Всей коррупции начальник

Советская площадь в Уфе стала излюбленным местом взяточников

Шесть тысяч «коррупционных нарушений» обнаружила в органах власти прокуратура Башкирии. По требованию надзорного ведомства наказаны 2,1 тысячи человек и открыты 124 уголовных дела. По словам начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции надзорного ведомства РБ Валерия Кузьмина, костяк нарушений — «не предоставление полных и достоверных сведений о доходах и имуществе, и уведомления о конфликте интересов на службе».

Советская площадь в Уфе стала излюбленным местом взяточников
Валерий Кузьмин.

Так, в УФМС по РБ 29 чиновников заявили не то имущество, которым на самом деле владеют и не упомянули в своих декларациях акции и автомобили. А начальница отдела по Буздякскому району, заступив на пост, не указала, что является учредителем четырех фирм, и была принята на работу с ветеринарным образованием.

За так называемый «конфликт интересов» уволена со службы глава комитета по управлению собственностью Мишкинского района РБ Людмила Карякина: чиновница «нарезала» себе землю в селе Камаево, не сообщив об этом руководству башкирского минземимущества.

Поплатился должностью эксперт отдела Росреестра по Дуванскому и Кигинскому районам Александр Соколин. Чиновник проверял на исполнение земельного законодательства фирму «Агросемсервис», принадлежащую своему тестю, но не известил начальство о родственных связях с проверяемым.

За «утрату доверия» в этом году уволены два федеральных чиновника, к дисциплинарной ответственности привлекли 147 государственных и 617 муниципальных служащих.

За поддельный диплом о высшем образовании лишился службы инспектор ДПС автоинспекции Мечетлинского района. Причем руководство гаишника не хотело увольнять его под разными предлогами, но в итоге надзорное ведомство настояло на своем. А начальник полицейского отдела и его зам по кадрам, прикрывавшие проштрафившегося сотрудника, получили «неполное служебное». Еще один липовый диплом нашли у сотрудника отдела полиции по Кушнаренковскому району.

По словам борцов с коррупцией, яркий пример «конфликта интересов» — случай с мэром Белорецка Игорем Кусакиным. Супруга мэра Наталья Кусакина, директор управляющей компании «Жилкоммунсервис», в 2008 году заключила с мужем, который по счастливому совпадению был главой города, договор о передаче своей фирме муниципального жилфонда, но депутаты города ничего плохого в этом не увидели.
— Есть какое-то непонимание или лояльное отношение к таким фактом на местном уровне, — посетовал Валерий Кузьмин. — Мы обращались в совет городского поселения — нас не поддержали, мы пошли с иском в суд, чтобы обязать принять должные меры — районный суд отказал. Но Верховный суд РБ все-таки вынес решение, что глава не может занимать свою должность поскольку нарушил антикоррупционный закон.

Раз, два... взял

За год башкирские прокуроры изучили 11 тысяч документов, принимаемых властью региона и муниципалитетов, в которых «выявлено полторы тысячи коррупциогенных факторов». За год правоохранители доказали 167 фактов получения взяток, 89 — дачи взятки и установили персоналии 351 взяточника, направив в суд 274 уголовных дела.

«Шорт-лист» подследственных «высокопоставленных руководителей и лиц особого правого статуса» возглавили начальник управления МЧС по Башкирии Валерий Хисамутдинов, начальник уфимского отдела полиции №8 Гайса Шафиков и заместитель начальника уголовного розыска полиции по Уфимскому району.

В этом году в суд отправились обвинительные заключения против бывших министра культуры Аскара Абдразакова, директора санатория «Янган-Тау» Рамиля Бадретдинова, командира полка ДПС УГИБДД Ильдуса Яруллина, начальника отдела службы судебных приставов по Кармаскалинскому району Ильшата Халикова, оперуполномоченного отдела экономической безопасности УВД Стерлитамака Руслана Идрисова.
— В судебном разбирательстве находятся дела против начальника управления Россельхознадзора Илдара Мингазова, старшего следователя главного следственного управления при МВД республики Дмитрия Карташева, заместителя начальника отдела контроля и управления земельными участками Минземимущества Рената Халилова, — говорит Валерий Кузьмин.

Суды в этом году осудили 133 должностных лица, из них 27 чиновников, 10 глав муниципальных образований и 11 правоохранителей.
— Вынесены обвинительные приговоры против заместителя начальника ГИБДД Башкирии Гарея Уелданова, начальника отдела недвижимости и эксплуатации зданий министерства юстиции РБ Алексея Шадрина, ректора негосударственного уфимского института коммерции и права Идриса Ахметова, инспектора государственной инспекции труда Марата Ахуньянова, начальника ОВД по Белокатайскому району Ваиса Миндиярова, начальника отдела ЗАГС по Бижбулякскому району Елены Харасовой, — продолжил представитель республиканского надзорного ведомства.

С 2011 года в Уголовное законодательство введены кратные штрафы за взятки и подкуп. В этом году суды региона начислили взяточникам штрафы на 125 млн рублей.
— Практика показывает, что не все их оплачивают, и мы инициируем замену штрафа на реальный срок, — объясняет г-н Кузьмин. — Так, специалист отдела лицензирования Госкомитета РБ по торговле и защите прав потребителей Дмитрий Новиков не заплатил штраф в 28 млн рублей и получил семь лет решения свободы.

Есть, правда, и более мелкие суммы штрафов, из-за невыплаты которых люди садятся в тюрьму: инспектор ДПС из Белебея Олег Файзуллин из-за взятки в пять тысяч рублей получил штраф в 350 тысяч, но, не заплатив, отправился в колонию на 3,5 года.

Есть и рекорды. В этом году вступил в силу приговор экс-начальнику отдела капитального строительства Башминсельхоза Ралифа Шайбакова: взятка в 1,5 млн рублей обернулась для него штрафом в 120 млн рублей.
Интересно, что, по данным прокуратуры, средняя взятка «подешевела» с 22 до 16 тысяч рублей.

Со слов записано верно

Инициатива взятки должна исходить от самого взяточника, провоцировать на получение вознаграждения, даже в рамках следствия, нельзя, иначе суд не примет доказательства.
— Большинство задержанных за взятку вину не признают, — говорит г-н Кузьмин. — Но при ознакомлении с делом некоторые меняют позицию, понимая, что доказательства «железобетонные». Так было с замначальника УГИБДД МВД по РБ Гареем Уелдановым, осужденным за продажу «красивых номеров». Сначала офицер вину не признавал, но потом, изучив доказательства, начал сотрудничать со следствием, и суд рассмотрел дело в особом порядке, ограничившись штрафом в 1,3 млн рублей. При рассмотрении дела в особом порядке штраф не может превышать ¾ от максимального наказания.

Но не все обвиняемые в коррупции признаются взяточниками судом: в этом году Фемида вынесла семь оправдательных приговоров по девяти персонам.
— Суд посчитал, что не добыты и не представлены достаточные доказательства, — объясняет Валерий Кузьмин. — Бывает, что видео и аудиозаписи имеют дефекты и судом не признаются. Но только четыре из семи оправдательных приговоров вступили в законную силу, остальные на апелляционном и кассационном рассмотрении.

Среди счастливцев — экс-премьер-министр Башкортостана Раиль Сарбаев и бывшая руководительница управления Росимущества Танзиля Баширова и «еще двое на уровне районов».

А вот среди работников надзорного ведомства взяточников в этом году не было. До сих пор в суде рассматривается дело помощника прокурора Ленинского района Уфы, замешанного в нелегальном игорном бизнесе. А на этой неделе в суд направлено дело бывшего следователя СУ СК по РБ Андрея Хомякова, причастного к мошенничеству с квартирами.

89 дел правоохранители возбудили против граждан, пытавшихся дать взятку. В прокуратуре говорят, что это в два раза больше, чем в прошлом году: чиновники сами сообщают руководству, что их пытаются «отблагодарить».

Ростехпозор

Максимально по российскому УК за взятку можно получить 15 лет тюрьмы и 500 млн рублей штрафа, правда, пока в истории таких суровых наказаний не было.

Однако в прокуратуре говорят, что чиновники берут взятки, даже находясь под следствием. Как, например, бывший инспектор Приуральского управления Ростехнадзора Дмитрий Климин.
— Будучи под следствием по четырем эпизодам мошенничества, он умудрился взять взятку у застройщика за подписание акта ввода в эксплуатацию дома, причем дом строился для семей сотрудников ФСБ, — удивляется г-н Кузьмин.

Взятка бизнесмену также наказуема: «незаконное использование своего должностного положения в корыстных целях» карается законом. Но коррупционеров среди коммерсантов меньше, чем чиновников — в этом году всего 16 уголовных дел.
— Взятка в коммерческих структурах называется «подкупом», — объяснил Валерий Кузьмин.

Например, Ленинский суд Уфы в этом году вынес приговор конкурсному управляющему Асхату Сурмухаметову, он получил взятку в 2 млн рублей, в итоге кризис-менеджера наказали на пять лет условно.

«Безналом» взяточники Башкирии почти не пользуются, в большинстве случае заносятся «живые» деньги.
— Кто в конвертах, кто в пакетах, на что хватает фантазии, кто просто кладет деньги на приборную панель автомобиля, — рассказывает сотрудник надзорного ведомства РБ. — Палитра взяток разнообразна — от банок меда до дорогих иномарок. Конечно, все боятся, когда берут и дают. Друг друга перепроверяют. Был случай, когда человека завели в ванную комнату и раздели, чтобы убедиться в отсутствии записывающих устройств.

Валерий Кузьмин признался, что в лидерах мест по упоминанию в криминальной хронике — Советская площадь в Уфе. На ее парковке больше всего задерживают чиновников-взяточников, причем, работающих в расположенных поблизости министерствах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру