Перрон останется?

Архитектурные шедевры российской ж/д можно увидеть лишь на фотовыставке

По городам России путешествует фотовыставка «Потерянная магистраль», которую увидели и уфимцы. На экспозиции представлены снимки около пятидесяти объектов российской железнодорожной архитектуры, в большинстве своем уничтоженных в результате вандализма чиновников.

Архитектурные шедевры российской ж/д можно увидеть лишь на фотовыставке

Несносный характер

Особенно интересна коллекция для тех, кого манит романтика паровозов, а также любителям рассматривать фотографии старинных зданий с историей. Тем более что многие из этих дворцов, теремков и избушек можно увидеть теперь только на снимках.
Собрал уникальную фотоколлекцию активист московского «Архнадзора» Юрий Егоров. Рассказывать о своей любви к паровозам и всему, что с ними связано, он готов часами.

Число утраченных за последний десяток лет зданий вокзалов и станций, будок станционных смотрителей, водонапорных башен уникальной архитектуры действительно впечатляет. Снимки близки и понятны каждому жителю России, а их судьба не может не трогать.
— Все железные дороги в нашей стране строились как ансамбли по принципу классической архитектуры, — рассказал главный станционный смотритель России. — Принцип предполагал постоянное архитектурное сопровождение для тех, кто едет по дороге. По мере реконструкции на эти ансамбли накладывались изменения. Распутывать этот клубок безумно интересно. Часть станций исчезла с карты России, однако поскольку проекты были типовые, по расположению одной постройки можно определить местонахождение остальных. Так мы нашли «потерянное» паровозное депо на станции Клим. Считалось, что его разбомбили в войну.

Отечественные железнодорожные линии создавались по проектам выдающихся архитекторов Константина Тона, Рудольфа Резельфа, гения модерна Льва Кекушева, советских зодчих Алексея Щусева, Иллариона Иванова-Шица, Александра Бенуа, Алексея Душкина, Ивана Фомина. Российское железнодорожное наследие уникально: платформа «Сергиево» под Питером архитектора Николая Бенуа — в русском стиле, станции «Кунцево», «Новый Петергоф» — стилизация под готику, московские «Фили» — в духе конструктивизма…

По словам специалиста, в нашей стране железнодорожные архитектурные объекты сохранились куда лучше, чем на западе. Отличительные черты отечественных железных дорог — протяженность, капитальность строений, единственные в своем роде архитектурные решения — сыграли в этом не последнюю роль. К тому же долгое время железнодорожные постройки считались стратегическими объектами.
— Европа все посносила, а теперь трясется над каждым домиком, — заявляет Юрий. — Реконструкция там шла на протяжении всего ХХ века. Сейчас англичане восстановили «Ракету» — паровоз конструкции инженеров Джорджа и Роберта Стефенсонов и катаются по большим праздникам. Много подобных реплик в Испании: на нашей выставке можно посмотреть пример удачной реконструкции под Барселоной.

Однако за последние десять лет железнодорожная архитектура нашей страны понесла невосполнимые потери. Уцелевшие во время войны и бездумных реконструкций уникальные объекты просто оказались никому не нужны, для дельцов от железнодорожного бизнеса они стали помехой: прибыли не приносят, землю занимают, к тому же нужно платить налоги. Многие удивительной красоты здания пошли под снос, были разобраны, а то и вовсе неожиданно сгорели.

По чеховским местам

Сносы обычно происходят неожиданно, и активисты «Архнадзора» не успевают сделать обмеры и провести подробные фотосессии уничтожаемых зданий. Охватить все энтузиасты не могут, слишком много станций разбросано по нашей стране, и у каждой своя история. От удивительной красоты вокзалов и резных теремков провинциальных станций часто остаются только снимки, сделанные случайными путешественниками или местными жителями. Тем дороже маленькие победы над обстоятельствами.
— Благодаря нам удалось сохранить ансамбль депо «Подмосковное» — уникальный комплекс начала ХХ века, — делится Юрий Егоров. — Он в 2008 году шел под снос, и мы подали заявку, чтобы здание поставили на охрану. Тогда процедура признания памятником архитектурного наследия была куда проще. Заявка попала на стол к тогдашнему руководителю Москомнаследия Валерию Шевчуку. Увидев фотографии депо, он вытаращил глаза и написал: «Принять все меры к постановке на охрану!». Экспертизу прошли за две недели, такого не было никогда.

А вот часть здания кругового депо Московской окружной дороги все-таки была утрачена. В 2008 году Российские железные дороги благополучно умолчали, что здание 1846 года являлось памятником, и организовали его снос. Активисты подняли тревогу, и две трети депо все же удалось отстоять, сейчас идет реставрация. Но это единичные примеры.
— На выставке мы показываем и то, что потеряно, и то, что мы можем потерять в ближайшее время, и то, что удалось сохранить благодаря усилиям активистов, — поясняет Юрий.

В Уфе экспозиция пополнилась местным колоритом. Башкирские активисты «Архнадзора» собрали свою фотоколлекцию вокзальной архитектуры.
— Уфу железная дорога преобразила полностью: до 1888 года это был административный дворянско-чиновничий городок, а после строительства дороги он начал расти и развиваться, — рассказала краевед Янина Свице.

Архитектурные сооружения Самаро-Уфимской и Уфимско-Златоустовской железных дорог сохранились куда лучше, чем в целом по стране. Привычные жителям республики названия «Чишмы», «Аксаково», «Абдулино», «Иглино», «Приютово» оказались полны загадок. Так, одно время «Чишмы-1» носила гордое название «Марусино». Многие станции названы в честь местных землевладельцев — Раевка, Кропачево, Аксаково, Шафраново, часть из них была построена в чистом поле и только со временем обросла поселками.

В ходе дискуссии краеведов всплывали интереснейшие факты. Станция «Раевка», где в 1904 году побывал последний император России Николай II, в советское время обрела статус «ленинского места», и на здании вокзала возник профиль Ильича. А вокзал «Абдулино», по перрону которого в 1901 году не раз прогуливались Ольга Леонардовна Книппер и Антон Павлович Чехов, и вовсе оказался обезображен реконструкцией. Для краеведа Янины Свице эта потеря горька вдвойне: в этих местах прошло ее детство.
— К сожалению, у меня не осталось ни одной нормальной фотографии здания. Думала, стоит уже давно, помнит моих бабушек и дедушек, не денется никуда. Бац, и делось, — сокрушается она. — В 1998 году мы проехались там в последний раз, сделали любительское фото.

По словам Янины Сигизмундовны, при реконструкции «Абдулино» была сделана «большая пакость»: стены здания заложили кирпичом. Лишилась Башкирия и еще ряда прекрасных построек: в прошлом году снесено изящное кирпичное здание вокзала в Белебее 1916 года, многие исторические объекты после ремонта оделись в безликий сайдинг, чудом избежало бездумной реконструкции веерное депо Уфы — помогла «дыра» в местном бюджете.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру