Педагогам стыдно признаться, что дети лучше разбираются в электронных технологиях

Глава Башкирии Рустэм Хамитов принял участие в заседании республиканского совещания по образованию

Ежегодный педсовет, собирающий учителей и чиновников от образования перед новым ученым годом, прошел в Нефтекамске и был посвящен формированию единого открытого образовательного пространства. По мнению руководителя республики, сегодня одна из основных задач — создание для всех обучающихся в регионе равных условий для получения качественного образования в соответствии с современными требованиями.

Глава Башкирии Рустэм Хамитов принял участие в заседании республиканского совещания по образованию
фото: glavarb.ru

«Мы работаем ещё на уровне XX века»

Рустэм Хамитов полагает, что система образования Башкирии оказалась не готова к внедрению современных электронных технологий. Несмотря на то, что сегодня школы республики практически на сто процентов оснащены образовательными IT-ресурсами и электронными учебниками, эти гаджеты применяют в процессе обучения всего 43 процента учеников. Только каждый шестой учитель республики, или 17 процентов всех школьных педагогов, пользуется в работе дистанционными технологиями, в том числе системой объединённых коммуникаций, к которой подключены все школы региона.

А многие просто не понимают, какие возможности открывает электронное образование.

— Нужно поднять на новый уровень качество исследовательской, экспериментальной работы в школах, научно-методической поддержки учителей, в том числе дистанционной, сделать её по-настоящему системной и доступной, — подчеркнул глава республики Рустэм Хамитов, выступая на ежегодном августовском педсовете. — Важно практиковать встречи методических объединений с авторами учебников, учёными Российской Академии образования, Федерального института развития образования, издательств, отраслевых средств массовой информации. У педагогов должен быть прямой контакт с учёными и методистами.

Ситуация с внедрением в школах IT-технологий во многом связана с тем, что сегодня в Башкирии остро стоит проблема закрепления в образовательной отрасли молодых кадров. Так, в прошлом учебном году доля учителей со стажем работы до двух лет составила 3,5 процента, а число педагогов моложе 35 лет не превысила и 22 процентов. Причем в глубинке дело с молодыми учителями обстоит значительно хуже, чем в городских округах.

Выпускники педвузов не стремятся работать по специальности из-за низкого престижа профессии учителя. В то же время растет число педагогов, чей возраст перевалил за пенсионный рубеж. Старшее поколение, не мотивированное к самообразованию, предпочитает работать по старинке.

— То есть мы с вами работаем ещё на уровне XX века, а на дворе — 2015 год XXI века, — с горечью отметил глава республики. — Инерционность колоссальная: нет необходимости, нет желания переходить к новым формам обучения. Это очень печально и приведёт к тому, что наша система образования, наши дети, которые учатся в школах, просто-напросто отстанут от своих сверстников, которые обучаются в передовых в этой части регионах.

Рустэм Закиевич напомнил, что уже не раз ставил перед республиканским минобром задачу формирования в республике целостной системы электронного образования. Однако достойных результатов до сих пор не дождался.

— Конечно же, такая пассивность, отторжение нового категорически меня не устраивает. Складывается впечатление, как будто мне это нужно. Я умею пользоваться всеми современными средствами коммуникаций. Это нужно вам, это нужно детям, которые у нас самостоятельно постигают азы информационного образования. Вам стыдно признаться, что вы уже многие вопросы знаете хуже ребятишек, которые совершенно свободно ориентируются в информационном пространстве, — упрекнул он педагогов.

В качестве одной из мер повышения престижа профессии педагога среди выпускников вузов глава региона предложил учредить в рамках конкурса «Учитель года» номинацию для молодых учителей со стажем работы до трёх или до пяти лет.

— Общественное признание и материальная поддержка станут хорошим стимулом для начинающих талантливых педагогов, — подчеркнул он.

Рустэм Хамитов посетовал, что в Башкирии оказались «очень слабые результаты ЕГЭ по математике».

— У четверти сдававших экзамен — неудовлетворительные отметки, — говорит он. — Это профильный уровень, и в целом по России этот показатель равен даже 33 процентам, треть школьников не сдали этот экзамен. Но эти наши 25 процентов на фоне российских 33 процентов — это всё равно плохой, отвратительный результат. И мы видим кризис в математическом образовании. Без математики, при всём уважении к другим дисциплинам, вырастить полноценную личность невозможно. Кто будет строить, проектировать? Инженеры откуда будут у нас? Поэтому, конечно, надо выяснять причины того, что произошло. Всегда наша республика отличалась в лучшую сторону в плане математического образования: математические классы, специализированные школы.

«Необходимо готовить новое поколение учёных»

Глава Башкортостана полагает, что «одна из причин — это определённые недостатки в деятельности института развития образования».

— Из-за монопольного положения в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников, фактически отсутствия конкуренции институт явно снизил качество работы с учителями — в первую очередь, математики, физики, химии, информатики, — говорит он. — Это сегодня самые востребованные направления педагогической работы. А мы с вами несём там урон, у нас там огромные проблемы. Поэтому министерству образования немедленно нужно организовать открытый конкурс на предоставление дополнительных образовательных услуг в этой сфере.

По мнению г-на Хамитова, принять участие в этом конкурсе «будут готовы не только ведущие учебные заведения педагогического профиля, но и многие другие университеты, где сильные кафедры общетехнических, математических дисциплин, физика, химия».

— Эти люди должны участвовать в образовательном процессе, имею в виду, в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, — считает он. — Вообще по институту развития образования нам нужно ещё раз пообсуждать, каким он должен быть. Сегодня очевидно, что он не в полной мере соответствует современным требованиям. У нас есть педагогический университет, очень сильный, в нём трудятся активно работающие люди. А рядом, порой слабо действующий Институт развития образования.

Рустэм Хамитов напомнил, что не так давно в республике гремели имена профессоров Владимира Сухова, Саниды Сатбалдиной.

— Их учебники по географии и химии, победившие во всероссийских конкурсах, миллионными тиражами издавались в стране, — рассказал он. — Белорецкая компьютерная школа Хазанкина также была широко известна за пределами республики. Нам нужно создавать педагогические лаборатории, готовить новое поколение учёных, учебники и научно-методические разработки которых стали бы достоянием учительства России. У нас эта работа на сегодняшний день абсолютно заглохла или идёт очень слабо. Сильные коллективы, педагогические кадры приличные, а делиться опытом, формировать новые знания для молодёжи уже не умеем.

Рустэм Хамитов призвал «оторваться от «замыленного» взгляда на процессы, которые сегодня происходят в школах и, вообще, системе образования, и постоянно впитывать в себя новый опыт, новые знания, умения».

Посетив в рамках ежегодного республиканского педсовета Нефтекамский машиностроительный колледж, глава Башкортостана Рустэм Хамитов ознакомился с работой многофункционального центра прикладных квалификаций (МЦПК). В настоящее время в республике действует шесть МЦПК: четыре в Уфе, по одному в Нефтекамске и в Учалах. Здесь готовят специалистов для горнорудной отрасли, строительства, ЖКХ, пищевой индустрии, машиностроения, а также занимаются переподготовкой кадров.

Осмотрев лаборатории и аудитории центра, глава республики убедился, что нефтекамский комплекс предлагает большой выбор ускоренных программ профобучения, возможность учебы без отрыва от основной деятельности или по индивидуальным учебным планам. А благодаря работе в тесном контакте с потенциальными заказчиками кадров воспитанники центра могут выбрать различные варианты образовательных программ с учетом специфики деятельности будущих работодателей.

По оценке главы региона, эффективность работы учебных заведений подтверждает готовность заказчиков кадров вложить прямые инвестиции в обновление материально-технической базы вузов и колледжей.

— С 2011 года республика вместе с работодателями вложила в поддержку инновационных образовательных программ около миллиарда рублей, — напомнил он. — Это позволило довести долю новых кабинетов, мастерских, лабораторий, цехов, полигонов учреждений профобразования до 76 процентов и выйти по этому показателю на второе место в Приволжском федеральном округе. Хотя надо вообще стремиться занимать первые места. Студенты получили возможность заниматься на современном оборудовании и станках, которые используются в реальном производстве.

«Это поколение ребят будет жить в другой реальности»

Сегодня вузы Башкирии заключили партнерские договоры о сотрудничестве с 5 тысячами предприятий.

— Практика взаимодействия колледжей с такими отраслевыми флагманами, как УМПО, НефАЗ, «Газпром нефтехим Салават», «Востокнефтезаводмонтаж», «Гидравлика» показывает, что объединение образовательного процесса с реальным производством, создание современных рабочих мест является эффективной формой подготовки востребованных кадров, — заметил глава Башкортостана.

Рустэм Хамитов настоятельно рекомендовал заняться вопросами организации образовательного процесса прямо на производстве. Он заметил, что сегодня целевая подготовка студентов вне стен вуза запрещена законодательно. На производстве студенты могут только проходить практику. Для решения проблемы глава республики дал распоряжение Торгово-промышленной палате и совету ректоров вузов республики разработать соответствующий пакет документов, а Комитету по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Курултая — выйти с законодательной инициативой для устранения правовых «белых пятен».

— Необходимо активнее продолжать начатое в прошлом году формирование региональных кластеров кадрового обеспечения отраслей экономики республики, — подчеркнул Рустэм Закиевич. — Башкортостан должен войти в число регионов-лидеров по количеству учреждений профессионального образования, в которых идёт подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.

Еще одна инновационная структура, развитию которой в Башкирии уделяется особое внимание, — центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ).

В последние годы в республике создано восемь ЦМИТ, еще четыре откроется до конца этого года. Это социально ориентированные высокотехнологические комплексы некоммерческой направленности, где молодежь может реализовывать свои технические идеи, обучаться и обмениваться опытом. Все республиканские ЦМИТ учреждены при поддержке минэкономразвития России в рамках Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса и входят в единую ассоциацию.

Инфраструктура центров включает робототехнику, 3D-прототипирование, станки с программным управлением. Воспитанники инновационных комплексов учатся работать с 3D-проекциями и создавать объёмные модели на 3D-принтерах. На республиканском августовском совещании по образованию глава Башкортостана высоко оценил работу подобных комплексов, отметив, что «на подходе поколение 3D».

— Это поколение ребят будет жить уже тогда, когда на 3D-принтерах будут печатать и создавать органы человека. Да много чего будет делаться. В конце концов, одежду не будут шить в ателье, люди будут создавать себе на таких принтерах домашнюю утварь, — сказал он.

Рустэм Хамитов сравнил сегодняшнюю ситуацию с тем временем, когда люди не подозревали о скором появлении мобильных телефонов, интернета, скайпа и электронной почты, и только самые прозорливые, сделавшие ставку на технологии, оказались в выигрыше.

— Эти ребята будут жить в другой реальности. Точно так же, как вы не могли представить себе 20 лет назад, что будет мобильный телефон, компьютер, связь, электронная почта. Не могли, но кто-то знал об этом и готовился целенаправленно, тот сегодня чемпион и победитель. Я имею в виду общество в целом. А мы с вами не готовим ребятишек к таким прорывным, новым вещам, — заметил он.

«Мы с вами должны создать технополис»

Кроме того, Рустэм Хамитов предложил создать отвечающее современным требованиям научно-производственное образование в виде межвузовского кластера на базе двух крупнейших технических вузов Башкирии — нефтяного и авиационного университетов.

Обязательным условия появления технополиса Рустэм Хамитов назвал участие в его организации промышленных гигантов, таких как «Башнефть», УМПО, Объединенная двигателестроительная корпорация, Кумертауский вертолетный завод, Башкирская содовая компания. Эти предприятия должны выступить в качестве заказчиков научных исследований, наукоемких технологий и высококвалифицированных кадров.

— Мы с вами должны создать технополис, «город в городе». Мы не можем сегодня пойти на вариант строительства в чистом поле зданий, сооружений, новых вузов, новых корпусов, лабораторий, — заявил глава региона. — Всё это можно организовать в городе. Но при этом должна быть заинтересованность крупных и крупнейших компаний в одновременном, в том числе дуальном обучении специалистов из этих вузов, возможность проводить научные исследования не только в лабораториях вузов, но и в центрах коллективного доступа, центрах прототипирования, другие современные формы обучения.

Рустэм Закиевич посетовал, что сегодня лучшие образовательные учреждения среднего звена «являются поставщиками абитуриентов для Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода и ряда других городов». Только пять процентов выпускников лучших гимназий продолжают образование в Башкирии.

— Каким образом сегодня противостоять этой конкуренции? — задался он вопросом. — Нужны сверхмощные вузы, которые могли бы иметь и авторитет, и уважение, и хорошую материальную базу. На сегодняшний день этого нет. Я в Москве разговаривал с одним из крупных организаторов вузовской науки, вузовского образования. Он мне сказал, что Башкортостан давно перерос уровень своих вузов. То есть наши вузы не отвечают сегодняшним потребностям республики. Мы в конкурентной борьбе с другими субъектами Российской Федерации за экономику, за ресурсы, которые мы получаем. А реально интеллектуальной подпитки специалистами мы в достаточной мере от вузов не получаем.

По меткому выражению Рустэма Хамитова, если ситуацию не взять под контроль, наши вузы превратятся в заштатные.— На этом великая история наших больших вузов завершится, — отметил он.

Молодые люди должны быть уверены, что после окончания вузов окажутся востребованными на рынке труда и смогут получать достойную заработную плату. Одним из новых форматов взаимодействия вузов и крупных предприятий региона и призваны стать технополисы. По мысли главы республики, нужно создавать специализированные места, где студенты «могут и учиться, и работать, и зарабатывать в том числе через формирование малых предприятий и внедрение в практику своих разработок».

— Вы все читали о Кремниевой долине, об Иннополисе, который сегодня формируется в Татарстане, есть ряд других примеров, — напомнил Рустэм Хамитов. — Не всё у всех получается хорошо, потому что это очень сложные процессы. Они зависят от людей, которые возглавляют эти направления. Там только административными мерами невозможно добиться успеха. Нам надо глубоко, но не долго продумать это предложение о формировании технополиса в Уфе и его отделений в нескольких городах. Потому что сегодня ребята как неприкаянные: у них есть дом или общежитие, есть вуз, и вот они курсируют по этому маршруту пять лет. Потом выходят после получения диплома на это поле и работу найти не могут. Их просят либо три года стажа иметь, либо, извините, поддержку какую-то неформальную обеспечить.

Также, как полагает глава региона, в технополис может войти и Башкирский государственный университет, где имеется сильный химический факультет. Не исключено, что со временем в республике появится и гуманитарный межвузовский кластер, который позволит «получить дополнительную синергию от такого объединения в плане формирования новых современных площадок по подготовке специалистов и совместной работе».

— Это сложный процесс, непростой, — предупредил глава республики. — Мы и с простыми-то вещами не справляемся, честно говоря. А это очень сложно: нужны мощные люди, которые увлеклись бы этой идеей и двинули бы ее, реализовали. Я готов помогать, надо найти ещё этих людей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 2 сентября 2015

Заголовок в газете: Виртуальная реальность

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру