Первым делом — самолеты

Гости сочинской олимпиады оценили работу сотрудников международного аэропорта "Уфа"

 В эти дни в аэропорту олимпийском Сочи уфимские специалисты работают в одной команде с коллегами из Москвы и Екатеринбурга. Командировка специалиста международного аэропорта «Уфа» Наиля Ишмухаметова продлится до марта.

Гости сочинской олимпиады оценили  работу сотрудников международного аэропорта "Уфа"
Наиль Ишмухаметов.

Изо льда да вовремя

XXII Зимние Олимпийские игры по праву претендуют на то, чтобы стать одним из самых ярких событий в спортивной истории России. В числе тех, кому посчастливилось своими глазами увидеть олимпийскую сказку, и 17 сотрудников международного аэропорта «Уфа».

Это агенты по обслуживанию пассажиров, механики, техники, супервайзеры. Доверие, оказанное оргкомитетом игр уфимским специалистам, — лучшее свидетельство их профессионализма.
— О возможной поездке в Сочи узнал еще в августе, а в декабре пришло подтверждение, — рассказывает специалист по организации наземного обслуживания воздушных судов в аэропорту Уфы Наиль Ишмухаметов. — Согласие дал не раздумывая: такая возможность выпадает раз в жизни. Волнение, конечно, было, но потом успокоился: опыта у меня достаточно. Если подходить к делу ответственно, то и техника не подведет.

43-летний специалист трудится в авиационной отрасли почти четверть века. Наиль Ишмухаметов или его коллеги — первые уфимцы, кого пассажиры прибывающих лайнеров видят в иллюминатор на взлетной полосе.

В особо морозные дни один только взгляд на специалистов аэропорта невольно заставляет поежиться сидящих в теплом салоне самолета: попробуйте-ка в стужу провести 12 часов на летном поле.
— Ночные смены даются особенно трудно, — признается Наиль Хуббулович. — А ведь большинство рейсов прибывает в Уфу именно в это время суток. Самолет стоит в аэропорту час-полтора, и все это время мы должны неотлучно находиться на полосе, контролируя работу по предполетной подготовке.

Восемь лет Наиль Хуббулович занимается наземным обслуживанием и противообледенительной обработкой воздушных судов, что подтверждает специальный сертификат.
— Работаем со всеми видами самолетов, прибывающих в уфимский воздушный порт, среди них и «Боинги», и «Суперджеты», — отмечает Ишмухаметов. — Заруливаем машину на стоянку, осматриваем — нет ли повреждений или дефектов, контролируем заправку топлива, проверяем герметичность люков, а перед вылетом буксируем судно на старт.

Осенью и зимой работы специалистам прибавляется: необходимо обрабатывать самолеты специальной антиобледенительной жидкостью или удалять наледь. По словам специалиста, ледяная корка влияет на аэродинамические характеристики: уменьшается подъемная сила, теряется обтекаемость машины. Особенно уязвимы крыло и хвостовое оперение самолета.
— Решение о том, нужна ли воздушному судну защита от обледенения, принимают два человека: я и командир экипажа, — объясняет Наиль Хуббулович. — Слово каждого из нас может стать решающим. Бывает, небольшие авиакомпании стараются избежать дорогостоящей процедуры, и мне приходится проявлять настойчивость, ведь на кону человеческие жизни: и пассажиров, и экипажа. Если помните, в 2012 году под Тюменью случилась авиакатастрофа — самолет разбился, потому что не провели противообледенительную обработку. Но в уфимском аэропорту такое невозможно. Так что ответственность на нас огромная.

По всей форме

Это сейчас Наиль Ишмухаметов — один из профессиональных сотрудников уфимского аэропорта: например, в прошлом году он завоевал «серебро» в конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии». А когда-то деревенский парень из Зианчуринского района Башкирии и не предполагал, что жизнь его будет связана с авиацией. Хотел выучиться на тракториста или поступить в сельхозинститут, однако судьба распорядилась иначе. В Троицкое авиационно-техническое училище в Челябинской области Наиль отправился поступать за компанию с другом.
— Ни о какой романтике тогда не думали: когда подавал документы, знал, что будущая работа будет нелегкой. К нам в школу приходили ребята постарше, поступившие в училище, и дело решила курсантская форма: уж очень она была красивая, — улыбается Наиль Хуббулович.

Вступительные испытания прошел успешно. Тогда-то и проявился характер парня. Жили курсанты в казармах, дух там царил самый что ни на есть армейский.
— Я там звание офицера запаса получил, — рассказывает г-н Ишмухаметов. — Но многие ребята не выдерживали ежедневной «муштры» и бросали учебу в первые полгода.

Наиль тоже сомневался, стоит ли оставаться. Решил: дотяну до Нового года, а там видно будет. А потом вдруг оказалось, что авиация — занятие очень увлекательное, профессия его захватила.
— Интересно, что пошел я в училище за другом, и вся моя жизнь связана с авиацией, а приятель милиционером стал, — смеется Наиль Хуббулович.

В полевых условиях

Наверное, каждый, кто решил связать свою жизнь с авиацией, мечтал однажды сесть за штурвал. Вот и Наиль Ишмухаметов подумывал о том, чтобы стать летчиком. Не получилось — здоровье не позволило.

В 1990 году после получения диплома молодой специалист должен был уехать работать в Новосибирск, но распределился в Уфу. Выбор сделал осознанно: в башкирской столице вчерашнего курсанта ждала любимая девушка Светлана, которая училась в мединституте. Через год молодые люди поженились, родилась дочь Гузель, потом сын Марат. Наиль часто отправлялся в длительные командировки: супруга на месяц-полтора оставалась одна с маленькими детьми.
— На Ан-2 — знаменитых «кукурузниках» — мы летали не только по Башкирии, а работали в Ставрополье, Одессе, — рассказывает Наиль. — Занимались авиахимработами — защищали посевы от вредителей. Экипаж — пилот и я. Моя задача — следить за исправностью машины. Порой по полтора месяца дома не был, очень скучал.

Поэтому в 2000 году он перевелся в ангар аэропорта, где занялся техническим сопровождением самолетов.
— Это так называемая регламентная работа, когда воздушное судно разбирается почти полностью, осматривается и собирается, — поясняет он. — Все равно, что ТО у автомобилей.

А через шесть лет обучился заниматься наземным обслуживанием и противообледенительной обработкой воздушных судов. Наиль Ишмухаметов отвечает за работу заправщиков, водителей, грузчиков, координируя их действия.
— В нашей профессии очень важна хорошая команда, — делится Наиль Хуббулович. — С некоторыми коллегами трудимся бок о бок уже 24 года, знаем, чего ждать друг от друга. В работе ярко проявляется характер человека: видно, кто как относится к делу. Если народу много, то ответственность рассеивается, а у нас коллектив небольшой, дружный, все вопросы решаем сообща.

Специалисты по наземному обслуживанию работают посменно, потому выходные сотрудников аэропорта редко совпадают с праздничными или выходными днями. Когда это происходит, семья проводит время на природе, работает на дачном участке. Сегодня дочь Ишмухаметовых Гузель учится в вузе на журналиста, а сын Марат ходит в школу и всерьез увлекается картингом.

Интересно, что семья Наиля Хуббуловича, для которого в устройстве самолетов нет ничего секретного, услугами авиакомпаний пользуется очень редко: жена Светлана трудится педиатром в поликлинике, и отпуска супругов не совпадают, потому заграничные путешествия они заменяют поездками в родной район.
Командировка в Сочи стала первой серьезной рабочей поездкой Ишмухаметова за последние десять лет.

Сочи — воочию

В дни сочинской Олимпиады уфимским специалистам предстоит работать в одной команде с коллегами из Москвы и Екатеринбурга. Командировка уфимского специалиста продлится до марта. Вместе с Наилем Ишмухаметовым поддерживать престиж уфимской авиации в Сочи отправился и его коллега Юрий Янтурин. И знания уфимцев в столице Олимпиады очень пригодятся, ведь у сочинцев опыт борьбы с наледью небольшой: субтропики и плюсовая температура.
— Если вы думаете, что главная проблема при борьбе с обледенением — морозы, то ошибаетесь, — отмечает Наиль Хуббулович. — Куда хуже снег, дождь, изморозь и иней.

В Уфе с сотрудниками аэропорта провели инструктаж по технике безопасности, правилам оказания первой медицинской помощи, а уже в Сочи их ждут знакомство с инфраструктурой аэровокзала и стажировка.
— У нас регламентная работа, — продолжает специалист. — Существует концепция чистого воздушного судна, а наша задача — ее придерживаться. Волнений особых нет: дело свое мы знаем, работать будем на привычной технике: резервная машина по противообледенительной обработке воздушных судов уже отправилась из столицы Башкортостана в столицу Олимпиады в специальном трейлере.

Жить специалисты из Уфы будут в общежитии возле аэропорта. Предполагается, что в дни Олимпийских игр в Сочи будет ежедневно прибывать в среднем по 60 рейсов, а после завершения Олимпиады, 24 февраля, в небо над городом должны подняться около 120 лайнеров. Для сравнения, международный аэропорт Уфы ежедневно обслуживает 40-50 рейсов.

Работа — работой, но главное на Олимпиаде — это спортивные состязания и особая праздничная атмосфера.
— Как все узнали, что я еду в Сочи, ко мне обратились земляки — учителя Зианчуринского района. Просили привезти флажки, плакаты, сувениры с символикой Игр: будут оформлять в школе стенд. А друзьям и коллегам обещал привезти по магнитику, — рассказывает Наиль.

Руководство аэропорта сделало своим сотрудникам подарок: в свободное от работы время они смогут посетить олимпийские соревнования.
— Сообщение с номером для получения билетов уже пришло, — делится радостью г-н Ишмухаметов. — Хотелось бы посмотреть вживую хоккей, биатлон. Интересно было бы также увидеть лыжников, бобслей, прыжки с трамплина. Я и фотоаппарат с собой взял, и спортивный костюм. Сам по молодости увлекался боксом, лыжами, коньками. Буду болеть за Антона Шипулина, Евгения Устюгова и Дмитрия Васильева — его брат работает у нас оператором заправки, а сам Дима, по оценкам тренеров, из башкирских спортсменов самый реальный претендент на золотые медали в дисциплине по прыжкам с трамплина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру