Провал медийной активности может обернуться для партий электоральными издержками

Башкирия с точки зрения электорального потенциала представляет собой важный субъект РФ

Большинство партий определилось с предвыборными списками, так что подготовку к избирательной кампании в Госдуму можно считать законченной. Традиционно политические объединения России делают ставку на агитационную кампанию в СМИ, которая официально стартует в третьей декаде августа, а неофициально началась уже сейчас. Однако на этот раз на медийном поле наблюдается затишье. Оппозиционные партии пока не стремятся обсудить программные установки или не имеют для этого ресурсов.

Башкирия с точки зрения электорального потенциала представляет собой важный субъект РФ
Фото: архив МК

Впрочем, стало традицией, когда увлеченные внутрипартийной борьбой, критикой правительства и деятельности своих оппонентов, партии отказываются от постоянной работы со СМИ. В итоге, их активность резко возрастает лишь в преддверии выборов и спустя пару месяцев идет на спад, возвращаясь к традиционно дремотному состоянию. Могут ли такие политические объединения рассчитывать на успех?

Башкирия с точки зрения электорального потенциала представляет собой важный субъект Российской Федерации. Шесть одномандатных округов и возможность провести еще шесть депутатов по списку определяют повышенный интерес партий к региону.

Причем, от республики хотят выбираться, как представители местной политической элиты, так и «варяги». Успех последних зависит от многих факторов, в том числе от активной работы местного отделения партии в течение длительного времени, которая обеспечивает узнаваемость кандидатов. Однако, в республике не так много партий могут похвастаться своей медиаактивностью. Для определения мы сравнили работу партий в феврале и июне.

Наиболее активным ожидаемо стало региональное отделение партии «Единая Россия». Если в феврале башкирские «единороссы» информировали население о своих и федеральных мероприятиях и акциях 259 раз, то в июне 269. Однако, стоит учитывать, что в июне значительное место в информационной повестке занимал съезд партии. Тем не менее, очевидно, что региональное отделение партии власти работает постоянно, поэтому вряд ли можно упрекнуть местное отделение «ЕдРа» в том, что оно незаслуженно является одним из главных ньюсмейкеров в политическом пространстве республики.

Информационный контент «единороссов» – самый разнообразный среди всех партий. Впрочем, прослеживается определенная зависимость от федеральной повестки, которая теснит, но не перекрывает региональной проблематики. Так, только 11,6 процентов новостей на сайте регионального отделения отражают федеральные темы. Еще 8,5 процентов информации содержит материалы о деятельности депутатов-«единороссов» Госдумы от Башкортостана. Стоит отметить, что значительное место занимает информация о проектах партии – более 15,4 процентов. Остальные новости так или иначе затрагивают региональную проблематику и посвящены деятельности партии в районах республики. Значительное место в информационном блоке «единороссов» отведено освещению деятельности «Молодой Гвардии», на которое приходится до 10 процентов региональных новостей.

Показательно, что несмотря на приближение избирательной кампании, медиаактивность партии выросла незначительно. При этом практически сохранилось соотношение федерального и регионального контента, несмотря на то, что в конце июня состоялся съезд «единороссов» страны.

Не менее активна «ЕР» в республиканских СМИ. Причем, медиарейтинг партии высок как благодаря публикациям «единороссов», так и вследствие критики со стороны оппонентов. Это подметили пиарщики еще много лет назад – даже негативная информация работает на узнаваемость того или иного бренда.

Однако, очевидно, что основную ставку «Единая Россия» делает именно на партийный сайт и газету. В отличие от своих оппонентов, «Единая Россия» отличается постоянной медиаактивностью, что позволило ей безболезненно «вкатиться» в избирательную кампанию. Большую роль при этом сыграли прежде всего информационная поддержка реализуемых региональным отделением проектов, а также подготовка и проведение предварительного голосования «Единой России».

Основной оппонент «единороссов» – региональное отделение КПРФ, менее активно в информационном поле республики. Более того, информационная политика главных российских коммунистов строится прежде всего на обсуждении, часто на критике, мероприятий правительства и партии власти. Тем не менее, региональные коммунисты также отличаются завидной медиаактивностью. Так, в феврале новостная лента регионального отделения КПРФ пополнялась 59 раз. При этом 62,7 процентов информации приходилось на региональные новости. Деятельности депутатов КПРФ от Башкортостана посвящено не менее 18,6 процентов новостей, порядка 17 процентов информации – это различные акции и мероприятия башкирского отделения. Выделяется активная популяризация деятельности председателя КПРФ Геннадия Зюганова, которой отведено не менее четверти информационного пространства партийного сайта. Обращает на себя внимание недостаточное освещение партийных проектов, реализуемых в Башкортостане.

Активное использование соцсетей не добавляет разнообразия новостям коммунистов, так как в сетях они как правило «вывешивают» то, что есть на официальном сайте отделения. Соцсети позволяют организовать и вести дискуссию, что не всегда используется партией. Как следствие, новостная лента «Вконтакте» заполняется силами активного коммуниста Рустама Хафизова, который регулярно отчитывается о своих перемещениях по республике, но и не забывает постить заявления и выступления бессменного лидера КПРФ.

В июне медиаактивность регионального отделения несколько снизилась (39 постов), в то же время до 51,3 процента возросла доля федеральных новостей. В июне основным инфоповодом стал съезд партии, который не только прошел раньше съезда «единороссов», но вновь продемонстрировал отказ руководства КПРФ учитывать мнения региональных отделений. Несмотря на определенные проблемы, региональное отделение регулярно напоминает жителям республики о своей активности, которая позволяет сохранять связь с избирателем и надеяться не только на его информированность, но и лояльность.

Еще более значителен федеральный сегмент в информационной политике башкирского отделения ЛДПР. Федеральные новости на сайте партии составляют немногим менее 50 процентов. Причем, в большинстве своем это информация о выступлениях-шоу председателя ЛДПР Владимира Жириновского. Региональный блок представлен прежде всего информацией о работе единственного либерал-демократа в Госдуме от республики Ивана Сухарева. Партийным проектам отводится не более 10 процентов новостных постов.

В июне медиаактивность регионального отделения ЛДПР выросла на 36 процентов. В то же время практически осталось неизменным соотношение федеральных и региональных новостей. Среди федеральных новостей основными стала подготовка к съезду, его работа и выступления лидера партии. Региональные новости касались главным образом праздничных мероприятий, таких как День защиты детей и День молодежи, а также внутрипартийных дел. В любом случае, ЛДПР хотя и уступает КПРФ и «Единой России» по медиаактивности, но остается в группе политических организаций, которые регулярно работают в медиапространстве РБ.

Следует отметить, что каждая из партий имеет свои газеты с разным тиражом и, следовательно, разным «охватом» населения республики.

Наименее медиаактивной из парламентской четверки является «Справедливая Россия». Новостная лента регионального отделения партии крайне бедная – всего 12 постов в феврале и 15 – в июне. Причем, значительная часть – поздравительная информация. В региональных СМИ партия практически не представлена. Все упоминания связаны с активностью лидера «эсеров» Сергея Миронова. Зато в июне, с началом предвыборной кампании, на одном из уфимских интернет-ресурсов вышло две публикации, информирующие читателей о работе центра защиты прав граждан, и небольшая заметка руководителя регионального отделения партии Константина Шагимуратова о принципах отбора кандидатов в депутаты.

«Справедливая Россия» позиционирует себя как партия, критически настроенная по отношению к власти и к «Единой России», но при этом не имеет собственных партийных проектов. Относительная активность партии наблюдается лишь в соцсетях, но и здесь доминирует в основном федеральная тематика, тогда как региональные проблемы маргинальны. При этом вряд ли оправдана ставка «справедливороссов» на соцсети, хотя с материальной точки зрения выгода очевидна. Пользователи соцсетей и электорально активные граждане – это разные люди. Поэтому использование «малокровной» стратегии может сыграть со «Справедливой Россией» злую шутку, если только сегодня она, представленная в Башкирии небедными людьми, не начнет влиять на тех, кто в реальности будет голосовать на избирательных участках, а не у персональных компьютеров.

Обращает на себя внимание активное использование парламентской четверкой наружной рекламы, однако, если региональное отделение «единороссов» каким-то образом пытается представить свои республиканские проекты, то баннеры остальных партий практически не имеют региональной проблематики. А ведь это может негативно сказаться на электоральном рейтинге партий. Частая апелляция к федеральной повестке является лакмусовой бумагой, показывающей активность регионального отделения. Если партии нечего сказать своим избирателям, она вывешивает баннер с четырьмя буквами, просто напоминая о себе.

Отделения непарламентских партий в Башкортостане практически не ведут никакой информационной политики, ограничиваясь уличными акциями, различными мероприятиями и раздачей самиздата. Даже ведущая из непарламентских партий – «Яблоко» запостила лишь две новости в июне, как и в феврале.

В остальных случаях на запрос в Google «Яблоко» в Башкирии» выдается информация о продаже айфонов.

Пока партии не могут активно использовать СМИ, поэтому основное внимание уделяется наполнению партийных сайтов, работе в соцсетях и наружной рекламе. В итоге, республиканское информационное поле оказалось поделено между тремя ведущими партиями – «Единой Россией», КПРФ и ЛДПР. Остальные политические объединения оказались практически вытеснены, причем не из-за чьего-то «сговора», а исключительно в силу своей пассивности, что, очевидно, отражает политические амбиции этих партий.

Характерно, что оппозиционные партии плохо работают со СМИ в плане продвижения своих политических программ. Основная ставка делается на критику власти в режиме коротких сообщений в соцсетях и твиттер. О попытке серьезного обсуждения общественно-политических проблем речи не идет. Скорее всего, так происходит потому, что никаких альтернатив действующей власти так называемая оппозиция представить не собирается. Впрочем, провал медийной активности может обернуться для партий парламентской оппозиции электоральными издержками в сентябре. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру