Рустэм Хамитов отметил, что работа власти с молодежью «всегда была важной, но в непростой экономической ситуации её значимость особенно возрастает».
— Нам надо понимать, как работать с молодежью, что её волнует, какие вопросы надо решать, — сказал он. — И надо подходить к этому неформально. А мы умеем формализовать некоторые вопросы так, что к ним не подойдешь ни с какого бока. Конечно, мы формируем программы, концепции, стратегии, пишем десятки самых разных документов. Одни из них продолжают работать, другие уже завершаются. Просят денег на разработку новых программ. А зачастую из программы в программу «кочуют» одни и те же «мероприятия», выражаясь канцелярским языком, одни и те же подходы. А время меняется, меняется экономическая, политическая обстановка.
Руководитель республики считает, что «порой мы ведем себя так, как будто сами никогда не были молодыми людьми».
— У нас у каждого есть свой личный опыт того, что значит быть молодым, — напомнил он. — Давайте мы будем вспоминать и эти моменты нашей жизни. Будем обращаться к восприятию того, что значит быть молодым.
По словам главы региона, «республика относится к числу территорий, которые имеют невысокий средний возраст».
— Мы — самая «молодая» республика по возрасту в Приволжском федеральном округе, — констатировал он. — Цифра — 38 с небольшим лет. Есть территории «постарше» нас — 40-43 года. С точки зрения «молодости» мы выглядим совсем неплохо. Кроме того, у нас почти миллион молодых людей — 970 тысяч человек.
Рустэм Закиевич признался, что «по представленности молодежи во властных органах мы занимаем предпоследнее место в Приволжском федеральном округе».
— Мы, среднее и старшее поколение, оккупировали все должности, — укорил он в том числе и присутствующих на заседании. — Выставили «иголки», не подпускаем молодых к власти. Редко когда мы главой администрации района или в министерство назначим сравнительно молодого человека. У нас с вами есть только редчайшие случаи. Это не норма, это неправильно. Конечно, опыт — это очень важно. В своей работе мы сейчас в такие сложные моменты опираемся на опытных людей, но в этой части молодежью мы не занимаемся. Среди депутатского корпуса молодых людей меньше 1,5 процента. На 200 депутатов — три молодых человека.
Рустэм Хамитов предложил на предстоящих депутатских кампаниях «подпустить молодежь».
— Сейчас у нас предстоят избирательные депутатские кампании, — рассказал он. — Будем избирать депутатов в сельские поселения в некоторых муниципалитетах, и нам нужна молодежь. Нам нужны молодые люди, которые работали бы на благо своих поселков, населенных пунктов.
Г-н Хамитов уверен, что сегодня молодому человеку «страшно тяжело открыть своё дело, свой бизнес».
— Молодому человеку практически невозможно, если только не помогут родители, купить квартиру, — объясняет он. — Молодые ребята обивают пороги с хорошими идеями создания молодежных кооперативов и получают «от ворот поворот»: нет закона, нет нормативного документа. Говорят, что у нас рыночное хозяйство и почему должны молодежи давать определенные приоритеты. А кому еще давать приоритеты? Мы в год даем по молодежной очереди 150-200 квартир, а в очереди стоят десятки тысяч ребят. Мы можем сказать, что фактически занимаемся профанацией. Обнадеживаем людей, а жилье не даем.
Руководитель республики считает, что «для молодого человека заработная плата, работа, жилье — это самые главные приоритеты, особенно в наше жестокое рыночное время».
— Пару лет назад начинали работу в части более активного участия в трудоустройстве, — припомнил он. — Была программа по трудоустройству выпускников вузов. В конечном итоге тоже «забуксовало», не пошло. Работодатель отказывается брать молодежь. Как нам трудоустраивать? В советское время было все понятно — проходишь все ступеньки, в конечном итоге получишь квартиру, на машину заработаешь. А сейчас социальные лифты работают плохо.
Рустэм Хамитов убежден, что грамотных, продуманных действий требуют вопросы, связанные со студенческой, рабочей, сельской молодежью, разнопрофильными общественными объединениями.
— В разного рода экстремистских группировках участвует молодежь. Значит, мы с вами их упустили, — сетует он. — Понятно, что человека не привяжешь, не запретишь смотреть и читать то, что они сегодня изучают. Они активно реагируют на это, зачастую с какими-то перекосами. У нас должны быть специалисты, люди, которые занимаются этой темой постоянно. Да, у нас есть министерство молодежной политики и спорта, есть комитеты по делам молодежи в городах. Но зачастую это только лишь формальная работа.
Также г-н Хамитов полагает, что школы и вузы слабо занимаются воспитанием молодых людей.
— Вузы уже не видят воспитание как функцию учебного заведения, — сказал он. — Школы уже этого не видят как свою первичную, главную функцию. Не могут научить и тому, что «дважды два — четыре», и тому, что вести себя в обществе нужно правильно и полезно. Это есть. Конечно, есть и передовые школы, хорошо работающие. Но в целом средние показатели, конечно, весьма и весьма слабые.
Руководитель Башкортостана напомнил чиновникам, что они отвечают за формирование «основной идеологии, направления» для инициативы молодежи.
— Если будет анархия, стихия в этой части, то результаты плачевные будут. Поэтому давайте мы будем действовать, будем помогать молодым ребятам, — сказал он.
На заседании предложили обеспечить широкое присутствие молодежных организаций в сети интернет, чтобы «доставлять информацию в каждый телефон, ноутбук, планшет», и создать молодежный PR-центр по продвижению в соцсетях актуальных вопросов. Кроме того, чиновники должны изучить опыт работы коворкинг-центров, направленных на развитие молодежной инициативы, а также центров допризывной подготовки, на деле способствующих гражданско-патриотическому воспитанию.
Рустэм Хамитов поддержал идею создания в Уфе Дома молодежи и предложил выделить под эти цели здание на Верхнеторговой площади Уфы.
— Я прошу проработать вопрос переселения строительной организации из этого здания. А мы подумаем, в каком формате отдать его молодежи, — сказал г-н Хамитов. — Потому что большая часть университетов здесь. В центральной части города концентрация молодежи очень большая. «Дом молодежи» должен быть.