За это время установленный в клинике сложный аппарат, произведенный трудолюбивыми японцами, сняли с производства, у оборудования истекла гарантия, а местные жители лишились возможности получать высокотехнологичную медицинскую помощь.
Казалось бы, благовещенской больнице повезло намного больше, чем другим заштатным лечебницам небольших городков — не в каждой из них появляется высокоточное оборудование. А многим клиникам так и не посчастливилось обзавестись технологичными приборами даже по национальной программе модернизации здравоохранения, запущенной гораздо позже, чем благовещенцы обрели возможность обследоваться на электронном томографе. Правда, пациентов благовещенской больницы этой возможности тоже лишили.
Главный врач клиники Эдуард Гаптракипов, призванный на свой пост оказывать жителям города качественную медпомошь, почему-то посчитал, что подведомственная ему лечебница обойдется без прогрессивных приборов.
Как утверждал незабвенный Остап Бендер, существует масса способов отъема чужой собственности, а на рынке новой России появилось достаточно ушлых людишек, использующих пробелы в законах и злоупотребляющих правом для личного обогащения, но с государственным рейдерством приходится сталкиваться впервые.
Для того, чтобы не платить по счетам, в благовещенской больнице чуть ли не ежедневно изобретают новые претензии к находящемуся в их пользовании оборудованию — то заявляют о его контрафактности, то об отсутствии деталей, то о завышенной цене. Однако устанавливали и настраивали томограф специалисты фирмы «Тошиба», они же обучали специалистов больницы пользоваться прибором. И существуют акты передачи оборудования и принятия в эксплуатацию со всей необходимой технической и иной документацией. Никаких замечаний у медиков в тот момент не было, не высказывали они претензий к качеству оборудования и в период гарантийного срока. А если прибор был введен в эксплуатацию еще в 2010 году, то резонно предположить, что спустя пять лет исчезновение каких-то деталей должно быть на совести самой больницы.
Заявления о том, что аппарат пересек границу контрабандой, просто смешны, учитывая, что монтаж осуществлялся — и это подтверждают документы — самим производителем Toshiba Medical Systems Europe B.V. Эти бредовые предположения даже не стал исследовать суд, установив, что у больницы не существует «доказательств наличия претензий со стороны таможенного органа в отношении ввоза указанного оборудования без соответствующего таможенного оформления».
— Все заявленные претензии выглядят странно, — утверждает директор «ДГМ-Урал» Константин Новиков. — Мы уже несколько лет доказываем в разных инстанциях и ведомствах очевидные вещи, оправдываемся по надуманным поводам, и все потому, что медицинские чиновники имеют какую-то свою, непонятную логику.
Прежде чем томограф смонтировали в больнице, компания «ДГМ-Урал» участвовала в муниципальной конкурсе и получила контракт, представив самую оптимальную цену.
«ДГМ-Урал» — серьезная и отлично зарекомендовавшая себя фирма, много лет сотрудничающая с японскими производителями медицинского оборудования и доставившая в страну более трех десятков компьютерных томографов и оборудования магниторезонансной терапии.
Только в 2013 году компания поставила компьютерные томографы в больницы Бирска, Кумертау, Октябрьского, Баймака, Нефтекамска, Месягутово, снабдила высокоточными электронными приборами главные клиники и поликлиники столицы Башкирии, а также Новосибирска, Омска и даже Казахстана. Ни в одной из лечебниц не заподозрили, что поставленное оборудование собрано на коленке, а вот в Благовещенске сразу определили, что имеют дело с контрафактом. И теперь удивляются, почему правоохранители никак не хотят в это поверить, несмотря на то, что главврач обращался с требованием возбудить против поставщиков уголовное дело не менее 10 раз!
С настойчивостью, достойной лучшего применения, благовещенский эскулап уже много лет отстаивает свою точку зрения, строча жалобы на дистрибьюторов во все инстанции, правоохранительные органы и СМИ, уверяя, что поставкой томографа государству был нанесен ущерб. Только следователи разводят руками — о каком ущербе может идти речь, если поставщики фирмы «Тошиба» за дорогостоящее оборудование стоимостью в два десятка миллионов получили от больницы… только 100 тысяч рублей? И до сих пор не надеются, что когда-то с ними рассчитаются. Не трудно догадаться, кто в этой ситуации потерпевший, а кто может стать ответчиком в деле о нанесении ущерба.
И вот что интересно. Как следует из заключения экспертизы прибора, заказанной самой больницей и проведенной калужской фирмой «ЗдравСервис», на якобы простаивающем томографе сделали уже 10 тысяч 366 «срезов» — так на языке медиков называется съемка больных органов. Если для качественного снимка требуется около пяти «срезов», то получается, что в больнице на «контрафактном оборудовании» обследовали уже как минимум тысячу пациентов. Средняя цена томографического исследования — 1500 рублей, соответственно, так и не оплаченный прибор уже принес больнице не менее полутора миллионов. Но даже если в больнице оказывают эти услуги бесплатно, то непонятно, почему руководство упорно делает вид, что в высокоточном приборе не нуждается, не использует его и заявляет об отсутствии деталей, без которых рентгеновское обследование было бы невозможным?
А все дело в том, что главный врач, объявивший войну дистрибьютерам, пришел в больницу, когда оборудование уже было поставлено, а контракт был подписан его предшественником. И вместо того, чтобы пользоваться новым прибором, новый начальник больницы начал придумывать причины, чтобы этого не делать. Хочется верить, что главврач руководствовался самыми благими побуждениями, как пишут в судебных протоколах — «из ложно понятых интересов службы». Ну, например, опасался, что если пойдет оплата прибора, его неправильно поймут в минздраве, решат, что новый главврач оказался как-то заинтересован в этой сделке. Но, скорее, эти душевные метания из области фантастики, которые мы придумали, чтобы оправдать ничем не объяснимое «вредительство» главного лекаря Благовещенска. А про истинную причину думать не хочется, потому что люди в белых халатах не могут быть замешаны в коррупционных схемах, а тем более надеяться, что представители фирмы «Тошиба» в Башкирии отстегнут им по факту оплаты тугую копеечку.
— Мы не имеем права допустить нанесения ущерба республиканскому бюджету и бюджету больницы, — стоит на своем Эдуард Гаптракипов.
— Наверное, поэтому мы должны подарить больнице прибор? — недоумевают представители «ДГМ-Урал». — Мы предлагали разные варианты расчетов, в том числе и снижение цены, но, вероятно, от нас ждали каких-то других, личных предложений.
Любопытно, что когда фантазия главврача, ищущего уголовщину в поставке прибора иссякла, он выдал новую версию, почему не желает пользоваться оборудованием и улучшать точность постановки диагнозов для благовещенцев. В конкурсной документации, датированной 2009 годом, указывается, что прибор может быть модернизирован, а сегодня, по словам г-на Гаптракипова, поставщики отказываются это делать.
— Ну мы же не волшебники, — удивляется провинциальным лекарям директор «ДГМ-Урал» Константин Новиков. — Да, такая возможность была предусмотрена, но прошло пять лет! Компьютерный томограф этой модификации уже снят с производства, и гарантия давно истекла. Мы обратились к японским производителям, которые, наверное, усомнились в нашей вменяемости, и получили ответ, что модернизация была возможна до 2012 года, пока завод выпускал приборы этой модели TSX-021B. И сегодня, на взгляд японцев, постоянно усовершенствующих свое оборудование, модернизировать аппарат глупо. Но мы, к сожалению, живем в российской реальности и вынуждены с ней считаться.
И действительно, дикость этой истории лишний раз подтверждает, что России еще ой как далеко до цивилизованного государства. В какой стране возможно, чтобы один начальник-самодур, руководствуясь только ему понятными интересами, лишил качественной медпомощи целый город? Остался ли бы безнаказанным в другом государстве человек, принявший решение не использовать дорогостоящее оборудование и позволить ему безнадежно устаревать? Несмотря на пятилетнее присутствие в больнице высокоточного прибора для установки диагнозов, медики Благовещенска все эти годы определяли болезни «на глазок» — о каком качестве лечения можно здесь говорить? И если государство все-таки вернет предпринимателям деньги, кто ответит за столь длительный простой тонкого прибора?
Хотя… Если верить независимой экспертизе, кто-то же использовал в клинике томограф и, возможно, брал с людей деньги...
А мы удивляемся, почему наша медицина так далека от европейских стандартов — в этой сфере еще долго ничего не изменится, пока здоровье наших людей будет напрямую зависеть от таких рвачей-главврачей.