Руслан Белый: «Выступать в уфимском стендапе – большая авантюра»

Создатель шоу Stand Up признался, что шутить на местные темя очень сложно

Руслан Белый, участник проектов канала ТНТ «Убойная лига», «Убойной ночи», «Смех без правил», «Comedy баттл» и один из создателей шоу Stand Up, не раз заявлял, что запретных тем в юморе для него нет. Вот и во время недавнего визита в Уфу комик затронул в выступлении местную тему. 

Создатель шоу Stand Up признался, что шутить на местные темя очень сложно
Фото: архив МК

«Шутку вырежут, только если она не смешная»

Напомнил про знаменитый долгострой – уфимскую набережную, заявил жителям региона, что нечего гордиться башкирским медом, ведь делают его не они, а пчелы, и признался, что боится знакомиться с местными девушками, вдруг их, как и все вокруг, от проспектов до хоккейного клуба, тоже зовут «Салават Юлаев». Перед выступлением Руслан признался: шутить на местные темы очень сложно, тем более что домашние заготовки воспринимаются публикой хуже.

– Вы по-прежнему пишите «местные» шутки, когда приезжаете в какой-либо город с выступлением? – интересуемся у Руслана.

– Сейчас такого нет. Зачастую ты становишься заложником ситуации: подготовился на местную тему, и если это вышло хорошо, весь твой следующий материал сразу становится на порядок хуже. Удачная импровизация всегда лучше, чем заготовленные шутки. Одно дело, когда тебе 15 минут выступать, другое – час–полтора. Теперь я этим начал аккуратней заниматься, но одну-две шуточки стараюсь сказать.

– А кто вас снабжает местным материалом для концерта?

– Ребята, которые нас встречают в аэропорту, местные стендап-комики, википедия...

– Есть ли у участников шоу контракты, согласно которым они обязаны выдавать монологи с определенной периодичностью?

– Да, у нас контракт с телеканалом ТНТ. Раз в полгода мы записываем по десять передач, и у каждого комика существует лимит, который надо выдать.

– Как же быть с актуальностью шуток?

– Вот с этим большая проблема. К сожалению, то, что было актуально полгода назад, может устареть. Поэтому приходится делать такие формулировки, которые будут актуальны в течение долгого времени.

– Говорят, вы не смотрите свои выступления по телевизору…

– Я, конечно, могу пересматривать их, но сейчас делаю это гораздо реже. Что на себя смотреть? Я уже прокатал эту программу, и эта шутка меня давно задолбала.

– Были случаи, когда на шутки накладывался смех?

– Мы вообще не накладываем смех при монтаже передачи. Если не смешно, то это просто вырезается.

– Много ли шуток вылетает, например, из-за цензуры?

– Вырезают в основном по принципу: смешно-не смешно. И даже если у меня шутку вырезали из эфира, я-то ее уже в концерт вставил, и она все равно дошла до зрителя.

– На сцене часто смеетесь во время выступления?

– Если увидите комика, который смеется над своими шутками, то либо эта шутка очень свежая, либо он придумал ее на ходу, либо вставил в шутку смешное слово или новый ход.

– Не приходилось жалеть о каких-то шутках, сказанных со сцены?

– Может быть, и приходилось. Вот «прилетать» – «не прилетало». В стендапе я себя считаю еще достаточно молодым комиком. Мы все пока тинэйджеры, нам в профессии по 12-14 лет. Поэтому у нас происходит буйство реакций, гормоны, все время хочется сказать шутку пожестче, поотвратительней. А потом успокаиваешься и думаешь: «Зачем?». Но это такой переходный период в творчестве.

– Почему стендап молчит о политике?

– Мы не молчим, очень тяжело придумать смешную шутку об этом. Нам никто ничего не запрещает, никакие люди в кожаных плащах за нами не следят, мы пока сами не готовы сформулировать отношение к некоторым политическим аспектам у нас в стране и в мире. Это сейчас очень серьёзная тема. Но мы в этом направлении работаем, шутки о политике появятся в новом сезоне.

«Хохмить можно обо всем - с самоиронией жить легче»

– Вы известны достаточно жесткими шутками в адрес медийных персонажей. А если о вас кто-то пошутит жестко, но талантливо, как отнесетесь?

– Без проблем. Я недавно для себя сформулировал, чем отличаются наши звезды от западных. И у нас почему-то все очень серьезно относятся к своей персоне, а западные звезды всегда играют в эту игру, я имею в виду самоиронию. Коли тебя показывают по телевизору, коли ты этим зарабатываешь деньги, надо понимать, что ты всегда должен играть в это. Поэтому если про меня кто-то пошутит, это значит, что я стал величиной, на которую можно сослаться.

– А вы тоже постоянно «играете в игру»? Или вы настоящий?

– Я всегда настоящий. Я к тому, что западные артисты, в отличие от наших, не обижаются на шутки. У нас-то все такие неженки… На западе звезды приходят на шоу, где могут спокойно выслушать подкол в свой адрес. А подкалывают там жестче, чем у нас. В этом плане, мне кажется, очень тяжело Ване Урганту с его вечерним шоу. Он пытается подколоть своих гостей, а они делают в ответ такие мины!

– Как думаете, мы придем к «западному варианту»?

– Да, но с очень большим опозданием.

– А нам это необходимо?

– Конечно! Это же степень открытости человека. Я считаю, шутить можно обо всем. С самоиронией легче жить. Когда человек слишком серьезно к себе относится, хочется сказать: «Успокойся, ты всего-навсего поешь песни, а не меняешь мир! Можешь выслушать и негативный смешной отклик в свой адрес».

– А ситуации с заказным юмором были? Деловые люди не предлагали жестко пошутить о конкурентах?

– Такого не было и, надеюсь, не будет. Ну как можно написать заказной стендап?

– А за очень большую сумму?

– Чтоб один раз выступить и больше не выступать?.. Такое возможно, - смеется Руслан. – Так что если какой-то комик неожиданно пропадет, смотрите его выступления. Возможно, в 25 кадре он сказал о ком-то что-то жесткое.

– Вы определили для себя сценический срок: поработаю до сорока, поезжу по стране, а потом займусь, например, продюсированием?

– Очень надеюсь, что смогу заниматься стендапом всю жизнь. Западные примеры показывают: чем взрослее человек, тем он интереснее как стендап-комик. У тебя появляется опыт, меняется мировоззрение. В 36 лет я мыслю иначе, чем в 25.

– Сейчас каждая уважающая себя звезда снимается в телешоу, где артисты поют, танцуют, катаются на коньках. Почему же никто из комиков шоу Stand Up не засветился?

– Я бы убрал из вопроса слово «уважающая». Возможно, комикам Stand Up пока есть чем заняться и без этого, надо писать шутки. Давайте будем справедливы: во всех этих шоу участвуют, на мой взгляд, звезды не первой величины, не самые актуальные. Для них эти передачи и существуют. Но не будем их судить, если народу нравится.

– А в кино сняться не собираетесь?

– Нет, конечно! Я отвратительный актер, вернее, я не актер.

– Как относитесь к критикам из интернета?

– Не буду говорить, что я такой крутой, что не читаю отзывы. Со временем постарался вырастить дзен, не реагировать на них, потому что считаю, что и положительные, и отрицательные комментарии необъективны. Когда начинаешь выступать, радуешься каждой шутке, проверяешь, что зашло. Но слушайте, в интернете мало что хвалят! К тому же, мне кажется, это площадка малолетних, а если там оказались взрослые, то это неадекватные люди. Если тебе ничем заняться, кроме как сидеть в интернете и что-то наяривать под всякими видео и постами, значит, твоя жизнь не особо удалась. Я ни разу в интернете не писал комментарии. Надеюсь, рано или поздно мода на интернет-троллей пройдет.

«В стендапе не должно быть продюсера - это честный жанр»

– Чего не хватает современной молодежи. Какой совет можете им дать?

– Вспомните себя в 20-25 лет. Разве вы прислушивались к чьим-либо советам? Чем меньше ты их слушаешь, тем больше в тебе проявляется личность. А вот какая ты личность, зависит от твоего воспитания, мировоззрения. Я бы посоветовал молодежи гнуть свою линию. Если учитесь хорошо, продолжайте учиться, если пьете водку – продолжайте, и те, кто учится хорошо, потом на вас начнут зарабатывать деньги. Не думаю, что советы влияют на мировоззрение, на него влияют ситуации, в которые человек, что называется, «попал».

– А вы рисковый человек?

– Да бог знает… Но учитывая, что я выступал в уфимском стендап клубе, думаю, рисковый. Это все-таки была больше авантюра, нежели продуманное мероприятие. Это был очень интересный опыт. Они в самом начале творческого пути. Можно точно сказать, ребята идут через тернии к звездам. В начале карьеры, если хочешь быть юмористом, надо научиться придумывать шутку, а уже потом поставить вопрос – о чем она будет. Первая шутка может быть о чем угодно. Как и в профессии журналиста, сначала вам нужен любой материал, неважно про что – собак, птиц, людей, – главное, чтоб он был. А когда журналист растет, он начинает затрагивать другие темы, независимый – более провокационные, а если он ангажирован – то, что спускается сверху. Я ратую за жанр Stand Up. Даже если изначально все плохо, это не значит, что плохо будет всегда. Чем больше у комика поначалу плохих выступлений, тем лучше будут хорошие.

– Стало быть, у вас первое выступление тоже было провальным?

– Думаю, первые года три мои выступления были плохи. Я начинал в Воронеже, и это было не так блестяще, как иногда сейчас бывает.

– Вы ездите по стендап-клубам, чтобы отобрать рекрутов в проект на ТНТ?

– В стендапе не должно быть продюсерской работы, это абсолютно честный жанр. Как джунгли – выживет только сильнейший.

– Поклонницы из народа не донимают?

– Нет. Stand Up не шоу-бизнес в прямом смысле слова, мы не те звезды, которых крутят по всем каналам, и не самые сексуальные люди в мире. Может быть, кому-то нравится наше творчество, но «тяги к телу», чтоб подъехала наша машина, а все с цветами, с плакатами встречают, - такого нет.

– Можете себе позволить пройти по улице Уфы неузнанным?

– Меня узнают, но чтобы оторвать кусок одежды, например, такого нет. Иногда просят сфотографироваться вместе.

– Соглашаетесь?

– Когда да, когда нет. Иногда приходится говорить людям: « Вы же отдыхаете, вот и я отдыхаю».

Смотрите шоу Stand Up по воскресеньям в 22:00 на ТНТ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру