Массовое российское кино обогащают артхаусные режиссеры

«Дуэлянт» и «Ледокол» по-своему созвучны

В минувшем году в российский прокат один за другим вышли фильмы «Дуэлянт» Алексея Мизгирева и «Ледокол» Николая Хомерики, которые прокатчики любовно назвали «главными отечественными блокбастерами года». И хотя они, как, впрочем, и все другие российские картины, не смогли окупить вложенных средств, об этих фильмах зрители отзываются довольно в теплых тонах, что удивительно.

«Дуэлянт» и «Ледокол» по-своему созвучны
Фото: архив МК

Связанные одной цепью

Ведь случаев, когда публика честно интересовалась современным российским кино, не имеющим отношения к ура-патриотизму или артхаусно-чернушной злобе дня, можно пересчитать по пальцам. В последнее время наметилась новая тенденцию: в массовое кино с большими бюджетами приходят режиссеры-артхаусники, чьи относительно недорогие фильмы можно было увидеть лишь на кинофестивалях да в интернете. Неужели российское кино меняется?

«Дуэлянт» и «Ледокол» по-своему созвучны: тон в картинах задает понятие чести, попытка остаться человеком перед лицом смерти и верность себе в самую последнюю минуту. Так, Мизгирев фокусируется на лишенном высокого статуса дворянине, который выступает в качестве «заговоренного» дуэлянта напрокат. Он убивает за деньги - возможно, они помогут ему этот самый статус вернуть. В «Ледоколе» главный герой – это многоголовая команда судна, дрейфующая во льдах и испытывающая дефицит продуктов питания, горючего, человечности и прочих жизненно необходимых ресурсов в условиях сурового Севера. В обоих случаях ключевых персонажей играет Петр Федоров – второй, после Козловского, драгоценный камешек в коллекции молодых мужчин-актеров российского кино. Совпадение кастинга скорее играет против, чем на руку – герои Федорова похожи друг на друга чуть больше, чем братья: та же брутальность, то же заостренное чувство справедливости, та же бесшабашная готовность идти до конца.

Несмотря на некоторые общие черты, сами фильмы - разные точки эволюции для режиссеров. В частности, для Хомерики это очень нехарактерная работа по всем статьям. Она никак не укладывается в его манеру, где обычно царят длинные, почти невыносимые кадры российской безграничной пустоты, которая смотрит на зрителя мертвыми глазами, да мучительно знакомые интерьеры, не претендующие на спецэффекты и масштаб «Титаника». Причем Хомерики говорил в интервью, что сейчас сам не до конца уверен, что именно его затянуло в проект о реально случившемся 30 лет назад дрейфе ледокола. Тем не менее, по его словам, было очень интересно работать по чужому сценарию над таким непривычным форматом:

- Не то чтобы я теперь буду снимать фильмы-катастрофы до конца жизни. Мне очень хотелось бы, например, снять фильм про любовь, но не про хэппи-энд, а сделать реальное исследование. Вот над этим я работаю, как накоплю – так сделаю. А пока буду психологические триллеры снимать и фильмы-катастрофы.

К сожалению, «Ледокол» если и стал для Хомерики прорывом в коммерческом плане, то по своему внутреннему наполнению он сильно уступает его предыдущим работам. Дело не только в том, что на первый план так или иначе выходят крепко сколоченные спецэффекты – равнодушный ледяной оскал северной природы, с которым сражаются советские полярники. Прежняя лаконичная глубина повествования Хомерики, в которой зрителю было очень легко завязнуть и утонуть, уступила место несложному сюжетному мелководью, где глубина - понятие исключительно визуальное, внешнее. В сумме получился фильм, который не глядя можно приписать любому другому старательному российскому режиссеру.

А вот «Дуэлянт» выглядит вполне логичным продолжением пути Алексея Мизгирева – и довольно удачным. Фильм, воссоздавший на экране Петербург 150-летней давности – дождливый, грязный, коррумпированный, чем-то напоминает своеобразную попытку переизобрести героя, подобного Даниле Багрову. Нечто подобное пытался сделать Мизгирев еще в полнометражном дебюте «Кремень», который продюсировал Сергей Сельянов, неизменный спутник балабановских фильмов. Недаром тогда дебют Мизгирева критики окрестили «АнтиБратом». Очевидно, что герой «Кремня» - не клон Данилы Багрова и даже не его родственник, а кто-то другой, новый продукт нулевых. А вот дуэлянт Яковлев, играющий в «русскую рулетку» и противопоставляющий себя чуть ли не всему Петербургу, чем-то похож на балабановского персонажа – то ли хладнокровностью при нажатии курка, то ли подтекстовым утверждением, что «сила – в правде». Еще одна удача – это густая атмосфера «Дуэлянта», которая явно соседствует с Петербургом Достоевского, а в сюжетном отношении органично смешивающая приключенческие романы с мистикой, а также отрешенностью и фатализмом героев русской классики. Да и выбранный дуэльный контекст – огромная деталь русской культуры и литературы, которая совершенно неожиданно оказалась золотой жилой с национальным колоритом.

Про здесь и сейчас – это не актуально

После выхода этих фильмов укрепляется впечатление, что сейчас все большей популярностью в России пользуются фильмы, не имеющие прямого отношения к современности. Оно и понятно: если говорить про сегодняшний день в полной мере, фильм получится слишком мрачным, злым и тяжелым и попросту не дойдет до широкого проката. Примеров за последние лет десять накопилось немало, взять хоть те же «Конвой» Мизгирева или «Сердца бумеранг» Хомерики. Уж таково у нас авторское кино, смотрит которое Россия благодаря не столько прокатчикам, сколько пиратским торрентам. «Дуэлянт» и «Ледокол» переносят нас в прошлое, и это добавляет им привлекательности. Режиссеры дистанцируются от современной обстановки и создают своего рода пример для подражания, показывая не грязь, которая была во все времена и остается ныне, а то, как с ней сражались – не сейчас, а вообще. Предписанный таким массовым фильмам хэппи-энд формирует окончательный посыл о том, что «стоило жить и работать стоило», направленный уже в сторону зрителя современного. Эти решения все-таки выгодно отличаются от напичканного квасным патриотизмом «заказного» кино, которое в последнее время растет, как грибы, на поле военной и спортивной тематики.

Изменит ли подобная рокировка состояние современного российского кинематографа? В массовом, как минимум, хуже не будет. Шлейф зрительских впечатлений, идущий вслед за «Дуэлянтом» и «Ледоколом», в разы лучше, чем, скажем, у «мастера» зрительского кино Сарика Андреасяна, который совсем скоро испытает зрителей на прочность фильмом про российских супергероев «Защитники». Стоит отметить, что Хомерики и Мизгирев не первопроходцы, на арену крупных коммерческих кинопроектов потихоньку выходят и другие режиссеры авторского кино. Например, Валерия Гай Германика сейчас снимает рэп-мюзикл «Бонус» для ТНТ, Алексей Попогребский снял сериал «Оптимисты» для канала «Россия», Василий Сигарев – «Страну ОЗ». Первые опыты говорят о том, что такая расстановка сил если не толкает коммерческое кино вперед, то хотя бы обогащает его потенциальными средствами к передвижению. В конце концов именно из авторского кино пришли Стивен Спилберг, Кристофер Нолан, Джордж Лукас и некоторые другие всемирно известные режиссеры. Ослабит ли эта тенденция дерзкий и могучий российский арт-хаус? Вряд ли. Яркие премьеры этого года «Ученик» Серебренникова и «Зоология» Твердовского - хорошие тому примеры. Тем временем по-прежнему открыт вопрос нормальных российских комедий, но это уже совсем другая история…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: Залп ожиданий

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру