В 2016-м Башкирия отличилась формированием конкурентной политической среды

Политический год в республике начался с анонса двух событий

Эксперты выделяют несколько ключевых событий, которые определяли политическую жизнь Башкирии в 2016 году – выборы в Госдуму и приватизация «Башнефти». Но было и немало эпизодов, которые оказывали не меньшее воздействие на политические процессы, хотя остались незамеченными.

Политический год в республике начался с анонса двух событий
Фото: архив МК

Взрывная повестка

Несмотря на, казалось бы, меньшую значимость таких событий, как предварительное голосование «Единой России», первый в истории визит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в республику, а также запуск проекта «К 100-летию Башкортостана – 100 новых объектов», приуроченного к празднованию юбилея региона, они без сомнения также являются знаковыми для уходящего года.

Собственно, политический год в республике начался с анонса двух событий. В феврале правительство РФ сообщило о решении приватизировать «Башнефть», а «Единая Россия» подтвердила серьезное намерение провести внутрипартийное предварительное голосование. Если приватизация шла, скорее, фоном, периодически взрывая информационную повестку, то праймериз доминировали в течение марта-мая. Объявленный статус внутрипартийного мероприятия вряд ли кого-то ввел в заблуждение уже в силу того, что праймериз проводила партия власти, поэтому в них так или иначе были вовлечены представители власти всех уровней, члены партии и простые граждане. В «Единой России» не скрывали, что хотят отобрать лучших, авторитетных и известных в народе кандидатов.

Для республиканской же власти важно было минимизировать скандалы и внутриэлитные конфликты, не допустить победы оппонентов и критиков, ограничить влияние на процесс промышленных интересантов. Характерно, что это была установка на запрет промышленников в политических игрищах четко прозвучала из федерального центра, некоторые в республике «предпочли» этого запрета не замечать. Так, БСК попыталась лоббировать свои интересы именно участием в выборах. Марина Бортова – один из директоров «Башкирской содовой компании» - выдвинулась в качестве участника праймериз и лишь после «окрика» от федерального руководства «единороссов» была вынуждена снять свою кандидатуру. Несмотря на то, что праймериз в итоге действительно оказались интересным мероприятиям (явка составила менее 12 процентов), поставленные задачи удалось решить: внутрипартийные конфликты были минимальными, единороссы отобрали кандидатов, которые затем выиграли в своих округах, штаб партии смог отработать некоторые техники, проверить месседжи и, в целом, раньше остальных начать избирательную кампанию.

Праймериз стали прелюдией к самой избирательной кампании, которая определяла политическую повестку с начала июня и до конца октября. Сама кампания проходила по-новому: избирались по спискам и по одномандатным округам. Более того, думские выборы совпали с муниципальными, в том числе в горсовет Уфы. При этом на разных этапах избирательная кампания дополнялась событиями, которые пусть и не явно, но влияли на ее ход и политический расклад.

Ближе к концу июня выборы практически полностью вытеснили из общеполитической повестки другие темы. Сразу же следует сказать, что выборы в республике прошли спокойно, а результат – ожидаемым. Во всяком случае грубейших ошибок типа «Уотергейта по-башкирски» кураторы внутренней политики на этот раз не допустили.

Главными вопросами стали выдвижение кандидатов и участие главы Башкортостана в кампании «Единой России». Еще весной было заметно, что Хамитов не горит желанием участвовать в агитационной кампании «Единой России», предпочитая модерирующую роль. Но в Москве, очевидно, нашли нужные слова, и в итоге Рустэм Хамитов был вынужден взять на себя ответственность и возглавить региональный список единороссов. И главе РБ предстояло решить две задачи. Как лидер партсписка он обязан был привести партию к победе, но как руководитель Башкортостана он должен был выполнить установку Кремля и обеспечить конкурентность, честность и легитимность выборов. Проще говоря, выбор сводился к тому, останется ли Башкортостан регионом консолидированного голосования (как тактично говорят политологи), подобно Чечне и другим республикам Северного Кавказа с запредельным для единороссов процентом, либо пойдет по пути формирования конкурентной политической среды. Как показало голосование, выбор был сделан в пользу второго.

Мат компромату

Выдвижение кандидатов партиями преподнесло немало сюрпризов. Во-первых, вновь решил попробовать свои силы экс-премьер Раиль Сарбаев. Его выдвижение в качестве кандидата «Справедливой России» заставило заговорить об участии в кампании промышленных и прочих акторов, которые, вероятно, намеревались таким образом надавить на главу Башкортостана. Во-вторых, провалилась партия «Яблоко», которая выдвинула своих кандидатов лишь в двух округах, но главное - не смогла зарегистрировать партийный список на выборы в горсовет Уфы. В целом, непарламентские партии выглядели на выборах блекло.

Сама кампания сопровождалась жесткой информационной атакой на руководителя региона, что лишь отчасти объяснимо борьбой за электорат, а также целым набором различных манипуляций, скандальных заявлений партийных лидеров. Начавшись в июне, негативная информационная волна продолжилась до начала сентября. Особое участие в ней принимали как республиканские СМИ, прежде всего и федеральные с громкой вывеской, но, как правило, с ангажированным содержанием. Одни издания отправляли Хамитова в отставку до выборов, другие – после, третьи писали о готовящихся уголовных делах, наконец, все сообща перебирали потенциальных преемников. В итоге, подобные предсказания и прогнозы оказались банальными «утками». Например, в качестве нового руководителя региона прочили тогдашнего заместителя начальника управления по внутренней политики администрации президента РФ Радия Хабирова, а в итоге он после выборов потерял этот пост и вряд ли вернется в большую политику в будущем.

Ставка некоторых региональных отделений партий на скандальный пиар обусловила периодическое появление инфоповодов и обвинений, причем, больше всех на этом поприще отличились справедливороссы, опередив даже традиционного лидера Сергея Наумкина. Вероятно, теперь после ухода с должности руководителя регионального отделения его незавидная роль в политическом пространстве республики перейдет к Константину Шагимуратову.

Несмотря на отдельные эпизоды, выборы в Башкортостане прошли относительно спокойно. Республика отправила в Госдуму 15 депутатов от пяти партий. Главной особенностью муниципальных выборов был их инерционный сценарий. В большинстве своем кампании в районах и городах РБ контролировались местными администрациями, что не исключило переформатирования политического процесса на местах. В частности, в ряде районов новый состав депутатов отказался от продления полномочий глав администраций. Кампания в Уфе также прошла без интриги, и по инерционному сценарию, который позволил Иреку Ялалову сохранить пост мэра столицы Башкортостана и значительно повысить рейтинговые позиции.

Выборы укрепили позиции региональной власти, которая в ходе избирательной кампании испытывала постоянное давление со стороны различных интересантов, подтвердили доминирующую роль четырех партий в политическом пространстве Башкортостана. Отказ руководства республики от ручного управления выборами в пользу формирования конкурентной политической среды способствовал сокращению количества нарушений и повышению легитимности выборов.

Торги с компромиссом

Уже на завершающей стадии избирательной кампании приватизация «Башнефти» превратилась из фонового процесса в преобладающий фактор политической жизни. Без сомнения, позиция Рустэма Хамитова имела важное значение как для самой процедуры, так и для главы региона. Стоит отметить, что Хамитов сразу обозначил свою позицию: республика как минимум не поддерживает приватизацию компании и точно не будет продавать свои акции. Это определяло, как действия Хамитова, который был готов отстаивать свою позицию до конца и идти в самые главные кабинеты страны (как известно, после встречи с Владимиром Путиным приватизацию решили приостановить), так и активность интересантов. В итоге торг закончился компромиссом. Компанию все-таки приватизировали, но республиканский пакет вместе с социальными обязательствами «Башнефти» оставили. Все-таки не зря Хамитов и к Путину ездил, и с Сечиным встречался.

На первый взгляд, особняком в череде политически значимых событий стоит подписанный президентом РФ Указ о праздновании 100-летия образования Республики Башкортостан и связанный с этим проект «К 100-летию Башкортостана – 100 новых объектов». Первое впечатление, однако, обманчиво. Оба указанных события свидетельствуют о высоком рейтинге республики среди субъектов федерации и о стремлении региональных властей этот статус не только поддерживать, но и работать над его повышением. Все это соответствует общему тренду на открытость республики для визитеров, бизнес-партнеров и прочих инвесторов.

Кадровые перестановки в республиканском правительстве и в администрации главы РБ символизировали обозначенный тренд на повышение эффективности управления Башкортостаном, где большое значение имеют экономические и социальные показатели. Переход в администрацию вице-премьера Владимира Нагорного подразумевает повышение требований к исполнительности региональных чиновников. Как это будет реализовываться, мы увидим в следующем году. Сегодня же можно говорить о в целом положительных оценках работы главы РБ не только жителями республики, но и федеральными аналитическими центрами: Хамитов прочно закрепился в группе ведущих руководителей субъектов РФ.

В этом году руководство республики сделало несколько сложных для себя направлений. Во-первых, резко снизила возможности применения административного ресурса на местах. Это, конечно, не исключило отдельных эксцессов, но в целом придало выборам больше конкурентности и легитимности.

Остается надеяться, что последующие выборы будут сравнивать не с позорным 2003 годом, а с 2016-м, и оправданно требовать еще больше честности. Во-вторых, Рустэм Хамитов в очередной раз подтвердил, что ему не безразличны ценности, такие как бренд «Башнефть» и памятник природы, священная гора Торатау. Поэтому глава РБ отказался от выгодного предложения и не стал продавать республиканский пакет акций. Руководство республики проявило политическую волю и сделало ставку на будущее Башкортостана.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: Выбор сделан

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру