- Мы уже вступили в эпоху цифровой экономики. Вся наша жизнь пронизана цифровыми технологиями, - сказал Рустэм Закиевич. - Мы обсуждали известную компанию Uber, которая за пять минут может принять тебя на работу. Утром устроился, вечером выехал на работу, зарабатываешь деньги и кормишь свою семью. Тем не менее проводится профессиональная диагностика, собеседование в режиме онлайн. Это ускоряет процессы трудоустройства людей, помогает работодателям найти компетентных специалистов.
Глава Башкортостана напомнил, что в своем послании региональным депутатам он уже
«сформулировал задачу перехода к новым информационным технологиям, которые должны помочь улучшить управление развитием всех сфер жизни республики».
- Хочу сказать, что отдельные элементы этих систем управления, в частности, повышения компьютерной грамотности, работы с населением уже ведут центры общественного доступа, - проинформировал он. - У нас существует 59 таких центров. Они сформированы на базе библиотек, входящих в систему Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди, и частично академии ВЭГУ. Продолжается работа по внедрению электронного обучения в системе образования.
По словам руководителя региона, сегодня выполняется подпрограмма «Развитие электронного образования» в рамках республиканской программы «Развитие информационного общества».
- В соответствии с ней доля организаций, применяющих или использующих электронное обучение, должна увеличиться с 30 процентов в прошлом году до 80 процентов в 2017 году, - уверен он. - То есть за два года – плюс 50 процентов. Это уже динамика, соответствующая вызовам сегодняшнего дня. С прошлого года действует портал «Электронное образование республики» как интегратор онлайн-ресурсов образовательных организаций. Ассоциация электронного образования республики пополняет его электронными курсами.
Рустэм Хамитов сообщил, что «число школ, применяющих электронные ресурсы, выросло с 30 процентов в прошлом году до 50 процентов в этом».
- То есть реально мы в 2018-2019 годах будем иметь уже 100 процентов школ, использующих электронные ресурсы, - убежден глава РБ. - Доля школьников, использующих электронные ресурсы и применяющих такого рода технологии, выросла с 40 до 46 процентов, учителей – с 70 до 75 процентов. Здесь пока ещё не очень много.
Также, как заверил г-н Хамитов, «заработали гранты, которые мы фактически выделили на развитие электронного образования в школах в размере 30 млн рублей».
- В числе победителей – проекты Башгосуниверситета, БГПУ имени Акмуллы, республиканской ассоциации «Электронное образование», института развития образования, ряда школ, - перечислил он. - Конечно, хотелось, чтобы среди победителей было побольше школ. Важные организации получили эти гранты, но мы думали о том, чтобы и школьникам доставалась значительная часть этих ресурсов.
Рустэм Закиевич считает, что в ближайшее время необходимо формировать электронно-информационно-образовательную среду с фиксацией результатов обучения в электронной базе учёта, а также контролировать качество содержания материалов, размещаемых на различных образовательных ресурсах.
- Это вполне очевидно, - полагает он. - Есть хорошие, содержательные ресурсы, а есть так себе. С учётом нарастающих информационных потоков нужна соответствующая научно-методическая экспертиза этого качества. Необходимо создание единой платформы образовательного контента, доступного для всех.
Кроме того, глава Башкирии настаивает, что «важно наладить межведомственное взаимодействие, четкое управление системой электронного образования».
- У нас сегодня два таких главных интересанта – Госкомитет по информатизации и министерство образования, - сказал он. - Не знаю, как сегодня складывается работа, но раз возникает этот вопрос, всё-таки здесь нужен модератор, который мог бы ввести эту работу в единое русло. Пока превалирует перекос в части технического обеспечения, а содержательная часть отстаёт. Это и понятно. Интереснее покупать, чем напитывать каким-то содержанием купленное «железо».
Глава Башкортостана указал на необходимость тщательного отбора конкурсных заявок, так как многие направления в принципе не могут быть реализованы точечными проектами, зачастую паразитирующими на грантовой поддержке.
– Вы выходите со швейной иглой на борьбу со Змеем Горынычем, у которого тысячи голов, - предостерег он. - Что касается безопасности учащихся в медиа-среде, то – при всём уважении к заголовку – защитить детей вы не сможете, а какой-то коллектив поработает, получит деньги и отчитается. Техзадания на гранты должны быть жёстче. Тогда, может быть, мы что-то получим.
Рустэм Хамитов убежден, что «у грантов есть одна общая черта - деньги выделены, хочется их освоить».
- Начинаются хорошие, красивые лозунги, тематика, конкуренция вокруг этого. Но выхлоп, к сожалению, не всегда тот, которого мы ожидали. Важно чтобы мы видели результат, - подытожил он.