Так, в Башкирии открылись три только что построенные школы, три учреждения после реконструкции, а в 15 районах республики школы обзавелись дополнительными классами. Министр образования Башкирии Гульназ Шафикова рассказала, что ведомство приложило немало усилий в вопросе перевода школьников на односменную систему обучения.
- Школы в 21 районе республики смогли полностью перейти на одну смену, - заявила министр. - Остальные муниципалитеты «подтянутся» в течение пяти лет, а полностью решить вопрос мы должны до 2025 года. Надо сказать, для нас это очень непростая задача, ведь с каждым годом первоклашек приходит все больше. Такой большой поток мы ожидаем еще в течение семи лет, и мы этому очень рады.
Среди самых ощутимых новшеств начавшегося учебного года стало внедрение нового федерального госстандарта, подразумевающего повсеместный перевод школ на инклюзивное образование, начиная уже с первого класса. Это значит, что первоклашки и их учителя должны быть готовы к тому, что в класс придет ребенок с особенными возможностями здоровья.
- На сегодня в Башкирии 12 процентов учреждений, а это 290 школ и детских садов, имеют доступную среду для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, - добавляет Гульназ Радмиловна. - Впрочем, для учеников с проблемами со здоровьем уже не первый год успешно работает электронное образование.
К слову, в проект «Открытая школа», где ребят обучают в режиме онлайн, Башкирия вошла одной из первых в стране. Теперь республика готовит медиа-контент для всей России, наиболее преуспевая по тем предметам, которые преподаются в национально-региональном компоненте.
Ученикам средней школы и старших классов в этом году придется писать больше проверочных работ, которые станут оценкой качества преподавания, в первую очередь, для учителей.
- Сейчас мы пришли к такой практике, когда уже с восьмого класса детей пугают ЕГЭ и усиленно готовят, - поясняет г-жа Шафикова. - Для ребят и их родителей это оборачивается огромным стрессом, некоторые даже пытаются уйти из школы – так быть не должно. Специально для того, чтобы выстроить нормальную систему работы, с 2016 года мы вводим независимую оценку качества образования на региональном уровне.
Теперь в течение учебного года для школьников станут регулярно устраивать проверочные контрольные работы – в первую очередь, по русскому языку и математике.
- Во многих субъектах подобную практику уже ввели, - говорит Гульназ Радмиловна. - Теперь и в Башкирии оценка качества образования станет обязательным компонентом программы по поддержке школ со стабильно низкими результатами единого госэкзамена. Мы это делаем не для того, чтобы кого-то увольнять, а чтобы выявлять и исправлять проблемные точки.
По словам министра образования, сами результаты ЕГЭ подсказали чиновникам, что пора выстраивать работу по-другому.
- На сегодня средний балл по ЕГЭ очень низкий – 49, - добавила глава образовательного ведомства Башкирии. - И чтобы изменить ситуацию, нужен целый комплекс мер. Кстати, мы не зря взялись за школы с плохими результатами ЕГЭ, ведь наша задача - обеспечить качественное обучение всем детям.
В достижении цели может помочь оснащенность школ высокоскоростным интернетом. Конечно, в сельских школах региона и сейчас есть интернет, но далеко не везде он обладает высокой мощностью.
- По нашим данным, интернета нет только в совсем маленьких деревенских филиалах школ, где очень мало учеников, - говорит Гульназ Шафикова. - И на селе еще есть над чем работать – электронное образование и полезный контент могут повысить уровень подготовки детей из глубинки, чтобы потом у них появилась возможность попасть в ведущие вузы и к лучшим преподавателям.
По данным ведомства, 89 процентов школьников пользуются образовательными ресурсами в интернете дома - заинтересованность «целевой аудитории» налицо.
- Школьники стали обучаться «везде», - отмечает руководитель минобразования. - И функция педагога изменилась. Учитель перестал быть единственным носителем информации, он становится эдаким сопровождающим, который укажет на источники знаний и поможет сориентироваться в способах их получения.
Конечно, это не значит, что живое общение со сверстниками и наставниками сводится на нет. С этого года для башкирских школ разработают специальный календарь, который наполнят разносторонними по тематике мероприятиями.
- Дело в том, что нередко мы наблюдаем перегибы, - говорит г-жа Шафикова. - В некоторых школах на высоком уровне поставлено военно-патриотическое воспитание детей, в других – основной упор идет на проведение праздников с танцами и песнями. Выдерживать равновесие в этом вопросе просто необходимо – дети должны быть разносторонними.
Министр отметила, что речь не идет о поголовной штамповке, когда учеников станут поголовно «загонять» на мероприятия. По ее мнению, задача педагогов – просто научить ребенка «смотреть в разные стороны».
- По всем ступеням нашей структуры идет очень четкое разграничение обязанностей и ответственности, и школа имеет широкие полномочия, - поясняет министр образования РБ. - Например, нам пишут жалобы с требованием решить проблему в школе, и нам приходится перенаправлять людей к директору этого учреждения, который обязан сам разбираться в проблеме.
Говоря о развитии электронных форм подачи информации, Гульназ Шафикова особо отметила, что с учителей не снимается задача воспитать своих подопечных.
- Поэтому мы и прибегаем к нетривиальным приемам проведения уроков, - говорит она. - Нельзя изучить географию и не знать, почему улица твоего дома носит присвоенное ей название. Также невозможно овладеть тонкостями химии и биологии, не изучив особенности водоемов близ своего села. Надо понимать, что именно на таких уроках ребята впитают больше всего знаний, при этом не испытывая ощущения дискомфорта и навязывания информации.
Каждая школа страны работает в рамках стратегии развития системы образования, рассчитанной до 2025 года, и основательные итоги работы подведут именно тогда.
- Лейтмотивом всех нововведений и требований стала одна общая цель, - добавила Гульназ Радмиловна. - Нам предстоит вернуть достоинство российского образования, которое было раньше. И мне думается, что все получится, ведь 1 сентября я увидела горящие глаза учителей, которые за три летних месяца искренне соскучились по детям и работе.