Санкционное давление Запада и развитие евразийской интеграции привели к тому, что восточное направление становится для России и ее субъектов не менее, а, возможно, и более важным, чем западное.
Для того, чтобы сухопутные перевозки составили реальную конкуренцию морским на бескрайних евразийских просторах, предстоит сделать еще очень многое. Имеющиеся, например, железнодорожные маршруты не полностью загружены. Здесь есть техническая проблема — различная колея у китайских и российских железных дорог. В то же время китайцы все активнее осваивают Центральную Азию, выносят свое производство туда, в том числе из-за перегруженности прибрежных районов Поднебесной.
В этом плане наиболее перспективным для быстрого транзита произведенных в Азии товаров является автотранспорт. Вот простой пример. Транснациональные морские перевозки доставляют из Китая в Европу оргтехнику за 35-40 дней, а автотранспортом через Россию и/или Казахстан — около 20 дней, а в летнее время еще быстрее. Компьютерная техника модернизируется столь стремительно, что за месяц могут выйти модифицированные варианты того или иного гаджета, и, соответственно, оборудование устаревает. Даже двухнедельная задержка из-за морского транспорта может стоить очень дорого с точки зрения маркетинга.
С 1 января 2015 года полноценно функционирует евразийский экономический союз (ЕАЭС). По сути, экономика России, Казахстана, Беларуси и Армении уже представляет собой единое целое. До лета к ним присоединится и Киргизия, а затем, возможно, и Таджикистан. Такие темпы евразийской интеграции формируют новые точки роста для транзита.
Один из самых интересных транзитных проектов, реализующихся сейчас в Евразии, напрямую касается Башкирии. Речь о магистрали Западная Европа — Западный Китай. Ее завершение планируется к 2020 году, проект поспособствует развитию мобильной транспортной артерии. Общая протяженность автомагистрали — 8 445 км, из них 2,2 тыс. пройдут по территории России. Ориентировочная стоимость участка, проходящего по территории Башкортостана, Татарстана и Оренбургской области, — 100 млрд рублей, хотя сейчас в связи с падением курса рубля эта сумма индексируется.
В России финансирование строительства магистрали идет из федерального бюджета в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». В 2015 году Башкирия получит 1,44 млрд рублей (общая сумма, выделенная федеральным центром на развитие автотранспортной дорожной инфраструктуры, составляет 69,3 млрд рублей). Среди всех 14 регионов ПФО Башкирия в этом году получит больше всего средств (Татарстан — 1,44 млрд, а Нижегородская область — 1,11 млрд).
Безусловно, не все из этих средств будут потрачены на строительство магистрали Западная Европа — Западный Китай, но большие по сравнению с соседями объемы финансирования дорожного строительства объясняются именно выгодным географическим положением Башкирии, которое в будущем позволит буквально собирать с дорог значительные средства. Например, Казахстан получает от автотранспортного транзита около 250 млн долларов в год. Применительно к Башкирии необходимо оперировать цифрами кратно меньшими, но все равно суммы получаются серьезные. И даже несмотря на то, что эти средства будут поступать не в республиканский, а федеральный бюджет, для экономики республики этот проект выгоден. Только сопутствующий эффект от создания дорожной инфраструктуры (терминально-складская, таможенная и сервисная инфраструктура) позволит Башкирии получит дополнительно несколько тысяч рабочих мест. Запуск этих и других континентальных транспортных проектов придаст дополнительные импульсы развития экономической активности региона, прежде всего, для малого и среднего бизнеса.
Помимо этого, интересные перспективы развития транспортной инфраструктуры открываются в формате ШОС. Недавно лидеры стран-участниц высказались в том духе, что стадия институционализации организации завершилась, теперь ШОС переходит к привлечению новых членов. В скором времени, возможно, даже на очередном саммите ШОС, который состоится в Уфе 9-10 июля, полноправными членами организации станут Индия, Пакистан и Иран. Заявки на получения статуса наблюдателей подали Сирия, Азербайджан и Беларусь. С вхождением этих стран в состав ШОС организация объединит свыше 3,5 млрд людей, то есть половину всего человечества.