Таким образом из схемы оплаты исключается муниципальный платежный оператор ЕРКЦ, печатающий квитанции для уфимцев.
«Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» (ЭСКБ) заявила, что имеет все необходимое: собственную абонентскую службу, мини-типографию, сеть клиентских офисов и интернет-технологии безналичной оплаты.
Напомним, до середины «нулевых» уфимцы, обслуживаемые восьмью муниципальными управляющими компаниями, а это почти пять тысяч многоквартирных домов, получали отдельную «электрическую» платежку. Затем она «влилась» в общий квиток ЕРКЦ.
В этой схеме расчетно-кассовый центр был только посредником между управляющей компанией и жителями. Скорее всего, на каком-то отрезке между управляющими компаниями и ЭСКБ возникли проблемы с движением денег, и сбытовики решили получать плату от уфимцев напрямую.
Для перехода на прямой платеж нужен формат так называемого «непосредственного управления» домом, где каждый житель напрямую платит за коммунальные ресурсы: газ, воду и тепло.
Однако, по словам исполнительного директора ЭСКБ Олега Козлова, есть правовой механизм, разрешающий в случае накопления долга у управляющей компании, при дозволении госкомтарифа, перейти на непосредственные расчеты с жильцами.
Так в ЭСКБ и поступили, восстановив старую систему отношений с уфимцами, и теперь призывают горожан активно пользоваться интернетом: получать платежку по электронной почте, а оплачивать через интернет-банкинг. Причем на прямые платежи переводятся не только рядовые уфимцы, но и владельцы нежилых коммерческих помещений.
Олег Козлов заметил, что накопленные жилищниками долги были одним из факторов, а «отказ от посреднических схем — общий тренд». Размер долга глава ЭСКБ назвать отказался, однако позже в прессе озвучили сумму в полмиллиарда рублей.
В уфимской мэрии против новой схемы оплаты ничего не имеют.
— Наконец-то жилищники освободятся от несвойственной функции сбора денег и сосредоточатся на непосредственных задачах — обслуживании жилья, — говорит глава управления по обеспечению жизнедеятельности города (УЖОГ) Андрей Федосов.
Так же г-н Федосов не исключил возможности выхода из единого квитка ЕРКЦ платы за воду и тепло, якобы «Уфаводоканал» и тепловые операторы МУП «УИС» и ООО «БашРТС» ведут консультации на эту тему. Андрей Федосов считает, что у муниципального оператора останется сбор платежей за текущий ремонт и прочие жилищные услуги.
В ЭСКБ объяснили, что в тех городах Башкирии, где компания имеет прямые договора с жителями, долги не превышают месяца, а в случает оплаты через управляющие компании — в среднем четыре месяца.
— Вообще у жителей республика — высокая платежная дисциплина, — сказал г-н Козлов.
Возврат к прямым платежам с энергетиками уже прошел в Сибае, Белебее, Туймазах, а в других муниципалитетах, как, например, в Салавате, сбытовики еще не успели отдать своих клиентов в руки посредников.
Руководитель дирекции по работе с физлицами ЭСКБ Светлана Бестужева полагает, что в первое время могут быть ошибки и погрешности в начислениях, и попросила отнестись к таким ошибкам с пониманием, мол, в компании сделают все, чтобы урегулировать недоразумения с потребителями. В Уфе будут работать шесть участковых офисов, их адреса напечатают на бланках счетов, а для работы с клиентами ЭСКБ наймет дополнительно еще около сорока операционистов.
Вопрос с переходом на прямой платеж жителей Сипайлово повис в воздухе. По словам г-на Козлова, с сипайловским УЖХ у сбытовиков хорошие отношения, а Светлана Бестужева заявила, что принять на расчет население такого крупного микрорайона сразу будет затруднительно, и, вероятно, сипайловцы будут получать прямую платежку со следующего года.
Впрочем, не у всех жилищников окончательно заберут опцию сбора платежей. Какие-то частные управляющие компании, к которым у ЭСКБ нет претензий по перечислению денег, сохранят эту функцию.
Председатель ТСЖ «Максима Горького, 38» Вячеслав Хабибуллин уверен, что новая квитанция хоть и добавит макулатуры, но так будет лучше и собственникам квартир и жилищникам.
— Чем хуже от этого жителями? Да, собственно, ничем. ЕРКЦ только лишится части комиссионных, но это не проблема горожан. А после массового перехода на непосредственное управление домами, если таковое состоится, то у ЕРКЦ останется только администрирование платежей по статье «Содержание». Почему вообще появился ЕРКЦ и посредническая платежная схема? Была цель — создать единую квитанцию по жилищным и коммунальным платежам, и он возник, как кассовый агент. Мысль была хорошая! Но у нас все переворачивают с ног на голову, и деньги банально перестали доходить до поставщиков ресурсов.
Г-н Хабибуллин полагает, что Сипайлово не вошло в новую схему, потому что этот микрорайон «слишком прибыльный».
— Вообще Сипайлово всегда стояло особняком, — говорит он. — Здесь даже свой отдел полиции и свое УЖХ. Здесь высотные дома и больше жителей, соответственно, больше платежей через ЕРКЦ, выше рентабельность. И сравните этот микрорайон, например, с Черниковкой, где двухэтажные бараки, и станет понятным, почему Сипайлово не перешло на прямые платежи.