В Уфе сочли «нецелесообразным» пускать на маршруты «ПАЗы» и «ГАЗели»

В мэрии Уфы нашлись трезвомыслящие головы, способные оценить, что в реальности происходит на городском рынке пассажироперевозок

Сегодня сити-менеджер столицы Башкирии Ирек Ялалов посчитал «нецелесообразным» проводить открытый конкурс на право работы на нерегулируемых государством маршрутах. Конкурсная документация удалена с сайта уфимской мэрии, а специалистам ответственных служб поручено более детально проработать эту тему, «чтобы снять все острые вопросы и исключить кривотолки». 

В мэрии Уфы нашлись трезвомыслящие головы, способные оценить, что в реальности происходит на городском рынке пассажироперевозок
Фото: архив МК

Это решение дорогого стоит, поскольку у городского рынка автоперевозок, который сегодня никто не контролирует, масса лоббистов не только в самых высоких сферах власти, но и, как говорят, в криминальных структурах. Что и неудивительно, ведь по некоторым данным, емкость этого рынка оценивается в сотни миллионов рублей неучтенной наличности. Тем не менее, несмотря на существующую опасность оказаться под прессом давления заинтересованных лиц, уфимский градоначальник сумел принять это непопулярное для местных игроков решение.

Напомним, и мы об этом рассказывали, управление транспорта уфимской мэрии в среду объявило розыгрыш самых прибыльных городских маршрутов, тарифы на которых не регулируются государством. В случае, если бы конкурс состоялся, то Уфа определилась бы с перевозчиками на ближайшие пять лет.

При этом эксперты предположили, что конкурсная документация создавалась под конкретные фирмы, сегодня работающие на городском рынке пассажироперевозок, как операторы маршрутов. Эти компании, три года назад выиграв у мэрии линии, проходящие по центральным улицам Уфы, сегодня просто выписывают путевки водителям, имеющих в собственности транспортные средства, в основном, устаревшие морально и физически «ПАЗы» и «ГАЗели». От обилия огромного количества малогабаритных автобусов, число которых никто не регулирует, город задыхается в пробках, а фирмы-операторы не отвечают ни за регулярность движения, ни за безопасность машин и, соответственно, пассажиров.

В конкурсной документации, спешно разработанной управлением транспорта уфимской мэрии, требования к перевозчикам были упрощены до предела. Так, с тех, кто желал работать на городском рынке пассажироперевозок, не спрашивали ни платежных терминалов, ни оснащения транспортных средств оборудованием для инвалидов, хотя этого требует российское законодательство, ни экологически чистых двигателей, что также оговорено федеральными нормативными актами. Кроме того, никто не учитывал комфортабельность и вместительность автобусов, наличия ремонтных баз и проведения обязательного предрейсового техосмотра!

Интересно, что в управлении транспорта на упреки профессионалов отрасли, разводили руками – документы приняли депутаты горсовета, а чиновники, якобы, лишь исполняют утвержденный народными избранниками документ. Хотя, как рассказывают городские парламентарии, конкурсная документация принималась на внеочередном заседании горсовета, а нужные бумаги депутаты получили за день до голосования. И, несмотря на то, что не все уфимские законодатели оказались готовы принять незрелый документ, голосование все-таки состоялось, опять же в кратчайшие сроки.

Люди, знающие этот рынок, предположили, что спешка с проведением конкурса по упрощенной схеме понадобилась для того, чтобы успеть распределить в Уфе прибыльные маршруты между «своими людьми» до вступления в силу федерального закона, регулирующего пассажироперевозки. Документ начинает действовать в июле этого года, а победителей конкурса планировалось определить в июне. Понятно, что сегодняшние уфимские перевозчики не смогут соответствовать критериям, определенным новым законодательством ни по безопасности, ни по качеству и комфортабельности перевозок. А ведь закон требует еще утверждения маршрутной сети и обоснования числа автобусов, разъезжающих по улицам. И это значит, что частникам пришлось бы убрать с маршрутов половину своих транспортных средств. Чтобы этого не случилось, уфимские чиновники и желали как можно быстрее «подстраховать» этих игроков конкурсом, чтобы в течение пяти лет в Уфе на рынке пассажироперевозок ничего не менялось, несмотря на вступление в силу ФЗ 220. 

Кроме того, ФЗ 220 запрещает дублирующие маршруты. А в Уфе прибыльные линии на сто процентов повторяют так называемые «социальные» маршруты, по которых перевозят по льготным тарифам социально незащищенных граждан, пенсионеров, школьников и студентов. Частники в столице Башкирии не готовы возить льготников, и в первую очередь потому, что не желают, чтобы их деятельность стала прозрачной, ведь льготников как-то надо учитывать, а значит, придется «светить» перед фискальными органами наличную выручку. И уфимские чиновники решили, что нет смысла разыгрывать социальные маршруты, если нет интересантов, способных побороться за эти неприбыльные линии. Но как только бы состоялся конкурс на нерегулируемые маршруты, а документ, регулирующий пассажироперевозки вступил в силу, дублирующие «социальные» линии оказались бы вне закона. А это значит социально незащищенные граждане остались без помощи государства.

Похоже в мэрии Уфы осознали, что желая угодить определенным игрокам на этом рынке, подкладывают под себя политическую бомбу в виде социального недовольства граждан. Что, конечно бы, самым негативным образом сказалось не только на городской, но и республиканской власти. Тем более, в преддверии думских выборов.

Как бы там ни было, но в пятницу уфимский градоначальник Ирек Ялалов счел проведение конкурса «нецелесообразным».

- В администрации Уфы есть полное понимание сложившегося на сегодняшний день положения в сфере пассажирских перевозок, - сообщили в пресс-службе мэрии столицы Башкортостана. - Картина такова, что автопарк перевозчиков на данный момент состоит, в основном, из автобусов малой вместимости.

В уфимской администрации вспомнили, что глава РБ Рустэм Хамитов поставил перед Уфой «ряд серьезных задач в сфере пассажирских перевозок».

- Должен быть осуществлен переход на большеформатные автобусы, - теперь уверены в мэрии Уфы. - Автобусы должны быть низкопольными, обеспечивающими равный доступ всех категорий населения. Особое внимание должно быть уделено маломобильным группа населения, соответственно, автобусы должны иметь все необходимые приспособления для обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.

Как следует из релиза, опубликованного на сайте администрации Уфы, если в будущем в городе все-таки состоится конкурс на право пассажироперевозок, операторов заставят обновить автобусный парк «большеформатными автобусами», а критерии отбора станут «более жесткими».

- Горожане при этом получат удобный, комфортабельный транспорт, отвечающий всем требованиям безопасности, - сегодня пообещали в мэрии Уфы.

Так что в ближайшее время мы узнаем, смогут ли власти столицы Башкирии, несмотря на многочисленных лоббистов дикого рынка пассажироперевозок, сделать эту сферу контролируемой и подчиняющейся современным цивилизованным правилам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру