Почему в Башкирии избавляются от уникальных театральных кадров?

Талантливые деятели культуры из республики приносят славу театрам соседних регионов

На минувшем фестивале «Золотая маска» спектакль «Сатьяграха» Екатеринбургского театра оперы и балета, заявленный в нескольких номинациях, был удостоен двух наград: приза критики и спецприза за работу хора. Постановка одной из 24-х опер американского композитора-минималиста Филиппа Гласа на российской сцене осуществлена впервые.

Талантливые деятели культуры из республики приносят славу театрам соседних регионов
Фото: архив МК

Последний контракт

Для Уфы же постановка соседей примечательна тем, что инициатором спектакля стал директор Екатеринбургского театра Андрей Шишкин, некогда возглавлявший Башкирскую оперу. Интересно, что хормейстером-постановщиком спектакля, работу которого так высоко оценило жюри национальной премии, выступила уфимка Эльвира Гайфуллина, с которой два года назад не продлили контракт в родной Башкирской опере. Театре, которому она отдала 30 лет жизни.

Фото: архив МК

«Сатьяграха» еще до вынесения вердикта жюри получила признание как событие в музыкальной сфере, способное изменить взгляд на оперу как таковую. К своей мечте известный в России театральный менеджер шёл постепенно. Несколько лет назад увлекшись индийской историей и культурой, Андрей Шишкин не раз посещал Индию и однажды задумал невероятное – поставить оперу на сюжет из истории этой страны. Наконец, в сентябре 2014 года «Сатьяграха» - опера о жизни и борьбе великого гуманиста Махатмы Ганди – была поставлена. Дирижером-постановщиком стал австрийский маэстро Оливер фон Дохнаньи, режиссёром – американец Тадэуш Штрасбергер. Отметим, что «Сатьяграха» - это очень необычное зрелище: опера идет на санскрите, хоровая, оркестровая и сольные партии требуют от артистов особой подготовки и мастерства. Хор, кстати, занимает в опере грандиозное место: половину всего времени звучания. При этом хористам пришлось выучить экзотичную партию, ни на что не похожую по музыкальному языку, и это вызывает особое внимание и уважение к работе хора.

Фото: архив МК

- Когда мы в первый раз увидела партитуру, у нас волосы дыбом встали, - признавалась Эльвира Хайретдиновна. – Сложностей - миллион.

Напомним, Эльвира Гайфуллина карьеру хормейстера сделала на сцене и в репетиционных классах Башкирского театра оперы и балета. Ученица выдающегося мастера-хоровика, профессора Михаила Фоменкова, Эльвира Хайретдиновна, закончив Уфимский институт искусств, поступила в аспирантуру академии имени Гнесиных. Самые амбициозные проекты в Уфе – оперные, симфонические, хоровые – проходили при её неизменном участии. Приглашения дирижеров, режиссеров, художников-сценографов были нередки, когда начиналась работа над новым спектаклем, а вот сторонних хормейстеров никогда не приглашали – уровень своего вполне соответствовал  столичным и зарубежным специалистам. Когда в 2004-м на фестивале «Золотая маска» была показана опера Загира Исмагилова «Кахым-Туря», известный музыкант-публицист Артём Варгафтик сказал: «Больше всего меня впечатлил ваш хор. Он ничуть не уступает хору «Новой оперы».

Но два года назад случилось непостижимое. После 30 лет блестящей работы в Башкирской опере, отмеченной наградами и званиями, юбилейными концертами и более чем престижными поездками по стране и миру, в зените творческой зрелости и славы, Эльвира Гайфуллина была… отстранена от работы. Ее вызвали в директорский кабинет, который тогда занимал Владислав Самойлов, и сообщили, что контракт с театром закончился и продлению не подлежит. И не то что торжественных проводов не устроили, но даже «спасибо» не сказали. К слову, самого Самойлова убрали с должности уже через год - в директорском кресле он не просидел и двух лет.

От Аксаковского дома пойдем к другому

Благо, Гайфуллина как востребованный, эксклюзивный специалист от любимого дела не отлучена. Она успешно работает с хором фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас», который представляет республику на самых престижных форумах народного искусства мира, а также который год является приглашенным главным хормейстером Екатеринбургского театра оперы и балета. Успехи, достигнутые этим театром при нынешнем директоре Андрее Шишкине, известны всей стране. Оперные и балетные проекты, один другого амбициознее, привлекают внимание критиков и любителей, Екатеринбургский театр стал местом паломничества российских меломанов. К 9 мая в театре были даны грандиозные симфонические концерты с участием хора, исполнены монументальные сочинения музыки нашей эпохи – «Русский реквием» Александра Чайковского и 13-я симфония Шостаковича, та самая, где использован текст трагической поэмы Евтушенко «Бабий Яр». Башкирский театр оперы и балета за минувший сезон не дал ни одного концерта. Ни с хором, ни без хора. А ведь когда-то и здесь звучали фресковые музыкальные полотна – «Реквием» Верди, «Военный реквием» Бриттена, «Казнь Степана Разина» Шостаковича и его же «Антиформалистический раёк», Carmina Burana Орфа…

Можно как угодно относиться к национальной театральной премии «Золотая маска». Например, с важным видом утверждать, что для нас премии – это ничто, а главная награда - лишь признание публики. Однако кто бы и что бы ни говорил на эту тему, «Золотая маска» по-прежнему остаётся самой престижной и почитаемой национальной премией России в сегодняшнем театральном мире. Вот лишь несколько фактов, которые заставляют задуматься о приоритетах нашего оперного театра и культурной политики руководства республики.

Гайфуллина была уволена из театра в 2014-м году. В том же году хор ансамбля «Мирас», который возглавила Эльвира Хайретдиновна, получил высокую оценку московских экспертов после триумфального выступления в Москве. В 2016-м ее работа с хором Екатеринбургской оперы удостоена «Золотой маски».

Ведущий тенор Ильгам Валиев после полутора десятков лет работы сам ушёл из Башкирского театра оперы и балета, откликнувшись на приглашение Екатеринбургского театра. Там уже год он получил спецприз жюри «Золотой маски» за партию Принца в спектакле «Любовь к трём апельсинам» на музыку Прокофьева.

Потерявши - плачем

В 2000-м был снят с должности главного дирижера Валерий Платонов, отслуживший в Башкирской опере с 1990-го года. Это десятилетие было одним из лучших периодов деятельности театра за последние полвека. После чего он уехал в Пермь, став главным дирижером Пермской оперы и ближайшим соратником харизматичного худрука пермского театра Георгия Исаакяна. Вместе они реализовали множество проектов, прославивших пермский театр на всю Россию. Многие из них были номинированы на «Золотую маску» и получали эту премию неоднократно. Сам же Платонов был удостоен премии за лучшую работу дирижера в оперном спектакле «Один день Ивана Денисовича» на музыку Александра Чайковского.

Фото: архив МК

В середине 2014-го Платонов был вновь принят в Башкирскую оперу на должность худрука. При нем и с его участием были поставлены спектакли «Орлеанская дева» и «Геракл» - достойнейшие оперные премьеры минувшего сезона. Однако в конце 2015 года Платонов был уволен.

В сезоне 2013-2014 в башкирском театре самим маэстро Григоровичем были  осуществлены великолепные постановки балетов «Спартак» и «Корсар». Также при участии именитых мастеров были поставлены оперные спектакли «Тоска» и «Школа влюбленных». Худруком Оперного в этот период был Рустэм Сабитов - большой знаток музыкального театра, представитель композиторской династии, крепко связанной с башкирским балетом. Однако к осени 2014 года он был отстранен от  должности.

У неравнодушного стороннего наблюдателя может возникнуть резонное сомнение в том, что самому респектабельному, дорогому и сложному театру Башкирии нужны профессионалы. Ситуация парадоксальная: чем лучших результатов человек достигает, тем меньше в нём заинтересовано руководство. Почему мы не ценим свои таланты? Почему вынуждаем их искать применения себе в других городах и весях? И когда уже поймем, наконец, что хороший директор, дирижер, худрук, хормейстер, балетмейстер, художник-декоратор, завлит, ведущий солист - это штучные кадры, которых театры взращивают и пестуют годами, крепко держась за них и создавая благоприятные условия для творчества. Почему же мы так расточительны?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Мертвый сезон

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру