Чудеса и не только

В главном храме республики шесть икон мироточили во время ремонта

Православные верующие, уфимские старожилы, а также горожане, интересующиеся историей города, знают о непростой судьбе соборного Храма Рождества Богородицы. В советское время церковь, как и большинство других святынь по всей стране, постигла печальная участь: строение, отданное под «нужды трудящихся» изрядно ветшало и разрушалось.

В главном храме республики шесть икон мироточили во время ремонта

Но в начале девяностых годов прошлого века началось возрождение Рождество-Богородицкого храма в Уфе, который стал не только религиозным, но и культурным достоянием столицы Башкорстостана.

Освоенные площади

Изначально церковь не носила статус соборной — главным храмом был Воскресенский собор, на месте которого теперь стоит Башдрамтеатр.
— Раньше в Уфе вообще был практически целый церковный городок, который в народе назывался архиерейкой, — рассказывает помощник настоятеля по строительству Александр Кустиков. — В районе от нынешнего монумента Дружбы до БГУ располагались церквушки, духовная семинария, монастырские строения и дом архиерея, по которому все поселение и получило свое название.

Место для церкви Рождества Богородицы выбрали еще в 1903 году, но освящена она была только в 1909-м.
— Церкви всегда строились на частные пожертвования, — рассказывает г-н Кустиков. — Большую роль в строительстве храма сыграл тогда меценат Никифор Патокин, на средства которого производилась большая часть работ.

Кирпичная церковь с трехъярусной колокольней и деревянным куполом работала вплоть до 30-х годов. Но по Постановлению Президиума БашЦИК от 1934 года храм закрыли и передали «Башкино» зимой 1935 года.
— Потом в начале войны располагался призывной пункт, — продолжает Александр Владимирович. — Были случаи, когда здешние пожилые прихожане рассказывали, как именно отсюда их отправляли на фронт.

А после того, как в Уфу был эвакуирован Куйбышевский моторостроительный завод, церковь использовали под авиамастерские. Чтобы вносить крупные части самолетов, пришлось расширить вход.
— В 1955 здесь расположился кинотеатр «Йондоз», — говорит Кустиков. — В памяти горожан этот период запечатлен более четко, ведь кино здесь смотрели вплоть до 1991 года.

Когда в начале 90-х церковь вернули Уфимскому епархиальному управлению, вид ее был более чем удручающим: колокольня и купольная часть были уничтожены, внутри снесены опорные столбы. А так как Воскресенского собора тогда уже не существовало, то статус кафедрального решили отдать Рождество-Богородицкому храму. Для этого его пришлось существенно расширить, пристроив северный и южный пределы, увеличив алтарную часть.
Кафедральный собор — главный храм города, где читают проповеди не только несколько священнослужителей, но и сам архиепископ.

Иконный канон

В 1988 году храм был занесен в список исторических и культурных памятников федерального значения. В 1997 году президент Башкортостана Муртаза Рахимов подписал указ о реставрации церкви. Восстановление храма тогда оценивалось в 250 млн руб., но за годы эта сумма выросла в десятки раз. Строительные работы не прекращались ни днем, ни ночью.
— В церкви работали две бригады круглые сутки — здесь царила просто удивительная атмосфера, — улыбается Александр Владимирович. — Работа беспрерывно сопровождалась молитвой, а вся утварь и иконы находились в соседнем деревянном здании — там и произошел уникальный случай первого с начала 90-х массового мироточения икон в России. Благоухать стали сразу шесть образов. Этот факт официально зафиксирован московской патриархией.

После, в 2003 году, благодаря помощи Муртазы Рахимова, к строительству подключились компании «Башкирэнерго» и «Башнефть» — священнослужителям оставалось только контролировать процесс работ в соответствии с православными канонами.
— У нас тогда работали сербские строители, — вспоминает Александр Владимирович. — У них подход к труду поразительный. Мы не сомневались в качестве работ, потому что эти люди не умеют трудиться неаккуратно или лениво.

Помимо внутренней отделки и работ по благоустройству территории была продумана и установлена целая система профессионального освещения территории храма, которая презентует церковь еще и как культурный памятник для гостей башкирской столицы. Кроме того, расписывал Храм Рождества Богородицы один из лучших специалистов страны преподаватель Строгановского училища, художник из Сергиева Посада Владимир Страшко.
— Он трудился над росписью потолков порядка трех с половиной лет, — рассказывает Александр Кустиков. — А специалисты понимают, насколько сложно выписывать образы на такого размера «полотнах»: как раз из-за слишком большого масштаба живописцы зачастую рисуют библейские сюжеты меньшим размером. У нас же Владимир Федорович работал на грани своих возможностей.

Более того, дотошный специалист в ходе работы заметил: в традиционных изображениях на потолках слишком редко присутствует Божья матерь, именем которой и назван храм.
— Тогда он предложил расписать весь нижний пояс самыми почитаемыми в православном мире иконами Богородицы, — рассказывает Александр Владимирович. — Но раньше такого прецедента просто не было, а значит, и по канонам это было не разрешено.

Чтобы воплотить инициативу в жизнь, идея прошла согласование в вышестоящих религиозных инстанциях, и после того, как Страшко получил разрешение, на стенах появились изображения Пресвятой Девы. Теперь такой прием может быть использован и при росписи других церквей — уфимский опыт положил начало новому варианту оформления православных храмов.

Наследие Афона

По словам главы уфимской митрополии Никона, отреставрированный собор «стал еще величественнее, чем был до революции». Внешний облик храма изменился до неузнаваемости. Вершина главного креста поднимается сегодня на 70 метров, а всего в главной церкви Уфы — семь куполов.

Расцветший собор может похвастаться богатой каменной отделкой стен и полов: челябинский змеевик, пакистанский оникс, греческий и розовый итальянский мрамор — для отделки были использованы лучшие строительные материалы. А меценаты помогают храму и сейчас — благотворительный фонд «Урал», который возглавляет теперь уже бывший президент РБ, помог закупить церкви предметы утвари для проведения служб, а также большие позолоченные люстры, которые на вечерних и ночных службах заливают праздничным светом весь храм, направив в 2012 году центральному православному храму республики 10 млн. руб.
— Еще одной нашей гордостью является иконостас, — продолжает Александр Владимирович. — Он создавался специально под две наши главные иконостасные иконы — Спасителя и Богородицы.

История этих икон началась еще XIX веке, когда уфимские ходоки обратились к священнику и проповеднику Иоанну Кронштадтскому с просьбой создания образов на горе Афон. Священнослужитель откликнулся и на собственные средства заказал образа у афонских монахов.
— У нас они даже не подлежат реставрации, — улыбается Александр Владимирович. — Ведь даже при ближайшем рассмотрении на иконах не видно мазков кисти — настолько искусной была работа иконописцев.

Сейчас при храме идет строительство миссионерско-просветительского центра, который является жизненно необходимым для епархиального управления.
— У епархии до сих пор нет собственного «дома», — поясняет Александр. — А помимо этого, нам нужна площадь под мастерские для стирки и починки облачений — ризница, актовый зал и классы для воскресной школы, а также комнаты гостиничного типа для гостей-священников или представителей духовенства из Москвы.

Будущий просветительский центр будет выполнен в том же стиле, что и сам храм, чтобы не выбиваться из всего комплекса. А как только церковь сможет собрать необходимое количество денег, начнется строительство еще одного здания, ведь при соборном храме обязательно должна быть своя мини-пекарня, где по всем правилам изготавливаются просвирки, а также кабинеты по хозяйственной части — обслуживание такого комплекса неминуемо ведет к целому ряду каждодневных работ, поддерживающих облик и работу комплекса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру