен семей уже зимовали в своих домах, — говорит Азат. — Но если б не было электричества и воды, вряд ли кто-то рискнул бы заехать в фактически нежилое помещение.

Дело в том, что проведение основных инженерных сетей взяло на себя государство, но дальше магистральных линий дело не пошло. И в конце 2010 года участникам программы «Свой дом» предложили подключиться к коммуникациям самостоятельно. Республика фактически переложила на плечи новоселов непосильные для них расходы. Программа оказалась на грани краха, поскольку одновременно выплачивать ипотеку за выкупленные, но так и не ставшие жилыми дома, снимать комнаты для временного проживания и находить средства на подводку коммуникаций большинство семей «потянуть» не могли. Поэтому, когда весной прошлого года благотворительный фонд «Урал» начал выделять семьям средства, покрывая расходы на подведение воды, газа и света, жизнь стала буквально возвращаться в заброшенные поселки.
— Мы очень удачно уложились в фиксированную сумму в сто двадцать тысяч рублей, — показывает еще свежую траншею Азат. — Все тратят деньги по-разному. Кто подходит к этому рачительно и разумно — тем этих средств хватает.

Невыездные сельчане

С прошлого года из 1050 семей в Шамонино воспользовались денежной компенсацией благотворительного фонда 862 семьи, чем и объясняется густонаселенность этого поселения. Тем более, что здесь в рамках еще действующей когда-то программы успели построить детский сад и просторную школу, условия в которой гораздо лучше, чем во многих городских. Но и тут не обошлось без казусов, бюрократических проволочек и невнимания со стороны соответствующих органов. Земля учебного заведения, успешно работающего уже два учебных года, до сих пор до конца не оформлена, и пока что её выпускники аттестаты получают в школе соседней деревни Русский Юрмаш.
— Мы и к фельдшеру ходим примерно за три километра в Шмидтово, так как своего ФАПа пока что нет, строительство только началось, — говорит Урал Абакачев. — Мы с женой люди советской закалки, трудностей не боимся, но, честно говоря, уже терпения не хватает.

Мужчина морально устал потому, что вместе с семьей заселился в дом сразу после его получения в 2010 году — средств у программиста и медсестры на то, чтобы одновременно снимать квартиру в Уфе и делать ремонт в собственном жилье, не было. Им довелось пережить две трудные зимы, когда в доме не хватало тепла, воды, и ежедневно до дороги приходилось ходить, преодолевая метровые сугробы.
— Когда мы сюда приехали, то были полны надежд на будущее, — улыбается Урал Усманович. — Такое редкое ощущение стабильности — как-никак, а свое собственное жилище укрепляет почву под ногами. Это помогало преодолевать все трудности. Чуть меньше года назад у нас родился второй ребенок.

После того, как у жителей появилась возможность подвести коммуникации к дому, а, соответственно, и условия для активных ремонтных работ, основной проблемой стало бездорожье.
— У нас, к примеру, нет своего автомобиля, — продолжает Урал Абакачев. — Поэтому, если нужно привезти какие-то стройматериалы, особенно в межсезонье, то частники просто отказываются заезжать в грязь и, те же мешки с цементом приходится тащить на себе по глиняной жиже.

В таких условиях для детей, которых здесь очень много, главным развлечением и способом проведения досуга стало катание на велосипеде, а самые маленькие играют в своих дворах.
— По госпрограмме «Свой дом» помимо основных социальных объектов был еще и парк, — рассказывает начальник эксплуатационного участка обслуживающей компании в Шамонино Евгений Зырянов. — Тогда было отведено специальное место и даже проложены дорожки, но все застопорилось. А теперь, примерно через месяц здесь все заметно преобразится.

Уже сейчас жительницы поселка, нашедшие пару часов свободного времени, кропотливо пропалывают центральную клумбу, ведь дети все равно прибегают в пока что дикий парк порезвиться. Из-за того, что в Шамонино начали активно заселяться семьи, поселок заметно ожил за последний год, и благотворители решили помочь обустроить парковую зону для детишек и их мам, выделив на необходимые работы 350 тысяч рублей.
— Уже через месяц здесь появится ограда, игровые площадки с песочницами и скамейками, — рассказывает Евгений Михайлович. — Так, из четырех блоков, на которые дорожками разделен парк, две останутся свободными от качелей и горок — тут просто будут расти березы.

Исключительно спальный район

Но поселок Шамонино — самый удачный пример реализации программы «Свой дом» — в Жуково жители только завидуют школе и детсаду. Здесь же нет ничего, кроме, собственно, домов и живущих в них отчаявшихся людей.
— Мы уже не знаем, к кому обратиться, — рассказывает жительница села Жуково Миляуша Юнусбаева. — Только месяц назад началось строительство детского сада на 168 мест, а обещанной школы, кажется, в планах и нет.

Хотя здесь уже половина жителей воспользовалась помощью благотворителей и подключилась к коммуникациям, но пессимизм у людей преобладает. С Шамонино жителей Жуково роднит лишь отсутствие дорог. В остальном никакого сходства: ни ощущения «своего дома», ни планов на будущее, есть только бесконечные проблемы, с которыми приходится сталкиваться день ото дня.
— У нас старшая дочка через год должна идти в школу, а Ильясу сейчас и года нет, — рассказывает научный сотрудник института биохимии и генетики Миляуша. — И как мне одного в детских садик, а вторую в школу возить, я не знаю.

Здешних детей возят чаще всего в Дему — главное, чтобы к дому поближе. Но некоторые ребята ежедневно тратят на дорогу полтора часа в одну сторону.
— Мой сын Саша учится в 83-й школе с физико-математическим уклоном, — говорит Наталья Давыдова. — Мы были вынуждены пойти на такие большие для него неудобства — своей машины у нас нет, поэтому он всегда добирается до школы и обратно самостоятельно.

Сама Наталья не может выйти на работу, хотя ее младшему сынишке Елисею уже три года.
— Я буду ждать зимы, ведь к этому времени пообещали достроить детский садик, — говорит она. — И, честно говоря, я до сих пор не могу «насидеться» дома — после однокомнатной хрущевки, в которой мы все ютились, собственный просторный дом — это настоящее счастье. Вот только в окно лишний раз выглядывать не хочется.
— Благодаря фонду «Урал» мы подключились к инженерным сетям, — добавляет жительница села Жуково Миляуша. — Но если даже грузовая машина часто не может проехать по улице, то как вести ремонтные работы? Поэтому совсем немногие решаются жить здесь постоянно. Обещанных школы, детского сада, дорог нет уже два года. И если сначала на это смотрели как на временные трудности, то сейчас терпение у людей уже на пределе.

Не лучше дела обстоят в поселке Дорогино, где из 800 семей воспользовались помощью благотворителей 484. Но самая плачевная ситуация в Алкино, где только 11% семей подключились к инженерным сетям. Как бы то ни было, из 3208 семей, участвующих в программе, в течение года со дня, когда стали выплачивать компенсации за проведение коммуникаций, 1808 семей получили помощь от фонда «Урал» на общую сумму 217 миллионов рублей. Пока это самая действенная поддержка для них.

А в остальном, чаще всего, участникам программы «Свой дом» приходится ходить по замкнутому кругу инстанций. Пока правительство не выполнит условий программы, Уфимский район не в состоянии взять на себя решений всех возникших социальных проблем. Неоднократные обращения жителей в правительство, прокуратуру, другие инстанции ситуацию продвигает крайне медленно. То, что не успели доделать до 2010 года, новое руководство республики не спешит брать на себя в качестве обязательств, хотя в условиях реализации программы «Свой дом» все они были четко расписаны. Вот и оказались малоимущие семьи между теми, кто хотел бы завершить эту программу, но уже не имеет таких полномочий и теми, кто может решить их проблемы, но такого желания не испытывает.
 

Мировоззрение ставших уже местными жителей плавно переходит от состояния раздражения и чувства несправедливости к пониманию, что добиться скорейшего завершения своих мытарств они могут, только активно отстаивая свои права. А пока, по примеру первопроходцев советских времен мужественно преодолевают все созданные им трудности — иначе, откуда взять терпения возить ребенка в коляске по бездорожью к врачу за пару-тройку километров в ближайший населенный пункт?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру