Во время войны советские женщины не раз спасали страну от гибели

Женщины недосыпали, недоедали, надрывались от непосильного труда

Во время войны победу одерживает тот, у кого не только лучше обучены и оснащены войска и талантливей полководцы, а прежде всего сторона, где крепче и надежней тыл. Тыл дальний, ближний и тот, который трудно отделить от переднего края.

Женщины недосыпали, недоедали, надрывались от непосильного труда
Фото: архив МК

У тебя что - своих баб не хватает?

Главной силой в СССР здесь были женщины, которые недосыпали, недоедали, надрывались от непосильного труда, но сделали всё возможное и невозможное для Победы.

Так получилось, что за кадром официальной истории осталось несколько очень значимых эпизодов и фактов Великой отечественной войны, когда именно слабый пол своим героическим трудом предопределил исход боевых действий. Вот об этих незаслуженно забытых сторонах войны и пойдет речь.

Ещё до войны взамен надежного, но тяжелого и морально устаревшего станкового пулемета «Максим» на вооружение Красной армии скоропалительно был принят пулемет Дегтярёва ДС-39. Он был легче и современней своего предшественника, который сняли с производства. Но когда началась война, сразу же выявились недостатки нового оружия, а на их устранение прославленный конструктор запросил полгода. Пришлось снять это оружие с производства и срочно начать снова выпускать в Туле старые добрые «Максимы». Хорошо, что заводчане сообразили сохранить нужные станки, оснастку и чертежи.

Но вскоре враг подошел вплотную к городу русских оружейников, и оборудование тульского оружейного завода отправили в тыл. А там - в Ижевске - сложилась отчаянная ситуация с налаживанием производства. Об этом говорит, например, факт, что органы НКВД и госбезопасности по приказу наркома Лаврентия Берии начали собирать замки с разбитых пулеметов во фронтовой зоне и своими же самолетами отправляли их в Ижевск на завод для установки на вновь выпускаемое оружие.

Но самым катастрофичным было то, что в Ижевске не было квалифицированных кадров для выпуска пулеметной ленты, которая изготавливались из текстиля. Производство оказалось на грани полной остановки, а Красная армия могла остаться без «Максимов». Ситуацию в РККА со станковыми пулеметами в начале Великой Отечественной войны историки назвали потом даже «несчастной пулеметной драмой», а ход сражений мог повернуться по-другому.

Владимир Новиков, заместитель наркома вооружений, вспоминал после войны, как для выхода из отчаянного положения ему пришлось обратиться ко второму человеку в стране – всесильному Лаврентию Павловичу Берии, заместителю председателя ГКО, и попросить срочно прислать из Тулы в Ижевск квалифицированных рабочих из числа женщин, которые делали эти самые ленты.

- А что - у тебя там своих баб не хватает? – в свойственной ему манере спросил Берия.

- Баб-то хватает, да бабы-то не те. Мне надо тех, кто умеет делать пулеметные ленты.

За одни сутки «подопечные» Лаврентия Павловича собрали в Туле 17 высококвалифицированных работниц и самолетом отправили в Ижевск.

Причем к каждой женщине приходил высокий чин из НКГБ или НКВД, предъявлял удостоверение и очень уважительно просил от имени государства на месяц съездить в командировку в Ижевск для выполнения ответственного правительственного задания. Отказов не было. Месяц тульские работницы не покладая рук трудились в городе на Каме, делали пулеметную ленту, учили этому местных женщин, а потом оружейниц с благодарностями, большими премиями и почестями отвезли домой в родную Тулу.

Так трудом всего лишь семнадцати скромных, к сожалению, ныне безвестных тружениц Красная армия не осталась без пулеметов в самые драматичные и страшные моменты начального периода войны.

Нефтяная «дорога жизни»

Как известно, до войны Северный Кавказ и Баку давали 86 процентов добычи нефти в СССР и примерно столько же вырабатывали горючего для Красной армии и народного хозяйства. Войну ждали, к ней готовились. Но никто и предполагал, что враг может прорваться так далеко и поставить под угрозу прежние основные пути транспортировки нефти в европейскую часть страны.

Поэтому ещё 16 августа 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление о строительстве железной дороги Кизляр – Астрахань, которая связывала Кавказ с центром. Около 20 тысяч, в основном, астраханских и дагестанских женщин не только соорудили трассу в прифронтовой полосе за год, но и поддерживали потом её в рабочем состоянии. Женщины-труженицы гибли от бомб, пулеметов и пушек вражеской авиации. С первобытной жестокостью расправлялись с ними сформированные немцами конные банды калмыцких националистов, число шаек которых доходило до сотни!

Но трасса протяженностью 335 километров была, вопреки всему, построена, и 2 августа 1942 года по ней началось сквозное движение. «Южная дорога жизни» доставляла горючее фронту, нефть и её компоненты для уфимского, саратовского и ярославского нефтеперерабатывающих заводов, без которых исход войны мог стать другим. Современные башкирские исследователи в своих научных трудах до сих пор недоумевают, как же наш УНПЗ в условиях стремительного падения добычи нефти в БАССР в годы войны сумел существенно нарастить выпуск горючего? Ответ на этот вопрос мы нашли в рассекреченных ныне документах ГКО. Они однозначно свидетельствуют, что произошло это за счет массированных поставок кавказской нефти и её компонентов в Уфу. Иначе бы исход войны стал другим, и никакое «Второе Баку» не спасло нашу страну от гибели.

Совершили этот беспримерный подвиг хрупкие и голодные женщины, которые жили в землянках, мерзли в степи, недоедали, недосыпали, надрывались от непосильного труда. Одних земляных работ было произведено шесть млн кубометров. А это значит, вдумайтесь только, что каждая из хрупких дам за год перекидала 30 «КамАЗов» по 10 кубов. Но удивительное дело, они не считали свой труд каким-то геройством - воевала и ударно трудилась тогда вся страна.

- Жалоб ни от кого не было, - вспоминала после войны бывший строитель Галина Лемешко. - Да и на кого жаловаться? На немцев? Только иногда ночью услышишь всхлип и опять тишина: устали, спят.

Не потеряли во время войны российские женщины и лучшие человеческие качества, присущие российскому народу. Сохранились воспоминания, как бывшие строительницы-астраханки уже во второй половине войны подкармливали немецких военнопленных то воблой, то кукурузой, то сухарем, специально выходя на дорогу, когда этих «сверхлюдей» строем вели из лагеря на работу или с работы в лагерь. А у каждой из них была семья, дети, которых нужно было тоже кормить.

Видимо, не знали тогда женщины, что гитлеровцы используют в своем тылу наших детей в качестве пристрелочных мишеней для пулеметов, не знали и о массовом изнасиловании немцами несовершеннолетних девочек и мальчиков.

В Дагестане и Астраханской области ежегодно вспоминают тот «незнаменитый» подвиг скромных женщин, обеспечивавших бесперебойную работу нашего уфимского НПЗ. Многих из них, кстати, наградили потом медалью «За оборону Кавказа».

Незнаменит оказался и подвиг женщин Дагестана, которые связали в своих горных аулах для бойцов Красной Армии 1 млн пар шерстяных носков! Высокие, мягкие и очень теплые они спасли от холода не одну солдатскую жизнь. А ведь этих женщин никто не заставлял или принуждал.

Между тем по соседству с этой горной республикой в тоже самое время сразу в нескольких районах Чечено-Ингушетии полыхали антисоветские мятежи и восстания, с трудом потом подавленные войсками НКВД.

Кто сомневается, пусть вспомнит телевизионные репортажи, как те же дагестанские женщины выносили раненых военнослужащих внутренних войск Россия из-под обстрела в 99-м году и оказывали им первую помощь, когда банды чеченских боевиков Шамиля Басаева вторглись в Дагестан.

- Я с начала 90-х работал с дагестанскими предпринимателями, - рассказывает уфимский бизнесмен Сергей Голиков. – Они возили нам ранние овощи и экологически чистое мясо, дагестанские коньяки и вина, а мы им продавали лес, металл, но особенно охотно брали они уфимские лампочки. И вдруг осенью 99-го как обрезало - контрагенты пропали.

После Нового года объявились. Извини, мол, Сережа, форс-мажор, воевали с чеченскими бандитами и вооружали за свои деньги ополчение родных аулов, покупали носилки и медикаменты. У них, оказывается, у всех отцы были участниками или инвалидами войны, а матери - тружениками тыла.

Наши «сестрички» во время войны дали фронту основное пополнение

Поразительно, сколько грязи было вылито «демократической» прессой на советское командование и органы власти, которые якобы бесчеловечно относились к своим раненым. Между тем факты говорят об обратном. По опубликованным ныне данным около 83 процентов раненых и 91 процента больных красноармейцев излечивалось и в течение года после попадания в госпиталь снова направлялось на фронт. И сделали это, главным образом, советские женщины-медики.

Это кажется фантастикой, если сравнивать советские цифры с результатами медицинской помощи в фашистском вермахте, где только 50 процентов раненых возвращалось в строй, а остальные погибали из-за неоказания надлежащей помощи или становились калеками. Это кажется удивительным, если принять во внимание достижения германской медицинской науки и фармакологии. Но коренной порок немецкой медицины заключался в том, что солдаты рассматривались Гитлером не как люди, а как средство для блицкрига. Вместо лечения или наложения гипса, немецким раненым сплошь и рядом ампутировали конечности. Из-за недостатка медикаментов немецкие врачи широко применяли даже такой средневековый метод, как прижигание гнойных ран, из-за чего раненые гибли тысячами.

И если, например, смертность раненых от обморожения в РККА составляла всего 1,5 процента, то в вермахте свои потери, когда солдаты замерзали целыми частями, тщательно скрывали, поскольку переполненные обмороженными солдатами составы вызывали сильное негодование населения Германии.

Своих собственных военнослужащих гитлеровцы не жалели. Были нередкими случаи, когда немцы, отступая, бросали целые эшелоны с беспомощными людьми, предварительно отравив их газом, от которого большая часть солдат гибла, а выжившие сходили с ума. А сколько людей, включая лежащих в госпиталях, утопил в берлинском метро Гитлер, растягивая агонию третьего рейха, не знает никто.

Главной задачей нашей страны было как можно скорее поставить на ноги бойцов и командиров и отправить на фронт, что позволяло оперативно восполнять потери в боевых частях Красной армии. 10,3 млн солдат и офицеров были тем пополнением из госпиталей, которое определило исход войны.

- Меня восхищали спокойствие и непрерывная работа медицинского персонала, среди которого большинство составляли женщины, - вспоминал Ефим Смирнов, в годы войны - начальник Главного военно-санитарного управления Красной армии. - Своим хладнокровием они успокаивающе действовали даже на некоторых мужчин, не обладавших достаточным мужеством, столь необходимым на войне.

Даже такой закоренелый фашист, как фельдмаршал Эрих фон Манштейн, отдавал должное нашим женщинам, отмечая в своих мемуарах их мужество при обороне Севастополя: «Нередко впереди находились женщины и девушки-комсомолки, которые тоже с оружием в руках, воодушевляли бойцов».

В германской армии на фронте врачами и медработниками были только мужчины, а в Красной армии более половины врачей, санинструкторов, санитаров и 100 процентов медсестер были женщины. Об их подвигах написано много книг, сняты замечательные художественные фильмы, но многие страшные факты остались за кадром. Например, то, что, если немцы брали женщин в плен, то обычно убивали наравне с коммунистами, евреями и комиссарами. А в конце войны «талантливые» германские умы придумали и широко использовали новый вид казни. Пленных советских девушек немцы после пыток, издевательств и изнасилований сажали на кол. До какой же степени нужно было упасть, чтобы так поступать?

Илья Эренбург в газете «Красная звезда» в июле 1942 года привел фрагмент допроса одного пленного немца: «Как вы могли изнасиловать тринадцатилетнюю девочку?» Немец равнодушно поморгал и ответил: «Для меня женщина - это уборная».

Были ли у этих немецких солдат матери и если были, то к человеческому ли роду относились они?

Во время одной наступательной операции в 44-м наши войска обнаружили в отбитой деревне казненную таким способом совершенно седую 19-летнию девушку-медсестру, которой перед жестокой смертью выкололи глаза и отрезали груди. А в вещмешке погибшей нашли детскую игрушку – резиновую птичку. Командование специально распорядилось показать нашим бойцам, что стало с девушкой-ребенком, чтобы знали, с кем они сражаются, и чтобы рука не дрогнула в нужный момент. И руки воинов не дрожали. Генерал Александр Горбатов, в честь которого названа в Уфе улица, увидел в июне 44-го в Белоруссии целые поля, усеянные тысячами трупов «истинных» арийцев. Он тоже приказал изменить маршрут двух своих дивизий, чтобы солдаты увидели, что бывает с захватчиками на нашей земле, и оценили подвиг своих товарищей.

Раненым требовалось много крови для переливания. Основными донорами во время войны были опять-таки женщины. Шестьсот тысяч тонн крови сдали они для красноармейцев. Часто прямо во время операций кто-нибудь из медработников ложился для прямого переливания. Главное, чтобы группа крови подошла.

Гитлеровцы этим не «заморачивались». В качестве доноров они использовали советских детей, выкачивая из них почти всю кровь. А потом прямо живьем или после душегубок, изобретенных, кстати, ныне респектабельной немецкой фирмой «Сименс», зарывали в землю. Невозможно без содрогания читать материалы Нюренбергского процесса, посвященные этим злодеяниям «арийцев».

А сколько белья, комплектов военной формы перестирали, реставрировали и привели в порядок наши женщины? О подвиге четырех скромных девушек из Бирска мы уже писали.

Самая главная причина победы была в том, что в отличие о немцев война была для нас отечественной. Священная народная война подняла на борьбу с гитлеровскими людоедами десятки миллионов не только мужчин, но и женщин, которые внесли свой бесценный вклад.

Об этом пишет поэтесса Юлия Друнина:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 9 декабря 2015

Заголовок в газете: Сильных поддерживали слабые

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру