Ставки сделаны: кто не успел, тот опоздал
11 января в Уфе прошли публичные слушания по проекту планировки и межевания спорной территории. Мероприятие не стало для парка судьбоносным, но оказалось показательным в плане демонстрации методов, которыми пользуются застройщики, добиваясь целей.
Напомним историю вопроса. Территория планируемого проекта в рамках межевания — около 2,95 гектара. Застройщик ЗАО «Генпроект» собирается снести пять домов по улице Ленина и дом на Белякова, 4, общей площадью 4630 квадратов, а также гаражи, сараи и депо детской железной дороги. На их месте появятся высотки общей площадью 42800 квадратных метров со встроенными в жилой массив детским садом и начальной школой на сто мест, а также крытой трёхуровневой парковкой на 491 место.
Как сообщил в своем блоге директор Фонда развития городских проектов Владимир Барабаш, участки вокруг парка Якутова были проданы на торгах в 2009 и 2011 году. В свою очередь многоликий Юрий Киселев, который в ходе слушаний представал то как представитель парка, то как заказчик благоустройства земельного участка, то как исполнитель-застройщик, поведал, что с торгов участок ушел за символическую сумму.
— Был открытый аукцион, на котором вы лично могли присутствовать, — обратился г-н Киселев к противникам многоэтажной застройки. — Причем не так уж относительно дорого можно было купить участие в развитии этой территории. Из-за того, что проект был очень сложным экономически, его выиграли всего лишь за 600 тысяч рублей. Торги прошли. Желающих не было никого. Это участок, предоставленный по законодательству на аукционе под комплексное развитие данной территории. Было много всевозможных вариантов, в том числе с деревьями, просто никто не смог найти на него деньги.
Мы поинтересовались у Владимира Барабаша, почему у администрации города не нашлось 600 тысяч, чтобы сохранить участок и привести в порядок.
— Вы знаете, сколько надо денег, чтобы снести дома и расселить жильцов? — ответил он. — Чтобы этот кусок облагородить, нужно было почти 1,8 миллиарда рублей! Снести, расселить, посадить деревья и проложить дорожки, поставить фонарики. К тому же этот договор отторгован давно, вернуть ситуацию назад нельзя. Я сам ходил вместе с кирхой, мы боролись, чтобы хотя бы уменьшить этажность. Застройщик сейчас добровольно пошел на это.
За заборами бомжи или все-таки вожди?
Споры по поводу проекта ведутся года три, и за это время было рассмотрено и отвергнуто около десяти вариантов. В настоящий момент заинтересованным сторонам, среди которых оказались администрация города, владельцы парка имени Якутова, представители лютеранской церкви и даже бывший глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин, удалось прийти к компромиссу и договориться по ряду принципиальных вопросов. В частности, снизить этажность новостроек с 35 до 12 этажей, заручиться обещанием застройщика сохранить исторически ценные объекты — вернуть первоначальный облик пожарной каланче и создать зону обзора вокруг лютеранской кирхи, обустроить новые входные группы на территорию парка с юга и севера.
К тому же, по уверениям городских властей, строительство именно этих пяти многоэтажек — единственный способ избавить микрорайон и парк от асоциальных элементов. Жителей близлежащих домов поставили перед выбором: или терпите бомжатник, или соглашайтесь на соседство с элитой. Других решений проблемы власти не видят.
— Территория участка настолько не благоустроена, что был построен забор, чтобы эту криминогенную зону как-то отгородить, снизив ее влияние на парк, — заявил директор ЗАО «Генпроект» Олег Байдин. — На строительство забора на сегодняшний день потрачено около миллиона рублей.
Что ж, поистине, мудрость градоначальников и их партнеров восхищает: сначала отгородиться от проблемы «золотым» забором, а потом вовсе согнать бомжей с насиженного места. Ради этого стоит построить комплекс для избранных впритык к детскому парку. Разумеется, запуганные деструктивными элементами местные жители согласятся на все. Только вот бомжи из города сами по себе никуда не исчезнут, просто перекочуют в другой район Уфы, менее привлекательный для дельцов.
На этом облагодетельствования уфимцев не закончатся. Также застройщик берется благоустроить часть парковой территории. В частности, Олег Байдин сообщил, что землю в парке «рекультивируют», или, по-простому, вырубят все выросшие самосевом деревья, а таких большинство, и посадят на их месте в регулярном порядке «уже культурные растения». И все это в рамках плановой реконструкции парка, утвержденной городом. Вот так: «до основанья, а затем»… В результате стараний в парке появится еще одна аллея. Очень хочется верить, что хозяева жизни позже не забудут свои обещания и не остановятся на половине пути, оставив городу лишь пеньки. Иначе может повториться ситуация, рассказанная одной из участниц слушания.
— Пять лет назад у меня под окнами был сквер, которому 50 лет. Я сама боролось, ложилась под бульдозер, и все равно этот сквер снесли и закопали в асфальт. Нельзя ли расширить парк за счет сноса? Сейчас слушания пройдут, а потом нас спрашивать никто не будет, и весь жилой комплекс будет огорожен шлагбаумом. Мы к этому приходили не один раз, — поделилась тревогами уфимка.
Не корысти ради, а токмо пользы города для
Итак, представители застройщика уверяют, что действуют в ущерб себе и в интересах даже не будущих клиентов, а простых горожан. В то же время, по мнению активистов движения «Архзащита», пять «свечек» с замкнутой инфраструктурой от парковки до начальной школы на берегу Солдатского озера превратят любимое место отдыха уфимцев в придомовую территорию для местных нуворишей.
— Подобные комплексы вблизи водоема есть и в Москве, и Киеве, и в Сипайлово, — отмечает представитель движения, краевед Владимир Захаров. — Это очень удобно, прежде всего для жителей. Для посетителей же парка соседство жилого комплекса даст только увеличение экологической нагрузки. Комплекс красивый, но если б он построен где-то в другом месте, например, в районе Кузнецовского затона.
Мы поинтересовались у «архзащитников», каким им видится будущее парка Якутова и близлежащих площадок.
— Граница комплекса должна проходить не менее чем в 50 метрах от границы парка — железной дороги, — озвучил чаяния противников проекта Владимир Захаров. — Если мы хотим сохранить парк, то нужно побольше отступить. Лесопарковая зона должна быть расширена. Еще одно требование: чтобы визуально новые дома не были выше деревьев. По крайней мере, тот ряд, который вплотную примыкает к парку, должен быть ниже. А дома на красной линии могут быть и выше.
Идеальным вариантом бы, по словам Владимира Захарова, было «построить не пять домов, а два или три, которые будут находиться на красной линии по улице Ленина», иначе «о сохранении функционала парка Якутова как детского социального объекта речи быть не может».
— Мы не призываем сохранять ветхое и аварийное жилье, — говорит активист движения Кристина Абрамичева. — Да, о том, что территорию парка сократят, пока никто не заявляет. Но мы тоже не вчера родились, знаем, как все делается, методы убеждения и застройки. Сейчас нам показывают только нарочито замечательный комплекс, но без конкретики. Что касается вопросов об альтернативе, сообщают, либо парк будет нерентабелен и закроется вообще, или предлагается такой вот выход. Но, наверно, мировой опыт благоустройства парков позволяет решить этот вопрос иначе?
Показательно, что представители застройщика увидели в действиях «архзащитников» происки завистливых конкурентов. По словам Юрия Киселёва, «пока проект был экономически невыгодным, им никто не интересовался, никто не собирал людей».
— Мы жители города, налогоплательщики, которые задумались, почему общегородское достояние, как парк, достается лишь части населения города, — говорит Кристина Абрамичева. — К тому же микрорайон не вырастает в пустыне: построены дома, и больше ничего не надо. Мы понимаем, что пройдет совсем немного времени, и жителям этих домов понадобится под боком весь жизненный цикл.
Доводы рассудка
Мнения участников слушаний разделились. Так, Виктор Трошин солидарен с общественниками.
— Проект не предусматривает малоэтажного строительства, новые дома будут стеной отгораживать парк Якутова. Мы против этого, — заявил он.
Поддержали эту идею еще несколько горожан.
— Нас сносят, и мне как будто уже все равно, — сказал участник слушаний Борис Воробьев. — Но первый второй и третий дом рядом с озером там не нужны, это будут каменные джунгли вокруг.
Еще один потенциальный вынужденный переселенец из центра Уфы в Шакшу заметил, что на презентации горожан пугают фото давно снесенного барака, в то время как его дом по Ленина, 67/4, крепкий и не аварийный, но, тем не менее, попавший под снос, не показывают.
— Нельзя ли было просто рассмотреть вопрос о расширении парка? В городе не хватает зелёных зон. И в это время вы хотите построить элитное жилье, где будут жить чиновники и бизнесмены? — поинтересовался он, но не получил ответа.
Татьяна Ланговая напомнила, что уже сейчас бульвар Ибрагимова практически стоит, особенно в час пик, а с увеличением числа машин и жителей микрорайона движение и вовсе прекратится.
— Большая транспортная проблема возникает, когда на «Уфа-арене» идет игра «Салавата Юлаева»: улица Ленина вся заставлена машинами до Пермской, все дворы. Что будет дальше? — поинтересовался еще один участник слушаний.
Однако сторонников пересмотра проекта в зале оказалось единицы. Итог был предрешен заранее, тем более что трибуна была предоставлена лишь одной стороне, а защитникам старины пришлось довольствоваться короткими выступлениями с места. Не помогло и обращение к федеральному законодательству. В ответ на цитату из закона «Об объектах культурного наследия» председательствующий на слушаниях торжественно объявил, что к Уфе требования данного нормативного документа не имеют отношения, поскольку город не является историческим поселением. От себя заметим, что этого статуса, позволяющего регламентировать застройку близ исторических ценных градоформирующих объектов, столицу Башкирии лишили в 2010 году, вместе со многими другими городами России. Теперь понятно, это делалось, чтоб всякие путающиеся под ногами «серьезных людей» краеведы и ценители старины не мешали менять облик исторических уголков нашей страны в угоду коммерческим интересам.
Через четыре года где будет город-сад?
Экс-начальник управления по земельным ресурсам мэрии Михаил Лазаренко уверил собравшихся, что после возведения высоток «это будет красивое место на загляденье всем жителям Уфы», потому «безобразие, которое сегодня творится в центре города, надо прекращать». Под «безобразием», очевидно, стоит понимать городской парк.
— Я поддерживаю этот проект, потому что гуляю в этом парке с маленьким ребенком, и безопасность меня и моих детей в приоритете, — сообщила экс-издатель гламурного журнала Елена Якупова. — Когда приходишь в парк, прежде всего хочется эстетического наслаждения. К сожалению, на сегодняшний день этого наслаждения не получаешь, видя, особенно летом, бомжей и прочих маргинальных личностей.
Поддались на шантаж «или бомжи в парке, или новостройки» еще несколько уфимцев. Сотрудники «ВДНХ-ЭКСПО», где проходили слушания, не только дружно остались на обсуждения после работы, но и единогласно высказались за проект. Причем выставочники заранее знали, сколько участников слушаний скажут «да», о чем и сообщили во время прений. Надеемся, владелец выставочного комплекса Василий Пеганов оценит по заслугам прозорливость и гражданскую позицию своих подчиненных. В его отсутствие за происходящим из президиума внимательно наблюдал партнер г-на Пеганова по бизнесу — бизнесмен и депутат горсовета Иосиф Марач. Неизвестно, какие интересы преследуют господа из «Башинвеста», предоставляя уютную площадку для слушаний и даже лично присутствуя на обсуждении, но такое неравнодушие к застройке лакомого куска в центре Уфы весьма похвально. Позже в телеинтервью представитель мэрии Владимир Барабаш рассказал, что компания-застройщик принадлежит г-ну Марачу и его партнерам.
Среди тех, кто до последнего стоял на страже интересов города, пастор кирхи Генрих Миних.
— Мы больше года занимались этим вопросом с застройщиком. И первоначально у нас родилось мнение, что застройку надо делать низкоэтажную, с объектами культурного и социального значение. Но такая идея не могла быть реализована, как нам неоднократно объясняли представители администрации города. На такие проекты денег нет. А оставлять ситуацию в сегодняшнем состоянии просто нельзя уже. Поэтому хочу отметить способность застройщика к компромиссам, они несколько раз шли нам навстречу, и сегодняшняя ситуация, пожалуй, приемлемая, — сказал служитель кирхи.
Пока границы парка остались на прежнем месте, однако городская суета приблизилась вплотную к зеленой зоне. А через десяток лет, когда подрастет новое поколение уфимцев, для которого высотки на берегу Солдатского озера станут обыденностью, вновь найдется кто-то, кому и этого покажется мало.
— Я реально, а не по картинкам на презентации, представляю, как мало места от улицы Ленина до железной дороги, — говорит жительница микрорайона Татьяна Ланговая. — Впихнуть туда два дома очень затруднительно, они будут очень сильно прижаты к парку, Парк съеживается и съеживается. Плюс логично, что у любого дома должен быть двор. И хотя говорили о большом количестве парковочных мест, к жильцам приезжают гости, а в семье у многих вторая машина. Это же жилье элитное. Я согласна, что эту клоаку надо разруливать. Но если сейчас у города нет денег, почему вопрос нужно решать немедленно за частные деньги. Когда деньги появятся, дома уже не снести. Ошибки будет уже не исправить.