Концерт в честь юбилея Миляуши Муртазиной получился джентльменско-гусарским

Такого аншлага давно не приходилось наблюдать в башкирском театре

В Башкирском театре оперы и балета отметили событие, выходящее далеко за пределы республики: юбилей Миляуши Муртазиной - прославленного педагога, создателя вокальной школы, выпускники которой известны во всем мире. Такого аншлага давно не приходилось наблюдать в башкирском театре.

Такого аншлага давно не приходилось наблюдать в башкирском театре
Фото: архив МК

Прекрасное должно быть величаво

Цветы, объятия, звучащие с экрана голоса учеников, ныне здравствующих, и тех, которых, к сожалению, с нами уже нет, появление на сцене звездных питомцев Миляуши Галеевны, собравшихся из разных стран на юбилей любимого педагога, – все это создавало удивительную атмосферу вечера: торжественную, но без официозности, наполненную искренней любовью, пиететом, восхищением и душевным теплом.

Вспоминались всем известные строки Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты - прекрасное должно быть величаво», – слова, которые в полной мере можно отнести к личности Миляуши Муртазиной. И действительно, служенье любимому делу, которому посвящена целая жизнь и которое можно (хотя и несколько пафосно) назвать миссией, умение раскрыть в каждом ученике заложенные природой талант, индивидуальность,  в сочетании со скромностью и глубиной, мудростью и высоким чувством достоинства, женской красотой – таков краткий эскиз к портрету Миляуши Галеевны. Результат – десятки титулованных музыкантов, лауреатов многочисленных конкурсов разного ранга, поющих на прославленных сценах. Не случайно возникло название концерта «Созвездие муртазинцев», отразившее суть происходящего события, собравшего под одной крышей музыкантов Башкирского оперного, солистку Астаны-Оперы Альфию Каримову, поющего по всему миру Ильдара Абдразакова, Аскара Абдразакова из Мариинского театра, Изабеллу Базину из Санктъ-Петербургъ опера. В этот ряд следовало бы включить и солистов башкирского театра, весьма востребованных в современном оперном пространстве за пределами Башкортостана, – Диляру Идрисову, Владимира Копытова и других. 

Фото: архив МК

Включенные в программу концерта произведения со всей яркостью демонстрировали разнообразие жанров и стилей, а также творческих манер, тембров, технических возможностей муртазинцев. Звучали башкирские народные песни и эстрадные шлягеры, арии, дуэты из опер Генделя и Моцарта, Глюка и Россини, Бизе и Гуно, Массне и Рахманинова, Глинки и Исмагилова. Глубокие интерпретации «серьезных» арий Алеко (Аскар Абдразаков), Орфея (Алия Искужина), Русалки (Дина Хусаенова), Иолы (Диляра Идрисова) сочетались с искрометным юмором арии о клевете в блистательном исполнении Ильдара Абдразакова, россыпями тонких артистических нюансов в дуэте Дон Жуана и Церлины (Владимир Копытов и Альфия Каримова), куплетах Мефистофеля (Аскар Абдразаков) и Эскамильо (Аскар и Ильдар Абдразаковы).

Корректно и выразительно звучал оркестр под руководством дирижера Артема Макарова, поддерживая (а иногда и «подхватывая») солистов, помогая им в создании музыкальных образов.

Удачно была выстроена драматургия концерта режиссером Рустэмом Галеевым: каждое отделение заканчивалось кульминацией. Так, первое отделение завершилось выступлением команды из шести теноров - Владимира Белова, Хамида Ижболдина, Идриса Газиева, Алима Каюмова, Вахита Хызырова и Иделя Аралбаева, с чувством неподдельной радости исполнивших вместе с хором театра популярную песню итальянского композитора Луиджи Денцы «На качелях».

Кульминацией второго отделения явилось эффектное как по форме, так и по собственно музыкальному наполнению появление братьев Абдразаковых. И хотя уфимцы не раз слышали полную внутреннего драматизма арию-монолог Алеко из оперы Рахманинова, эффектные куплеты Мефистофеля из оперы Гуно в исполнении Аскара, чарующую Серенаду Дон-Жуана–Ильдара (впрочем, как и другие его хиты: арию о клевете, куплеты Эскамильо), музыканты каждый раз находят и открывают для себя и для слушателя новые смысловые и выразительные нюансы.

Приношение мастеру

В целом же благодаря явному количественному преобладанию мужских голосов разнообразные «джентльменско-гусарские» элементы придавали особое очарование всей эмоциональной атмосфере концерта.

Профессионализм, мастерство, артистизм в тот вечер стали «общим знаменателем», на фоне которого особенно ярко сверкали некоторые «звезды». Помимо уже прозвучавших имен, отмечу выступление Диляры Идрисовой. В первом отделении она в прямом и переносном смысле подхватила эстафету от Нажии Аллаяровой, голос которой звучал в записи, продолжив в живом исполнении башкирскую народную песню «Мой соловей». Во втором – исполнила сложнейшую виртуозную арию Иолы из «Геракла» Генделя, в которой слушатели могли в очередной раз оценить «летящий» голос, серебристый тембр, техническое и интонационное богатство молодой певицы. Зал с восторгом принял замечательную по выразительности «Музыку» Важи Азарашвили в исполнении Идриса Гизиева, превратившего песню в подлинную поэму, драматургически направленную к последнему куплету – гимну Музыке. Артистично, с характерной легкостью и классицистским изяществом прозвучала Каватина Людмилы – Альфии Каримовой. Этот ряд можно продолжить, назвав наполненную восточной негой арию Надира из «Искателей жемчуга» в исполнении Алима Каюмова, глубокую, сосредоточенную по мысли интерпретацию башкирской народной песни «Туман» Вахита Хызырова в сопровождении курая Азата Айткулова и баян Владимира Суханова.

Неким стилистическим диссонансом оказалось выступление Изабеллы Базиной с Каватиной Розины и Хабанерой в тандеме с Асией Искужиной: чрезмерная «игривость», нарочитая фривольность манеры поведения певицы на сцене – на грани вульгарности – в сочетании с неточной интонацией явно не способствовали созданию цельных художественных образов любимых героинь. Неточное интонирование, форсированный, прямолинейный звук, однообразная громкая динамика, к сожалению, снизили впечатление и от прелестной неаполитанской песни «Влюбленный солдат» в исполнении Хамида Ижболдина.

Одним из важных компонентов вечера стало видео- и аудиооформление. Удачно были подобраны материалы инсталляций, среди которых особенно ценными стали фрагменты концертов мастеров Башкирской сцены, начиная от первой ученицы Миляуши Галеевны – Сажиды Галимовой, редкий кадр с концертным выступлением юбиляра в начале творческого пути. И, конечно же, последний сюжет: собранные в общем видео-пространстве портреты всех «муртазинцев», – впечатляющая картина!

Концерт стал подлинным музыкальным приношением прекрасному музыканту, педагогу, мастеру. И несмотря на то, что Миляуша Муртазина последние два года уже не преподает в институте искусств, для всех ее бывших питомцев и тех, кто лишь начал учиться в ее классе, она по-прежнему остается строгим, взыскательным учителем и непревзойденным авторитетом в области вокала. Ведь не случайно, все нынешние звезды, приезжая в Уфу, в первую очередь бегут к профессору позаниматься, услышать советы, критику, а в некоторых случаях и сдержанное одобрение, которое само по себе драгоценно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру