Глава «Башфармации»: «Прогноз изменения цен на препараты обнадеживает»

В Башкирии ведется планомерная работа по стабилизации цен на жизненно важные лекарственные препараты

Об этом рассказал генеральный директор государственной республиканской аптечной сети «Башфармация» Айрат Абхаликов. «Башфармация» входит в число 15 крупнейших аптечных сетей РФ. Сегодня у предприятия 350 торговых точек на территории республики, в штате компании — порядка 1500 человек. Свою задачу сотрудники предприятия видят в том, чтобы обеспечить лекарствами жителей не только Уфы и других крупных населенных пунктов республики, но и небольших сел и деревень.

В Башкирии ведется планомерная работа по стабилизации цен на жизненно важные лекарственные препараты

Заговор поставщиков?

Несмотря на насыщенность фармрынка, а Башкирия по числу аптечных точек розничной торговли занимает второе место в Приволжском федеральном округе, государственному предприятию удается оставаться главным прайсмейкером региона и диктовать конкурентам свои условия. Однако трудности последних месяцев не могли не сказаться на работе компании.
— 2014 год оказался для нас непростым, — сообщил Айрат Абхаликов. — Если до осени цены на лекарства от поставщиков были стабильными, то с сентября-октября начался необъяснимый хаос. Наше предприятие проводит мониторинг цен еженедельно. Так, если смотреть в динамике, с 6 октября 2014 года входящие цены на жизненно важные препараты отечественного производства от производителей и дистрибьюторов выросли на 16 процентов, если сравнивать с данными на 22 марта 2015 года. При этом цены на импорт выросли на семь процентов. То есть рост цен на препараты от отечественных производителей в более чем два раза выше, чем на импорт.

Пик роста цен пришелся на декабрь прошлого года. Люди просто сметали с витрин все, а поставщики, воспользовавшись ажиотажем, начали поднимать цены. С января динамика изменилась. Дали знать о себе меры по стабилизации, предпринимаемые правительством Российской Федерации. Наметилась тенденция по снижению закупочных цен. С 1 января по сегодняшний день цены на отечественные жизненно важные препараты выросли на 1,4 процента, а на импортные снизились на 1,9 процента.

В то же время исчезновения с рынка республики каких-либо лекарственных препаратов импортного производства не наблюдается. Сегодня в дефектуре порядка 30 позиций, но это единичные случаи, связанные с перерегистрацией, получением лицензий. То есть списать скачок цен целиком и полностью на санкции и изменение курса валют поставщикам не удастся. Рост цен на лекарственные препараты во многом связан с желанием отечественных поставщиков, воспользовавшись моментом, получить как можно больше прибыли в условиях кризиса, считает Айрат Абхаликов.
— Отечественные заводы, выпускающие даже небольшой перечень лекарственных препаратов, ссылаются на то, что сырье к ним поступает из-за рубежа, и оборудование, упаковку для лекарств производят там же, — рассказал он. — Но ведь на любом предприятии львиная доля затрат приходится на фонд заработной платы, а он у нас не в валюте. Поэтому доля валютных колебаний в общей структуре затрат не должна быть настолько большой, чтобы можно было так повышать цены. А на некоторые отечественные препараты, особенно дешевые, цена выросла в разы. Мне непонятна эта политика. Ведь отечественные препараты и раньше не пользовались ажиотажных спросом. Сейчас у наших заводов появился шанс заработать на этом одномоментно, и многие этим воспользовались.

Отечественным фармацевтическим компаниям есть о чем задуматься. Импортные производители, не желая терять российских покупателей, пытаются всеми силами удержать российский рынок, снижая цены. При этом доля импортных препаратов в розничной торговле составляет сегодня от 60 до 70 процентов.
— Есть современные лекарства отечественного производства очень высокого качества, Так, в Уфе работает «Фармстандарт» — бывший «Уфавита», — отметил глава «Башфармации». — Это замечательный современный завод, один из крупнейших дистрибьюторов на территории республики. Но, к сожалению, есть заводы, которые до сих пор не перестроились и выпускают продукцию, значительно уступающую импортной по качеству.

Заморозкой по ценам

Считая своим долгом обеспечить население республики доступными лекарственными препаратами, предприятие приняло ряд антикризисных мер по сдерживанию цен на местном фармрынке. Оставаться на уровне рентабельности «Башфармации» помогает грамотная экономическая политика.
— Являясь ценообразующим предприятием, мы подтягиваем наших конкурентов к нашим ценам, — рассказал руководитель «Башфармации». — Коммерческим аптекам невольно приходится ориентироваться на нас.

Такое решение было принято предприятием задолго до постановлений правительства о заморозке цен. Торговая наценка на жизненно важные лекарственные препараты снижается в динамике с 2012 года. Если в 2013 году она составила 23 процента, в 2014 году — 22 процента, то за первые три месяца 2015 года — 19 процентов.
— Цены у нас были зафиксированы или, как модно говорить, заморожены в 2013 году, это полноценная работа, которую мы вели изо дня в день, — рассказал глава предприятия. — Но с ростом мировых валют наши внутренние резервы начали истощаться. В результате на сегодняшний день у нас осталось чуть больше тысячи позиций жизненно важных препаратов, цены на которые зафиксированы на уровне августа и октября 2014 года. Этот список будет постоянным ядром нашего ассортимента. Он постоянно обновляется. Есть единичные позиции, которые мы вынуждены выводить из этого списка, потому что на них резко повышается закупочная цена, и мы вылетаем за рамки рентабельности, но есть и лекарственные препараты, которые успешно заходят в этот список.

При этом показатель выручки старейшей аптечной сети Башкирии растет. Если в 2012 году она составила 1,5 млрд рублей, в 2013 году — 1,9 млрд, то прогноз на 2015 год — 2,1 млрд. Если в 2012 году старейшая аптечная сеть республики считалась нерентабельной, убыток составлял чуть больше сорока миллионов, то в 2013 году «Башфармация» получила 11 млн прибыли, а по итогам девяти месяцев 2014 года — 18 млн прибыли.

По словам Айрата Абхаликова, пока динамика роста входящих цен на лекарственные препараты обнадеживает, но точного прогноза не может дать никто.
— Мы будем держать цены на жизненно важные лекарства, сколько сможем, — заверил он. — Однако может случиться, что завтра цены от поставщиков вырастут насколько, что ситуацию мы контролировать не сможем. Но пока есть внутренние резервы — удержим. Там, где нет фармации, государственных аптек, розничные цены полностью отданы на откуп коммерсантам. Но мы за счет уменьшения наценки пытаемся сдерживать бурный рост цен. И у нас получается. Конкуренты ходят к нам целыми делегациями фотографировать цены.

По мнению Айрата Абхаликова, одним из мощных конкурентных преимуществ «Башфармации» является жесткий входящий контроль поступающих в сеть лекарственных препаратов.
— Покупатель в первую очередь смотрит на цены, не задумываясь, как везут лекарственный препарат, как его хранят. Есть препараты, которые имеют стойкие рамки хранения, четкий температурный, световой режим, при нарушении которого теряются физико-химические свойства, — предупредил он. — Мы доставляем лекарственные препараты в особых контейнерах, арендуем рефрижераторы, в каждую коробку укладываем термодатчики. Если заметим изменение упаковки, помутнение цвета и еще какие-либо внешние нарушения, то однозначно партия забраковывается. Вы представляете себе коммерсанта, который, если, например, сработает термодатчик, препарат утилизирует? А потом больные приходят из аптеки и говорят: врач неправильно назначил лечение, ничего не помогает.

Предприятие работает в тесном контакте с Роспотребнадзором, постоянно сверяя свой ассортимент с реестром препаратов, реализация которых приостановлена. Так что клиенты «Башфармации» могут быть уверены, что продукция с нарушенными химико-физическими свойствами, контрафакт и подделка на прилавок не поступят.

В 2013 году в «Башфармации» запустили новую дисконтную программу с системой скидок до 12 процентов. А в прошлом году стартовал проект «Мать и дитя». Теперь беременные женщины и мамы с детьми до трех лет могут получить скидку от 15 до 35 процентов более чем на 1800 аптечных позиций, в том числе антибиотики, спазмолитики, гормоны, витамины и детское питание.

В Башкирии ситуация с лекарствами для льготников стабильная

В Башкирии одни из самых лучших показателей на территории ПФО по обеспечению лекарственными препаратами льготных категорий граждан. Реализация лекарств льготникам осуществляется государственной аптечной сетью «Башфармация» во всех пунктах отпуска муниципальных образований. Количество льготных рецептов, находящихся одновременно на отсроченном обеспечении, не превышает 10-15 единиц. Для сравнения, в 2012 году эта цифра составляла до четырехсот обращений.

По словам главы предприятии «Башфармация» Айрата Абхаликова, ситуацию удалось стабилизировать благодаря изменению механизма закупа.
— Это очень хороший показатель, — сообщил он. — Причины перебоев были чисто организационные, так на первый квартал 2012 года лекарств закупили не в полном объеме. Сегодня проблем с отсроченными рецептами нет. Если на момент обращения рецепт не могут обслужить, в течение десяти дней фарморганизация обязана решить проблему. В ряде случаев, если в течение 10 дней аптека не может обслужить льготника, он может претендовать на стационарное лечение в том заведении, которое выписало рецепт.

На покупку лекарств для льготников в Башкирии выделено порядка трех миллиардов рублей. Около 900 млн поступает из федерального бюджета, свыше 1,1 млрд — из республиканского, 1,1 млрд приходится на централизованные федеральные закупки. Однако этих денег не хватает. Ежегодно в точки отпуска поступает порядка шести-семи тысяч обращений с рецептами. Кроме того, в Башкирии проживает свыше 300 человек, имеющих орфанные — редкие — заболевания, на лечение которых требуются наиболее дорогостоящие лекарства, порядка 25 млн рублей в год.
— Большинство вопросов по льготным категориям населения связано с тем, что не хватает лекарств, — пояснил глава «Башфармации». — Но даже в докризисные годы выделяемые из федерального бюджета деньги не могли полностью обеспечить спрос населения на те или иные лекарственные препараты. Вопрос не о механизме выдачи лекарственных препаратов по рецепту, сегодня он отлажен практически на 100 процентов, а об удовлетворенности населения по части выделяемого финансирования. Стоимость одного рецепта — порядка 700 рублей, а у нас один инсулин стоит порядка 3,5 тыс. Поэтому минздраву приходится перераспределить лекарства таким образом, что кто-то удовлетворяется препаратом дешевле, а сэкономленные средства уходят на закуп дорогостоящих препаратов.

По словам Айрата Абхаликова, несмотря на то, что денег на закупку дорогостоящих импортных средств не хватает, это не означает, что нуждающиеся граждане останутся без лекарств.
— Порой в интернете люди читают, что им нужен препарат импортного производства, и в минздрав поступает масса обращений с жалобами, — отметил он. — Но ведь есть отечественные аналоги, более дешевые заменители, которые мы и предоставляем. В России много заводов, которые производят лекарства по всем существующим стандартам, в том числе совместные предприятия. Я считаю, не стоит закупать дорогостоящие препараты, если можно обойтись аналогом. Ведь это лишает других льготников возможности лечиться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2015

Заголовок в газете: Лекарство от кризиса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру