Почему коммунисты недовольны «Атеистами России»

Сегодня КПРФ является, пожалуй, самой жалующейся и обидчивой из политических объединений

На что же жалуются главные российские коммунисты? На все пороки российской политики: на притеснения со стороны властей, на поддержку властями партий-спойлеров («Коммунисты России», «КПСС»), на троллинг, на забвение советского прошлого, и напротив - на эксплуатацию властью советских символов и прошлого. 

Сегодня КПРФ является, пожалуй, самой жалующейся и обидчивой из политических объединений
Фото: архив МК

Обид у КПРФ за длительный период ее существования накопилось порядочно. Недавно появился еще один повод для жалоб. 13 мая 2016 года состоялся учредительный съезд общественной организации «Атеисты России», созданной по инициативе главных спойлеров КПРФ партии «Коммунисты России». Причем, возглавил новую организацию заместитель председателя «Коммунистов России» Илья Ульянов.

Ранее лидер «Коммунистов России» Максим Сурайкин, обосновывая подобное решение, заявил: «Мы подлинно коммунистическая партия, которая отстаивает научное мировоззрение и стоит на нем. Верующие тоже имеют такое право, но атеисты в общественном поле фактически не представлены». Таким образом, выступив инициаторами создания общественной организации атеистов, «Коммунисты России» пытаются агрегировать те социальные силы, которые, поддерживая коммунистические идеи, разочаровались в деятельности КПРФ.

Как можно оценивать появление «Атеистов России»? С одной стороны, сегодня слишком много «огосударствления» религии, в результате чего у некоторых людей формируется конституционный протест, так как Россия – светское государство. Кроме того, атеисты – достаточно крупная социальная группа (от 10 до 25 процентов), которая не имеет своего политического объединения. Таким образом, идея г-на Сурайкина вполне понятна и обоснована претензией перевести свою партию из разряда спойлера в реальную политическую силу. Создание «Атеистов России» может способствовать консолидации росту электората «Коммунистов России». С другой стороны, само появление партий-спойлеров и подобных «Атеистам России» прокоммунистических организаций свидетельствует о серьезном кризисе КПРФ, позиционирующей себя в качестве главной оппозиционной партии.

Собственно, в кризисное состояние главные российские коммунисты впали еще в конце 90-х годов, когда стало понятно, что несмотря на все недовольство внедрением механизмов рыночной экономики, сокращением социальных гарантий и значительным падением уровня жизни, население в большинстве своем еще меньше желает возвращения в советские времена, как бы ни старались романтизировать этот период отечественные коммунисты. Кроме того, те, главным образом возрастные, истинные коммунисты, которые составляли главную электоральную силу КПРФ, начали разочаровываться в партии и ее политике. Избирательное использование советского прошлого, манипулирование марксизмом в его коммунистическом (советском) варианте способствуют идеологической стагнации партии, которая уже практически не стремится выбраться из состояния оппозиционной и победить на выборах.

Наконец, усугубляют эти проблемы несменяемость лидеров КПРФ. В этих условиях КПРФ будет просто обречена иметь спойлеров, причем они будут создаваться не столько властью, сколько самими коммунистами, разочаровавшимися в российском коммунизме.

Разное отношение к религии усугубляет и без того непростые взаимоотношения между руководством партии и ее региональными комитетами. На одном из пленумов ЦК КПРФ было провозглашено, что «партия стоит на позиции уважения религиозных и атеистических чувств людей». Состоящие главным образом из ортодоксальных коммунистов, не все региональные отделения поддержали решение партии, что способствовало росту напряжения. Однако партия не может отказаться от таких признанных региональных лидеров, как Юнир Кутлугужин, Мадриль Гафуров и Рифгат Гарданов, которые более 50 лет демонстрируют свою приверженность атеистическому коммунизму. В самом же региональном отделении также есть сторонники совмещения православия и коммунизма. Это коммунисты «новой формации», к каким относится заместитель председателя Госсобрания-Курултая РБ Вадим Старов.

Ситуация в КПРФ осложняется также тем, что для Зюганова вера – это прежде всего православие, в то время как в Башкортостане значительная часть электората – мусульмане. Несмотря на то, что в партии пришли к определенному консенсусу – «никакой пропаганды религиозных взглядов внутри КПРФ» – появление «Атеистов России» свидетельствует о том, что многие по-прежнему разделяют тезис Маркса: «религия опиум для народа».

Смесь традиционализма (пусть и в виде религиозности) и коммунизма делают КПРФ консервативной, можно даже сказать, ретроградной партией, которая со временем может потерять итак потускневший ореол оппозиционности. По сути, предлагаемый синтез духовности состоит из атеистического марксизма и заигрывания с духовенством. Этот синтез, на мой взгляд, является свидетельством популизма и демагогичности нынешних коммунистов. Впрочем, избирателям виднее…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру