Организаторы башкирского этнофестиваля забыли пригласить в кинозалы зрителя

В Уфе завершился Международный фестиваль национального и этнического кино «Акбузат»: три дня в кинозалах города с утра до ночи крутили лучшие образцы этнического кинематографа. К сожалению, показы фестивальных картин прошли мимо внимания рядовых уфимцев.

Организаторы башкирского этнофестиваля забыли пригласить в кинозалы зрителя

И бесплатно покажут кино…

Одной половины десятимиллионного гранта, выделенного президентом Башкирии, хватило на строительство съемочного павильона, другой — собственно на фестиваль: красочные пригласительные, яркие декорации на сцене Конгресс-холла, где прошло открытие и закрытие фестиваля. Хватило пяти миллионов и на впечатляющий фейерверк, и даже на единственную узнаваемую звезду — актрису Ольгу Кабо, которую привлекли к конферансу на церемонии открытия. Организаторы забыли только об одном: позвать на кинофестиваль зрителей.

Общегородским событием фестиваль, к сожалению, так и не стал, превратившись в междусобойчик немногочисленных кинематографистов Башкирии, чиновников от культуры и деятелей искусства республики. Рядовые уфимцы проигнорировали даже красную дорожку. Хорошо, что устроители позаботились хотя бы выстроить вдоль нее два десятка пригнанных школьников. Иначе гостям фестиваля пришлось топать в Конгресс-холл лишь под стук собственных каблуков.

Так кинематографисты попадали в зал хотя бы под улюлюканье и смех бесцеремонной детворы да крики координатора феста Зухры Буракаевой, которая призывала «поддержать гостей». Правда, приезжих режиссеров в излишней звездности упрекнуть было нельзя: все они чуть ли не бегом пытались прошмыгнуть в фойе, щурясь от вспышек местных фотографов. Лишь опытная в фестивальных делах Кабо показала класс: актриса с шиком прошлась по дорожке, лучезарно улыбаясь и даже протягивая звездную ладонь для рукопожатия.

Приглашая звезду на сцену, ее соведущий — лицо новостей БСТ Тагир Вахитов — даже поделился с публикой своей нескромной фантазией.
— Мне бы очень хотел провести этот вечер с Ольгой Кабо! — двусмысленно заявил он. Актриса долго уговаривать себя не стала и вышла к зрителю. Наверняка, желание ведущего разделили все мужчины, присутствующие на церемонии: статная 46-летняя дива по-прежнему невероятно хороша собой.

К тому же Ольга доказала, что отлично работает экспромтом: она практически без запинки произнесла четыре раза к ряду название республики, оглашая организаторов фестиваля — президента, правительство, минкульт и киностудию. А ведь для неместного, пусть даже и актера, это настоящие испытание — почище экзамена по сценической речи. Но Ольга справилась блестяще, а, например, один из членов жюри упорно называл гостеприимно принимавшую его республику «Башкурдистаном».

Скромная реклама мероприятия до рядовых уфимцев так и не дошла. Накануне открытия большинство горожан попросту не подозревало, что в родном городе можно бесплатно познакомиться с лучшими киноработами национальной тематики. Особенно не повезло тем авторам, чьи фильмы демонстрировались в первый день форума: в лучшем случае в зале сидело по пять-десять человек.

Возможно, недочеты организаторов так и остались незамеченными, если бы не принципиальность режиссера, художника и героя одной из конкурсных картин Шавката Абдусаламова. Почетный гость не захотел играть по правилам басни «Кукушка и петух» и открыто заявил о проблеме со сцены Конгресс-холла.
— Я сегодня походил по кинотеатрам, где идут показы, и меня обидело, что в залах нет публики, — сказал он. — Так нельзя. Нужно, чтобы университеты посылали сюда своих студентов. Культура — важнейший фактор для формирования страны.

В приватной беседе Шавкат Фазилович выразил неудовольствие, что в своем гостиничном номере не обнаружил мыла и расчески. Но это вопрос, скорее, к сервису местных отелей, многие из которых, несмотря на дороговизну, напоминают хостелы.

Неловкую ситуацию попыталась сгладить Ольга Кабо.
— Это очень большая проблема, и не только здесь, но и по всей России. Спасибо, что вы напомнили нашим руководителям, что кино все-таки для людей, — торжественным тоном заявила звезда.

Как победить Голливуд

Между тем в конкурсных работах фестиваль дефицита не имел: в оргкомитет было подано около 200 заявок, а в конкурсную программу вошли 33 работы. Тематика уфимского мероприятия нашла отклик в душах создателей фильмов с национальным колоритом со всего мира. Пять фильмов представили на суд зрителей и жюри хозяева фестиваля.

Так или иначе, слова уважаемого мэтра были услышаны. На следующий день зал был полон уже на треть, а вечером на башкирской премьере «Курманджан Датка» случился первый аншлаг. Сыграло свою роль и то, что сюжет об открытии фестиваля показали по местным телеканалам. А в субботу зал в доме актеров был полон — в кино привели уфимских школьников.
— Знаю, что вы пришли не по доброй воле, но надеюсь, что вы не пожалеете об этом. Когда меня приглашают на лекции для молодого поколения, я сразу говорю: кто не хочет — уходите. Многие уходят и правильно делают, — пошутил режиссер фильма «Рудник» Мурат Джесоев.

Однако ребятам, похоже, идея бесплатно посмотреть кино понравилась. Так что свой зритель у «Акбузата» все-таки появился. Более того, глава оргкомитета Азамат Хужахметов пообещал, что все фильмы в скором времени покажут по местным телеканалам.

Как оказалось, у создателей национального этнического кино из разных уголков планеты от Кубы до Ирана схожие проблемы: скудное финансирование, отсутствие своего кинорынка и жесткая конкуренция с американскими блокбастерами. Гости активно делились друг с другом рецептами борьбы с общим «врагом». Кто-то в пылу беседы даже предложил ввести ответные санкции: запретить к показу в кинотеатрах голливудский ширпотреб.
— Запретить законом американские фильмы невозможно, надо противопоставить им свое кино, — ответили шутнику коллеги.

Переводчик не нужен

Один из главных призов «Акбузата» — за лучшую режиссерскую работу — получил полнометражный фильм «Белый ягель» Владимира Тумаева. Лучшим документалистом жюри признало автора «Юрты» Игоря Янчеглова. Лучшим режиссером игровой короткометражки стала автор «Доктора» Анна Гороян. Лучшей операторской работой признана полнометражная историческая лента Акана Сатаева «Жаужурек мын бала». Спецприз за вклад в развитие документального кино получил болгарский фильм Георги-Джеки Стоева «Хлеба и зрелищ». А режиссерского приза имени Амира Абдразакова удостоилась документалка Илдара Матурова «Туфан есть Туфан» из Татарстана.

Говоря о национальном кино на постсоветском пространстве, нельзя не вспомнить киргизский феномен. Там фильмы местного производства давно оттеснили с передовых позиций поделки из Голливуда. Вот и на «Акбузате» в конкурсе оказалось четыре картины из этой республики.
Так, фильм 2014 года «Курманджан Датка» о национальной героине Киргизии у себя на родине стал не только фаворитом проката, сейчас этот госпроект выдвигают на «Оскара».

Уфимскую премьеру «Королевы гор», а именно так перевели российские прокатчики название фильма, начинали дважды. Через несколько минут после запуска ленты в зале неожиданно включили свет. Зрителям сообщили, что фильм хотят посмотреть гости фестиваля, которые вот-вот подъедут. Затем в зал хлынула толпа, оказалось, это прибыли члены уфимской диаспоры алайских кыргызов. Мест всем едва хватило.

Оценило новинки киргизского кинематографа и жюри. Оператор «Курманджан Датка» Мурат Алиев стал обладателем спецприза имени Гильвана Амирова. Фильм также взял приз «За яркое художественное отражение истории народа». Короткометражка «Перегон» была отмечена за лучшую операторскую работу. А за лучший сценарий документального кино приз получил фильм «Тринадцатый» Тыная Ибрагимова.
— Придется микроавтобус для призов заказывать, — пошутил Бакытек Турдубаев.

Курай для иранской красавицы

Еще одним триумфатором «Акбузата» стала иранская картина «Зеркальные отражения». На фестивале фильм представили режиссер Наргиз Абьяр и исполнительница главной роли Динара Аббаси. Вопреки расхожему мнению, что в мусульманском обществе женщине отведены вторые роли, выяснилось, что в Иране сегодня около 900 женщин-режиссеров. Да и жизнь в далекой восточной стране оказалась очень похожа на нашу. Иранцев тоже волнует проблемы отношений в семье, а девушки там, хоть и носят хиджаб, также мечтают о цветах и нарядах.

Иранские красавицы увезли домой приз зрительских симпатий. Кроме того, Динара Аббаси получила награду за создание образа хранительницы домашнего очага.

Поздравить режиссера фильма вышел звезда российского кинематографа, мастер комического эпизода Александр Пятков, известный зрителям по фильмам «В зоне особого внимания», «Тайна «Чёрных дроздов»», «Мы из джаза», «Тайский вояж Степаныча». Он подарил иранке курай и спел для нее песню «Необыкновенные глаза». Восточная красавица при этом смущалась и застенчиво прятала улыбку.

А теперь раскроем интригу: гран-при фестиваля — «Серебряный Акбузат» отправился в Москву к режиссеру-документалисту Татьяне Скабард. Получать высокую награду вышел почетный гость и по совместительству герой картины «Вечный странник» Шавкат Абдусаламов — режиссёр, актёр, писатель, художник, работавший с Элемом Климовым и Андреем Тарковским. По словам членов жюри, несмотря на некоторое несоответствие фильма тематике фестиваля, исключение только подтверждает правило. Сам Шавкат, в жилах которого течет кровь самых разных народов, в том числе и башкир, вобрал в себя культуру разных национальностей и стал символом этничности.
— Для меня это так неожиданно. Если упадет голова, подберите, — пошутил герой дня, принимая статуэтку.

Мэтр рассказал, что режиссер Татьяна Скабард сейчас очень больна, ее измучила химиотерапия.
— Я не знал об этом, когда снимался фильм. Меня это задевало, что она назначала съемку, а сама не являлась. Думал, дверь ей больше не открою. А оказалось, что в это время она тяжело болела. Я передам ей наши чувства, может быть, приз поможет ей подняться на ноги, — сообщил он.

Дома и стены помогают

Местный кинематограф в лице киностудии «Башкортостан» решил показать гостям тяжелую артиллерию. В конкурсной программе оказалось заявлено два документальных башкирских фильма и три игровых короткометражки, в том числе фаворит многих фестивалей «Горький мед» Айнура Аскарова и нашумевший «Визит» Булата Юсупова.

В итоге башкирский кинематограф удостоился трех наград. Специальный приз фестиваля за выдающий вклад в операторское искусство получил Махмуд Рафиков. Также Махмуд Мухамедзянович получил в награду орден имени Салавата Юлаева. Имя легендарного оператора, который снял первые шаги по земле по возвращении из космоса Юрия Гагарина и Валентины Терешковой, первый подводный атомный взрыв и многое другое, стало известно широкой общественности лишь недавно.
— Я трижды делал документальное кино о космосе и космонавтах, и не знал, что использую кадры Махмута Рафикова, — признался со сцены член жюри фестиваля, продюсер и режиссер Василий Антипов. — Удивительно, но его работы рассекретили раньше, чем им автора. Кроме того, приз за лучший сценарий получила игровая короткометражка из Башкирии «Личное дело» режиссера Андрея Носкова. Также жюри отметило призом героя документального фильма Вилюры Исяндавлетовой «Еще вьется над крышей дымок». Эту награду башкирская лента разделила с фильмом «Билет в одну сторону» Надежды Семеновой. Работы женщин-режиссеров объединила одна тематика — это истории о людях, пытающихся в одиночку выжить в глубинке.

— Мы снимаем людей и рассказываем о них всему миру, получаем за это награды и премии, а герой остается без внимания, его забывают, — отметил Василий Антипов. — Я прошу создателей фильмов навестить своих героев-отшельников и передать им призы. Они должны услышать, что их истории узнала вся страна.

Примечательно, что фильма Вилюры Исяндавлетовой не должно было быть в конкурсной программе. Режиссер занималась отбором картин для фестиваля «Акбузат», и только волевое решение оргкомитета заставило ее внести в список претендентов на победу собственный фильм.

На другой недочет организаторам попенял курирующий начальник — Салават Сагитов. Вице-премьер правительства Башкирии не увидел у изображенного символа фестиваля крыльев: «А ведь акбузат — конь крылатый!», — улыбнулся чиновник.

В последний день форума стало известно, что фестиваль в Башкирии решили сделать регулярным. Уверены, что после замечания чиновника киношному Акбузату крылья обязательно пририсуют. Надеемся, что они помогут фестивалю воспарить над Уфой и в следующем году стать настоящим событием если не республиканского масштаба, то хотя бы городского.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 10 декабря 2014

Заголовок в газете: Бескрылый «Акбузат»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру