Новый состав Госдумы РФ обусловил назначение нового спикера, которым стал бывший замглавы администрации президента страны Вячеслав Володин, и, соответственно, нового ставленника на освободившееся место. Однако если переход Вячеслава Володина в Госдуму был ожидаемым, то назначение вместо него Сергея Кириенко вызвало серьезные вопросы в региональных администрациях.
Завершившаяся кампания проходила в сложной экономической обстановке, однако выборы не сняли социально-экономического напряжения. Этим определяются повышенные ожидания у населения. Большинству регионов, лояльных Кремлю, не удалось конвертировать «правильные итоги голосования» в финансовые преференции, что в условиях отрицательной экономической динамики осложняет задачу обеспечения социальных гарантий.
Не менее значимым контекстом избирательной кампании стало обострение конфликта элит в регионах. Не везде региональным властям удалось выступить эффективными модераторами усилившегося противостояния. После выборов началась новая волна внутриэлитного конфликта, которую можно наблюдать сегодня в Самарской, Свердловской и Нижегородской областях. Учитывая, что в 2017 году как минимум в 14 субъектах федерации пройдут выборы губернаторов, межэлитное противостояние станет одним из важнейших факторов внутриполитической повестки и будет влиять на региональную политику Кремля.
Вряд ли сегодня обоснованно давать какие-либо прогнозы относительно политики центральной власти в отношении регионов, тем не менее уже сейчас можно выделить несколько трендов, проявившихся в связи с приходом новой команды.
В отличие от своих предшественников, г-н Кириенко хорошо знает регионы, поскольку с 2000 по 2005 годы работал полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе. Причем некоторые из нынешних региональных руководителей, в частности Рустэм Хамитов, работали в аппарате полномочного представителя. Несмотря на то, что отношения между федеральным центром и субъектами федерации кардинально изменились, Сергей Кириенко, вероятно, будет опираться на знакомых ему чиновников, что даст некоторые преимущества ряду регионов.
Эксперты называют главным отличием г-на Кириенко от г-на Володина - умение управлять ситуацией в неблагоприятных условиях. В карьере Сергея Кириенко есть, как минимум, два эпизода, когда пригодились его менеджерские качества, – это экономический кризис 1998 года и работа в полпредстве в ПФО в период «разгула региональной суверенности». Несмотря на принципиальное отличие сегодняшней ситуации от положения в конце ХХ века, центральная власть опасается нового витка сепаратизма. Необходимо обратить внимание на принципиально разную природу фактического и вероятного сепаратизма. Если в конце 90-х сепаратизм был обусловлен наличием сильных региональных лидеров, обладающих значительными экономическими ресурсами и имеющих поддержку региональной элиты, то сегодня в условиях слабости губернаторского корпуса во главе сепаратизма могут встать именно региональные элиты, недовольные всевластием федерального центра и экономической конъюнктурой. Исходя из этого, велика вероятность более мягкой политики в отношении регионов г-на Кириенко, имеющего статус более либерального политика. В таком случае усиливается влияние экспертного сообщества. В итоге наличие в регионе влиятельного пула экспертов и аналитиков будет повышать шансы региона быть услышанным в Кремле.
Все обозначенное выше будет накладываться на выполнение регионами своих обязательств: обеспечение социальных гарантий, стабильной социально-политической обстановки и привлечение инвестиций в региональную экономику. Причем, по мнению экспертов, именно экономическая повестка станет определяющей в отношениях ведомства Сергея Кириенко с руководителями субъектов федерации. Губернаторы, успешно привлекающие инвестиции в свои регионы, скорее всего, станут еще одной группой региональных руководителей, на которых будет ориентироваться куратор Кремля в выстраивании отношений с субъектами федерации. В данном случае важным ориентиром станет рейтинг «Агентства стратегических инициатив».
Сегодня регионы и Кириенко пока присматриваются друг к другу. Обозначенные Кремлем антикоррупционный, инвестиционный и социально-ориентированный тренды сохраняют актуальность. Падение активности в региональной политике, обусловленное формированием новой поствыборной конфигурации, дополняется фактором «ожидания» новых сигналов из администрации президента РФ. В любом случае региональных руководителей и субъекты федерации ожидает комплексный мониторинг, в котором будут учитываться не только лояльность и способность обеспечить «правильное» голосование и спокойствие в регионе, но также экономические показатели, которые до 2018 года будут иметь определяющее значение.
Большинство регионов, хотя об этом говорят меньше чем в прошлом году, имеют огромные дефициты бюджетов. Долги перед федеральном центром растут, а социальная политика трещит по швам. Экономические факторы в ближайшую зиму будут играть все более определяющую роль на внутреннюю политику в регионах.
Башкирия, сумевшая сохранить блокирующий пакет акций республиканского ТЭКа, может чувствовать себя относительно спокойно. По крайней мере проблем с выплатами бюджетных средств и, соответственно, заработных плат – не ожидается. А шанс выстроить нормальные отношения с Сергеем Кириенко, учитывая близкое личное знакомство Рустэма Хамитова, несомненно, есть.