«В архивах — только скучные цифры»
На сегодняшний день уже около тысячи человек изучили Уфу под руководством Ильдара.
— Работать экскурсоводом я никогда не мечтал и, если честно, вообще ничего не знал об экскурсиях, — объясняет молодой человек. — Но я принимал участие в городской приключенческой игре «Энкаунтер». Сам по себе и в рамках этой игры я изучал заброшенные уфимские места и со временем стал неплохо в них разбираться. В 20 лет это все кажется очень интересным и романтичным. Именно поэтому я исследовал экстремальные места по ночам, на пару с фонарем. Как-то знакомый попросил показать ему Новоалександровку. Эта поездка и стала моей первой экскурсией. Дальше — больше: я стал показывать друзьям и знакомым заброшенные места, покинутые лагеря и самые разные экстремальные точки города. Сначала моими услугами пользовались друзья, потом друзья друзей, а затем уже и незнакомые люди стали просить провести экскурсию.
Ильдар признается, что проведение экскурсий изначально было для него лишь развлечением.
— Первые четыре года я вообще не брал деньги за свои услуги. Позже мне стали поступать заказы от иногородних гостей и сотрудников различных корпораций, которые приезжают в наш город на форумы. Сегодня я активно сотрудничаю с Комитетом по молодежной политике, поэтому частенько показываю город гостям. Например, недавно проводил экскурсию для журналистов стран-участниц ШОС и БРИКС. Представители прессы посмотрели религиозные места, прошлись пешком по центру Уфы. Кроме того, я показывал Уфу российским журналистам, участникам всероссийского антинаркотического форума, школьникам из Турции, известным российским блогерам и многим другим.
— У Уфы есть особенности, которые положительно отличают город от ближайших соседей?
— Есть, и очень много. По мнению всех гостей, Уфа — очень зеленый город. Кроме того, нас отличает религиозное и национальное многообразие. Для иностранцев этот факт — настоящее открытие. Москвичи и питерцы об этом, конечно, знают, но, приезжая в Уфу, всегда это подчеркивают. Причем они отмечают, что в Уфе многообразие ощущается сильнее, чем в Казани. Еще Уфу выигрышно выделяет так называемое зонирование. Этот сложный урбанистический термин очень легко объясняется на конкретных примерах. Скажем, я показываю людям центральную часть Уфы, и туристы получают огромное удовольствие, прогуливаясь в городе, который построен в конце 19 века. Маленькие двухэтажные дома, уютные улочки… Далее едем в Черниковку и погружаемся уже в сталинскую эпоху с уникальной архитектурой. Это уже совершенно другая зона, отличная от предыдущей. Кстати, гостям Уфы очень нравится, что Черниковка построена в едином стиле, ее часто сравнивают с Петербургом. Перемещаемся дальше. Едем по проспекту Салавата Юлаева и видим, как быстро растут высотки — это зона роста, зона высоких спальных районов. В таких районах нет архитектурных изысков, да они и не нужны там. Тем не менее в спальных районах тоже есть своя красота. Проезжаем мимо Парка лесоводов, «Олимпик-парка» и видим здесь зону отдыха. Здесь можно и в вольер сходить, и на сноубордах и лыжах покататься. Так что зонирование — это наша фишка, которой нет во многих других городах.
— Где черпаешь информацию?
— Вначале я был вооружен информацией из интернета и моими базовыми знаниями. Интересно, что даже эти базовые знания были зачастую незнакомы многим уфимцам. Часто люди, для которых я проводил экскурсии, делились со мной своим опытом. Я накапливал эту информацию, проверял и сейчас активно ее использую. И по сей день многие уфимцы снабжают меня интересными историями о нашем городе.
— Значит, в архивах тебе не приходится сидеть?
— В основном в архивах зафиксированы только скучные цифры. А то, что действительно интересно, к сожалению, было потеряно или уничтожено в связи с часто меняющимся политическим вектором нашей страны. После революции 1917 года многие имперские вещи либо целенаправленно уничтожались, либо просто терялись. Остались только официальные данные. В 90-е годы стало модно забывать все советское, многие интересные истории, вырезки из газет потерялись и даже толком не дошли до архивов. Интересные истории и городские легенды остались лишь в памяти наших горожан. Спасибо тем, кто, несмотря на свой пожилой возраст, добрался до социальных сетей и очень активно делится информацией, под каждой фотографией оставляя очень интересные и дельные комментарии.
«Бордель в Уфе был, но не там, где все думают»
— Расскажи самые интересные городские легенды об Уфе.
— Их очень много, сразу все и не вспомнишь. Огромное количество историй связано с особняком Костерина, расположенным на углу Карла Маркса и Пушкина. Очень многие туристы, да и сами уфимцы спрашивают у меня, был ли там бордель. Однажды даже петербуржцы задали этот вопрос, ссылаясь на информацию из Википедии. Могу сказать точно, что борделя в этом доме никогда не было, поскольку напротив располагался Воскресенский собор. Ну не мог в имперской России публичный дом находиться рядом с церковью. С домом Костерина связана другая легенда, которая очень похожа на правду. Всем известно, что на этом здании изображены женские лица. Изначально Костерин просил изобразить свою жену, а скульптор взял и увековечил портрет собственной супруги. Проверить правдивость этой истории сейчас сложно, поскольку отсутствует фотография жены скульптора. Однако сверка фото супруги Костерина и изображений на доме показывают, что они совершенно не похожи.
— Но все же существовали в Уфе дома терпимости?
— Если же продолжать разговор о нравах имперского времени, то могу сказать, что в Уфе был целый квартал, связанный с этой темой. Сегодня на этом месте расположен студгородок УГАТУ недалеко от остановки «Дом печати», а раньше это были так называемые Камалейкины дворы. Уфимец Камалетдин Ибатуллин, если верить преданиям, содержал три публичных дома. Там оказывались не только сексуальные услуги, но и предоставлялись эскорт-услуги. То есть можно было выбрать себе красивую даму в роскошном платье и отправиться с ней на бал. В первом доме были русские девушки, во втором — башкирские и татарские, в третьем — иностранки, даже китаянки были. Стоит отметить, что цены отличались в зависимости от национальности барышень. Башкирки и татарки для того времени были очень большой экзотикой, поскольку мусульманские девушки были гораздо более сдержанными, нежели сейчас, и очень строго соблюдали законы своей веры.
— Вся эта информация существовала на уровне городских легенд?
— Конечно, проверить информацию о Камалейкиных дворах невозможно, поскольку в полицейских отчетах она никаким образом не проходила. Кстати, в связи с Камалейкиными дворами есть много легенд о полиции. По слухам эти дома помогал содержать глава уфимской полиции Генрих Бухартовский. Конечно, никаких доказательств этому нет, но все об этом говорили. Он закрывал глаза абсолютно на все прегрешения Камалетдина. Интересно, что сам Бухартовский очень активно замаливал свои грехи — был одним из крупных благотворителей и вкладывал деньги во многие социально значимые объекты Уфы.
— А дошли до нашего времени какие-то мистические истории?
— Есть очень интересная легенда, связанная со Смоленским собором, который располагался на месте нынешнего монумента Дружбы. Во время крестьянской войны, продолжавшейся с 1773 по 1775 годы, когда Уфу штурмовали войска Пугачева, в храме постоянно слышался колокольный звон. Это повторялось несколько дней подряд. Однако колокольни на тот момент там не существовало, потому что ее еще не восстановили после пожара в 1759 году. Объяснения этому до сих пор нет. Правда, современные специалисты по акустике предполагают, что порывы сильного ветра могли создавать такую звуковую иллюзию. А с учетом критической военной обстановки люди были так напуганы, что приняли эти звуки за колокольный звон.
— Ты проводишь экскурсии даже в Инорсе. Неужели в этом районе есть что-то интересное?
— Конечно, есть. В Инорсе находятся сразу три зоны, куда стремятся попасть многие люди. Во-первых, это Богородско-Уфимский храм, при котором есть захоронения героев войны 1812 года и Первой мировой войны. Во-вторых, есть спрос на промышленный туризм и соответствующие экскурсии. В этой связи интересен музей УМПО и все, что связано с этим предприятием. Ведь УМПО внес очень большой вклад в историю Великой Отечественной войны и дальнейшую историю нашей страны. Кроме того, Инорс интересует любителей экстремального туризма. Недалеко от Богородско-Уфимского храма расположено большое недостроенное здание больницы. Оно привлекает людей, которые практикуются в граффити и любят делать фотографии в жанре декаданса. Плюс ко всему в Инорсе готовится серьезный проект, в рамках которого планируется создать идеальную зону парково-городского планирования. Если все это будет реализовано, то буду водить в Инорс туристов, чтобы показать пример «города в городе», где можно жить, работать, гулять в парке, не выезжая в другие части Уфы.
«Многих удивляет, что Уфа была столицей России»
— Что особенно интересного удалось выяснить об Уфе?
— Многих гостей удивляет, что во время гражданской войны Уфа по версии белого движения почти на протяжении месяца была столицей Россией. Конечно, это все не зафиксировано в документах, и наш город нельзя было назвать официальной столицей. Тем не менее на протяжении месяца здесь работала уфимская директория. В случае, если бы белые победили, Уфа оставалась бы таковой в течение несколько лет, пока шло восстановление Петербурга. Есть интересная история, связанная с Черниковском. Чиновники Черниковска жили в центральной части города. Но в поствоенные годы их всех переселили на окраину, чтобы они знали, как там живется простому народу. Правда, представители администрации унывать не стали и очень быстро благоустроили все вокруг себя — сделали клумбы, разбили фонтаны.
— Есть ли в Уфе интересные, но малоизвестные достопримечательности?
— Конечно. Например, Сергиевское кладбище в Зеленой роще. Там захоронено очень много известных людей. Во многих уфимских дворах до сих пор сохранились очень интересные бюсты. Черниковка — вообще одна большая загадка для многих уфимцев, а между тем там очень много достопримечательностей. Например, мало кто знает про Свято-Пантелеимоновский храм, который спрятан на Архитектурной улице. Многие уфимцы совершенно не знают историю мемориального парка напротив «Огней Уфы». А там есть что посмотреть и что рассказать. Туристы из Германии очень любят этот сквер, потому что в нем установлен крест, посвященный памяти немцев, которых несправедливо уничтожали по этническому признаку. Они даже не подозревают, что в далекой Уфе есть такой памятник. При виде этого креста они чуть ли не плачут.
— А какие легенды дошли до тебя о политических деятелях Башкирии?
— Интересна история про советского государственного и партийного деятеля Мидхата Шакирова. Руководитель республики построил подземный переход через улицу Заки Валиди по сути лично для себя. Дело в том, что он очень любил ходить пешком от своего дома на улице Ленина до работы. Нынешний памятник Ленину около Гостиного двора имеет очень интересное название в народе — «полипропиЛенин». Интересно, что это один из самых первых памятников Ленину в нашей стране. Когда распался СССР, его увезли из Уфы, но спустя годы местная партия КПРФ выкупила эту статую и вернула на место. Коммунисты были уверены, что это тот самый памятник. Позже выяснилось, что скульптура — подделка. Если по памятнику постучать, станет ясно, что он сделан из полипропилена.
— Как считаешь, городские легенды нужно развенчивать или, наоборот, создавать?
— К сожалению, создавать. Будем объективны — Уфа это не Москва, не Петербург и даже не Екатеринбург. У нас есть большая проблема — наш город всегда был провинциальным, да и известных людей, которые здесь жили, можно по пальцам пересчитать. Во время своих экскурсий мне порой приходится упоминать даже Чехова, который приезжал лечиться не в Уфу, а в Башкирию и по большому счету никакого отношения к городу не имеет. Если не будет городских легенд, туристам станет совсем неинтересно. Не нужно стесняться того, что наш город по сравнению с другими формально неинтересный. Нам нужно самим делать его таким — выуживать конкретные факты. Поэтому я с удовольствием приму истории от старшего поколения уфимцев о легендарных местах нашего города.
— Чего, на твой взгляд, не хватает Уфе?
— Мое мнение на эту тему складывается из высказываний гостей города. Во-первых, в Уфе негде попробовать национальную кухню. Настоящего ресторана башкирской кухни у нас нет. Например, в Казани на улице Баумана находится Дом татарской кухни, там подают все традиционные блюда. Конечно, есть «Пышка», но это все же фастфуд, и туда не поведешь гостей, привыкших к ресторанной еде. Во-вторых, Уфе не хватает воды в черте города. Решение очень простое — большие фонтаны или фонтаны с искусственными водоемами. В-третьих, в Уфе нет какого-то ориентира для туристов, а достопримечательности у нас разбросаны по всему городу.
— Как исправить ситуацию?
— На мой взгляд, стоит сделать красную линию как в Екатеринбурге. Это ориентир, проходящий по всем главным достопримечательностям. Нарисовать краской красную, синюю или зеленую линии — это дешево и доступно. Я даже могу помочь в этом вопросе — показать, где удобнее всего ее сделать. Без такого ориентира и экскурсоводов туристы просто-напросто теряются в городе. И, конечно же, эту линию необходимо продублировать на карте, чтобы человеку было еще проще ориентироваться. Кроме того, на улицах стоит разместить побольше карт, чтобы можно было легко понять, как и куда проехать. Не помешает и туристический автобус. Пусть это будет одновременно и городской транспорт, и экскурсионный маршрут, проходящий через самые главные достопримечательности.
«Земфироманы едут в Цыганские дворы, а фанаты «Люмена» — в Сипайлово»
— Какие уфимские места можно было бы облагородить и превратить в туристические фишки?
— Из Новоалександровки получился бы хороший проект — города-призраки интересуют многих туристов. Сегодня этот заброшенный поселок пустует. Там даже можно ничего не менять, пусть это все выглядит заброшенно и грустно. На мой взгляд, можно устроить там небольшие аттракционы, сделать специальные зоны и постараться приглашать туда режиссеров и людей, связанных с производством кинофильмов. Но это, конечно, слишком утопичный вариант. В Уфе необходимо благоустроить все набережные. Кроме того, было бы здорово привести все в одну цветовую гамму. В этом плане есть положительный пример Казани. В последние три года мэр Казани Ильсур Метшин очень удачно договаривается с рекламщиками — почти вся реклама в центре города приведена в единую цветовую гамму со зданиями. К сожалению, у нас в городе очень часто забывают про цвет. Меня, например, очень удручает коричневый цвет, который используют при строительстве новых зданий. Одна «Галерея Арт» чего стоит! Я боюсь мимо нее людей водить, потому что туристы зачастую очень бурно и негативно реагируют на это здание. Например, итальянцы на экскурсии, увидев «Галерею Арт», насупились и забросали меня негативными вопросами в связи с этой достопримечательностью. Они были поражены использованием коричневого цвета в отделке ТРК. Любой дизайнер скажет вам, что это далеко не самое лучшее цветовое решение для центра города.
— А как использовать имена наших известных земляков?
— Многие туристы приезжают в Уфу исключительно ради того, чтобы посмотреть, где родились и начинали свою творческую карьеру Земфира и Шевчук. Земфироманы просят показать абсолютно невзрачные цыганские дворы, где она жила. В 2001 году Земфира дала интервью, в котором рассказала, как играла с гитарой в переходе на остановке «Спортивная». Фанаты помнят это и непременно просят показать знаменитый переход. Там ничего даже облагораживать не нужно — им очень нравится суета, царящая на «Спортивной». Многие туристы интересуются Довлатовым, но специально ради него, конечно, в Уфу никто не приезжает. Обычно просят показать его дом. Довлатов жил на улице Гоголя, но это здание абсолютно неинтересное и ничем не примечательное. Один раз приезжали фанаты «Люмен», просили показать Сипайлово — район, где живет вокалист коллектива Рустем Булатов. На мой взгляд, раз спрос на звезд музыки такой большой, то стоит открыть в Уфе музей рока.
— Какие еще музеи можно создать?
— Думаю, в Уфе можно также открыть музей сталинской истории или музей политзаключенных, как это сделано в Москве на Лубянке. В музее сталинской истории можно будет показать все хорошее и плохое, что было в ту эпоху. Такая достопримечательность обязательно привлечет людей. У нас были очень красивые деревянные дома с элементами зодчества на улице Октябрьской революции, но их, к сожалению, снесли. Я считаю, что такие постройки нужно реставрировать. Скажем, есть в центре Уфы целая старинная улица, и надо на ней все дома привести в порядок и открыть там ресторанчики и кафе в едином стиле. Для туристов и обычных горожан это будет очень интересно — есть что посмотреть и где отдохнуть. Одним словом, вариантов очень много.
— Какой город из наших ближайших соседей можно назвать наиболее интересным и удобным для туристов?
— Москве и Питеру просто повезло с огромным количеством достопримечательностей, поэтому про них даже и говорить ничего не буду. Из ближайших соседей могу отметить Екатеринбург.
— В других городах ходишь на экскурсии?
— Никогда не беру экскурсии, поскольку предвзято отношусь ко многим коллегам-экскурсоводам. Однажды в Москве я попал на экскурсию «Памятные места Замоскворечья». Экскурсовод с очень умным видом водил людей по улицам и рассказывал истории, которых в принципе быть не могло. Говоря об одном из храмов, он упомянул, что его посещал Иван Третий. Но я как историк точно знаю, что этого быть не могло просто потому, что храм был построен гораздо позже, чем жил царь. Конечно, я тут же проверил информацию и оказался прав. После этого случая предпочитаю изучать города самостоятельно. Пользуюсь смартфоном, в который заранее закачиваю весь необходимый материал и карты. Я уверен, что экскурсоводы знают правду и настоящую историю городов, но зачастую привирают для того, чтобы экскурсия была интересней. Сам я никогда не вру туристам, а лишь предупреждаю, что верить или нет в городские легенды — личное дело каждого.