Аскар Абдразаков: «Роли за меня выбирает голос»

Артист рассказал, что чаще всего басам достаются партии королей, злодеев или мудрых отцов

Знаменитый уроженец Уфы Аскар Абдразаков - желанный гость на оперных сценах всего мира. Сегодня о республике знают в разных уголках земного шара благодаря, в том числе, и голосу талантливого уфимца, появившегося на свет в год Петуха. Сегодня Абдразаков - солист Мариинского театра в Петербурге. Однако о родном городе артист не забывает, регулярно наведываясь в столицу Башкирии. В этом году поклонники Аскара могли услышать его на сцене Башкирской оперы.

Артист рассказал, что чаще всего басам достаются партии королей, злодеев или мудрых отцов
Фото: архив МК

«Буду воспитывать молодых артистов»

Летом он вместе с братом Ильдаром спел на юбилее у своего педагога Миляуши Муртазиной, а осенью в рамках «Шаляпинских вечеров» вышел на родную сцену, исполнив партию Кончака в «Князе Игоре» и выступив в гала-концерте, а также возглавил жюри конкурса вокалистов имени Шаляпина.

Сегодня Абдразаков не исключает, что когда-нибудь может заняться преподавательской деятельностью.

- Дело в том, что сейчас у меня очень плотный график, а ученикам нужно посвящать много времени, - объясняет Аскар. - Но в ближайшем будущем, конечно, постараюсь взять для начала двух-трех ребят, буду воспитывать молодых артистов.

Отец артиста Амир Абдразаков - известный актер, режиссер и сценарист - в 1990 году стал основателем и первым директором киностудии «Башкортостан». И все детство Аскара проходило среди телевизионщиков.

- Каждый раз, когда я прихожу в здание телецентра, словно попадаю домой, - признается Абдразаков. - До сих пор помню, как в прямом эфире выходили «Новогодние огоньки». Это были 70-е, все снимали еще в черно-белом формате. Мне было жутко интересно даже на ночных съемках. А вот одно из самых ярких воспоминаний: я увидел на площадке вазу с фруктами, схватил плод и чуть зуб не сломал — он оказались бутафорским.

Еще артист вспомнил, как засыпал прямо под осветительными приборами.

- Они очень хорошо согревали, особенно когда на улице были морозы, - смеется Аскар Абдразаков. - Из памяти уже не вырезать моменты, когда я поднимался вместе с отцом по железной лестнице в аппаратную, бегал среди артистов и днями напролет слушал команду «Мотор!».

В детстве Аскар считал, что судьбой ему предначертано быть режиссером, как папа. Но все изменила очередная отцовская работа — один из первых музыкальных фильмов Амира Габдульмановича, посвященный Радику Гарееву.

- Я тогда присутствовал на съемках, - вспоминает артист. - На тот момент я уже начал выходить на школьную сцену. Наблюдая за процессом создания музыкального фильма, я подумал: а почему бы не выбрать профессию вокалиста. Я захотел прослушаться, и Радик Гареев посоветовал нам обратиться в Миляуше Муртазиной, у которой он учился.

Тогда будущему артисту пришлось пройти в уфимском институте искусств жесткий отбор из трех туров, который вместе с ним прошли еще десять парней.

- Все педагоги тогда удивлялись — такого количества голосистых мальчиков раньше никогда не было, - вспоминает Аскар Амирович. - И с нами, кстати, прошли всего лишь две девушки.

Правда, Абдразаков пошел на подкурс, ведь ему нужно было подтянуться по музыкальным дисциплинам.

- Я был менее подкован, чем другие, - поясняет он. - Все ребята приходили в институт из училищ, а я — сразу со школьной скамьи. Причем третий тур принимал сам директор института Загир Исмагилов. Меня трясло страшно — боялся выступать перед такой значимой фигурой. Как сейчас помню: я спел башкирскую и русскую песни. Он послушал, повернулся к Муртазиной и сказал: «Забирай». Так я попал в класс к Миляуше Галеевне.

«Помню, как перед дебютом дрожали колени»

Свой первый выход на сцену Башкирского театра оперы и балета Абдразаков помнит до сих пор.

- Помню, как у меня дрожали колени, вокруг переживали мои коллеги и такие же молодые исполнители-однокурсники, - рассказывает он. - Тогда мы с ними устроились артистами миманса, около полугода участвовали в массовых сценах. Скоро нам это поднадоело, и мы решили «внедряться» в спектакли и начали исполнять второстепенные роли, чтобы хоть как-то привыкнуть к сцене, дирижеру и нарабатывать актерское мастерство.

Певец признается, что ему было легче других, ведь он вырос на телевидении и с малолетства привык к рабочей творческой обстановке.

- Мне очень важно было услышать мнение старших коллег, - рассказывает он. - Я возвращался за кулисы и спрашивал: «Ну как?». А мне отвечали, что по маленькой фразе сложно оценить вокалиста, и для этого нужно спеть арию. Маленькими шажками я прошел прослушивание и попал в состав солистов оперы.

Исполнитель признается, что родители, творческая элита не были самыми строгими его критиками.

- Эту роль на себя взяла моя педагог Миляуша Галеевна, - рассказывает Аскар Амирович. - Она присутствовала почти на каждом моем выступлении, а когда я забегал к ней пригласить на спектакль, то оставался пройтись с ней по сложным местам моей партии. Благодаря ей, мы умели жить на сцене, думать о персонаже, - поясняет артист. - Она научила относиться к героям, как к живым личностям, что очень помогает в работе.

Помимо выступлений, сегодня Абдразаков ведет программу на радио «Орфей».

- Безусловно, я не профессиональный журналист, - отмечает он. - Но в программу «Гримерка Орфея» я приглашаю близких мне по духу творческих людей. Со многими я давно знаком и дружу. Поэтому мы разговариваем на одном языке, и человек быстрее раскрывается, многое рассказывает. Мне нередко потом звонят профессиональные журналисты и удивляются, почему получаются такие интересные беседы. Ведь они тщательно готовились к интервью, работали с интересом, но наш общий гость им так много не рассказывал.

Аскар Амирович рассказал о том, что должно быть в его собственной гримерке.

- Я люблю в перерывах есть яблоки, - признался оперный певец. - И обязательно пью много воды, ведь выброс адреналина дает о себе знать, и гортань сильно пересыхает. Но вообще мой райдер довольно скромен.

Среди любимых ролей Абдразакова — Мефистофель.

- В моем репертуаре, конечно, есть любимые партии, - говорит артист. - Например, из спектаклей, которые я играю в Мариинке, мне больше всего нравится опера Массне «Дон Кихот», в которой я играю главного героя. Надо сказать, что за образами старцев надо внимательно следить. Например, я иногда слишком активно жестикулирую, а пожилые люди все делают размеренно. И таких тонкостей много, нужно на них концентрироваться.

Артист посетовал, что басы ограничены в выборе ролей.

- Чаще всего мы исполняем партии королей, злодеев или мудрых отцов, - поясняет он. - Конечно, в молодости хочется играть юных героев, но роли выбирает наш голос.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру