Екатерина Ямщикова: «Что петь иностранным гостям? Ну не попсу же»

Имя Кати Ямщиковой хорошо известно уфимцам, независимо от их музыкальных предпочтений

Ведь 26-летняя певица сегодня одна из самых востребованных артисток: она убедительна и в джазе, и в народной песне, и в поп-музыке. Ямщикова - солистка филармонии, где работает с джазовым оркестром под управлением Олега Касимова, задействована в новых мюзиклах, а также в составе группы «Караван». Кроме того, Катя - резидент «Джаз-клуба», где выступает со своей командой JazzMania. Многим уфимцам она запомнилась по выступлениям фольклорного коллектива, вдохновителем и солисткой которого она является.

Имя Кати Ямщиковой хорошо известно уфимцам, независимо от их музыкальных предпочтений
Фото: личный архив

«Люди хотят слышать живую музыку - это сейчас актуально»

Да и сама певица не скрывает, что ставку делает именно на этот проект.

– С JazzMania мы играем в основном традиционный джаз. В прошлом году наша джазовая команда отметила пятилетие, это самый первый и родной мой коллектив. Этно-проект «Катя Ямщикова» - это оригинальная музыка, народные и авторские песни. В этом проекте, состоящем из восьми музыкантов, мы можем показать людям, как мы чувствуем народную музыку. В Уфе, к сожалению, мало кто исполняет что-то подобное, такие коллективы буквально по пальцам можно пересчитать. С кавер-группой Orange band мы исполняем популярные песни, сейчас в основном в акустическом составе. Этот проект я тоже люблю, но он существует скорее просто для того, чтобы заработать деньги на развитие других наших групп. Чаще всего играем мировые и российские хиты, стараемся выбирать то, что нравится уфимцам, что востребовано. Важно, чтобы песни были на слуху, чтобы люди могли подпевать. То есть основа репертуара хорошо знакома многим людям.

- Правда, что в Уфе сейчас очень большая конкуренция среди кавер-групп?

- Конечно, ведь кавер-групп в нашем городе очень много, чуть ли не все музыканты сегодня этим зарабатывают. Есть очень достойные команды, которые плотно заняли свою нишу – все свадьбы, банкеты и прочие праздники – для них. Вообще в Уфе почти во всех ресторанах появились сцены. Выступают там в основном кавер-группы. Люди хотят слышать живую музыку, это сейчас очень актуально. Есть заведения с качественной аппаратурой, где мы стабильно несколько раз в месяц выступаем. Интересно, что многие посетители даже выбирают музыкальные клубы с учетом того, где какая группа играет.

- Почему заинтересовались фольклорной музыкой?

- С детства народная песня звучала в кругу нашей большой семьи. Часто на праздники пели красивые песни, которые передавались из поколения в поколение. А вот идея исполнять песни не в традиционном звучании пришла не сразу. Я стала слушать Жанну Бичевскую, ее пение мне очень понравилось. В тот момент я как раз увлекалась мелизмами – различными мелодическими украшениями звука, слушала Селин Дион и Уитни Хьюстон, Алексея Чумакова и Александра Панайотова. Под впечатлением от всех этих исполнителей мы сделали песню «Ой да не вечер» в аранжировке Бичевской, под гитару. И именно с этой композицией на вокальных конкурсах я стала занимать призовые места. Это произошло после ломки голоса. Как только начала петь народные песни, я сразу же раскрыла себя с другой стороны. Видимо, нашла свое направление, свое звучание. Для любого артиста это первостепенно. Если ты не можешь найти что-то свое, то вряд ли что-то получится.

- Что ощущаете, когда поете фолк?

- Я получаю колоссальный заряд энергии. В этих песнях удивительная энергетика, мощь и смысл. Иногда вроде бы песня – всего лишь восемь строчек, но ты вникаешь в смысл и понимаешь, что композиция очень глубокая. Вот, скажем, песня «Кукушечка». Вроде бы такая короткая, но в ней заложен серьезный смысл, песня связана с Богом. А свадебная песня «Далеко» может рассказать историю любви и верности. Порой слушаешь какую-то народную песню и удивляешься, как можно в нескольких строчках отразить всю жизнь.

«Правительственные мероприятия не могут обойтись без фольклора»

- Как пришли в музыку?

- Первый раз на сцену я вышла в шесть лет. Мы гуляли с мамой в парке Гафури, где 1 июня проводился детский вокальный конкурс. Я просто вышла на сцену, спела песенку и заняла призовое место. И с этого момента как-то все закрутилось. Бабушка отвела меня в музыкальную школу №1, где я стала учиться игре на скрипке у замечательного педагога Евгении Касимовой. Пением я стала заниматься в Городском дворце культуры, где преподавала тогда еще студентка Лариса Ахметова. Сегодня она признанная артистка, служит в оперном театре.  Мы жили в центре Уфы, но мама возила меня на занятия, несмотря на приличное расстояние. Петь мне сразу очень понравилось, я с удовольствием занималась, участвовала в конкурсах.

- Как успели практически одновременно закончить авиационный университет и академию искусств?

- Получилось так, что я поступила и в УГАТУ, и в УГАИ. Решила, что в авиационном университете я буду учиться очно, а в Академии искусств - заочно. Но занятия по вокалу в классе профессора Флюры Кильдияровой проходили регулярно. Сочетать два совершенно разных вуза, конечно, было непросто. В авиационном порой было запредельно сложно. Я ведь в старших классах думала, что буду гуманитарием, хотела поступать на специальность «связи с общественностью». Но в итоге мы с родителями решили, что УГАТУ – это очень достойный вуз, и с моими неплохими баллами по математике глупо упускать возможность. Во время сессии, конечно, было просто сумасшествие. Ведь, начиная со второго курса, я еще преподавала детям вокал в Доме культуры в Алексеевке. Да еще два раза в неделю пела в ресторанах. Но я не жалею, что у меня был такой насыщенный график, сейчас даже скучаю, хочется такого же драйва.

- Но диплом технического вуза так и не пригодился?

- Да, это пока как запасной плацдарм. Мало ли что в жизни произойдет… Но я не жалею об этих пяти годах обучения. Именно в этом вузе я встретила многих друзей, там другой уровень развития, совсем другие люди. В жизни важно уметь делать все. Именно в авиационном университете я научилась выкручиваться из любой ситуации. Это помогает мне и сейчас. Во всех наших творческих коллективах я выполняю функции менеджера: веду переговоры, решаю денежные вопросы, рекламные и медиа моменты опять-таки на мне.

- Что ощущали, когда выступали перед гостями саммита ШОС два года назад?

- Это было очень волнительно. Все-таки лишь немногие коллективы удостоились чести представлять страну на столь крупном мероприятии. Мы получили ценный опыт и, конечно, чувствовали большую ответственность, ведь не каждый день выступаешь перед президентами мировых держав. Это было одно из знаковых выступлений для нашей фолк-группы.

- У фольклора есть будущее? Молодежь интересуется такой музыкой?

- У народной музыки большое будущее, в этом я даже не сомневаюсь. Есть отдельный пласт молодежи, которая ездит на фестивали, очень интересуется фольклором. Конечно, люди в возрасте любят больше народную традицию, а молодежь – больше фьюжн, что-то близкое современному звучанию. Официальные правительственные мероприятия не могут обойтись без фольклора. Что показывать высоким гостям? Ну не попсу же, в конце концов. Ведь гостям из других стран нужно показать что-то традиционное, то, что может передать дух нашей страны.

«Может, и хорошо, что я не попала на «Голос»

- Какое из выступлений считаете главным?  

- Надеюсь, что самые интересные и важные события еще впереди, но одним из самых памятных можно назвать выступление в Кремлевском дворце. И хотя прошло уже 10 лет, то выступление запало мне в душу, настолько оно было ярким событием для меня, просто незабываемым. Это был концерт, посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На тот момент я была первокурсницей. В школе я участвовала во многих вокальных конкурсах. Редакторы и режиссеры просматривали выступления участников музыкальных конкурсов России и затем приглашали лучших выступить в Кремлевском дворце. Если честно, когда педагог сообщила мне, что нужно будет ехать в Москву, я не поверила и продолжила заниматься своими делами. В самом разгаре была «Студенческая весна» и я как-то не восприняла ее слова всерьез. А вот когда мне позвонили уже из Москвы и пригласили официально, я стала собираться в поездку. Мне посчастливилось исполнить песню «Ой то не вечер» вместе с московским хором «Пересвет». Совсем недавно этот хор приезжал в Уфу на гастроли, и мы вместе исполнили песню «Московские окна». Так приятно, что музыканты меня не забыли, и мы были очень рады встрече. Нельзя обойти и такие события, как презентация первого альбома «Соловушка» и сольный концерт в филармонии.

- Этим летом планируете выступления на фестивалях?

- Нам уже прислали приглашение на V международный фестиваль современной этнической музыки The Spirit of Tengri, который пройдет в Алматы в мае. В прошлом году мы выступали на этой площадке впервые и вот нас снова пригласили. Если честно, я просто счастлива! Надеюсь, что в Уфе снова пройдет «Сердце Евразии». В рамках первого фестиваля, прошедшего в мае прошлого года, наш коллектив выступил со своей программой в «Этно-ночи».

- С кем бы хотели поработать?

- Мне бы хотелось спеть с Инной Желанной, с Пелагеей. Очень бы хотелось посотрудничать с «Пиццей». Мне нравится песни Сергея Приказчикова, тем более приятно, что он из Уфы.

- Как подбираете песни для репертуара?

- Композиции берем из разных источников, из сборников. Если я бываю в Петербурге или в Москве, обязательно захожу в книжные магазины, чтобы отыскать там книги с песнями. Все-таки в Уфе такую литературу не встретишь, а там – на любой вкус. Сначала я всегда смотрю текст, потому что зачастую песни очень грустные. Мы, конечно, стараемся брать более светлые позитивные. Я больше люблю медленные, задумчивые, ребята же все время говорят, что нужно выбирать песни пошустрее. В интернете ищем собирателей русских народных песен, что-то берем у них.

- Никогда не думали о том, чтобы попробовать себя в поп-проектах?

- На кастинги поп-групп я никогда не ходила, но на «Голос» заявку отправляла. Но не прошла даже на предварительный кастинг. Может, это и хорошо. Шоу-бизнес - это ведь совсем другая сфера. Возможно, я бы попробовала себя в каком-то проекте, мне это интересно. Однако, прежде чем пойти в какую-нибудь поп-команду, я бы хорошенько подумала, да и в первой попавшейся ни за что не стала бы работать.

«Не обязательно работать в Москве, чтобы делать качественную музыку»

- В Уфе есть музыкальные традиции?

- Уфа – один из немногих городов в России, который можно назвать законодателем в плане джаза и национальной музыки. Здесь есть востребованность в этих музыкальных направлениях и артисты очень высокого уровня.

- Среди уфимских музыкантов кого бы отметили?

- Мне кажется, что все коллективы, которые делают авторскую музыку, достойны максимума внимания. Это «Кайфуллин джаз-бэнд», Gaisa Orchestra, Funky house band, Ira Ostin band, «Орлан», «Аргымак», Роберт Юлдашев и «Курайсы», «Йатаган». И это не полный список талантливых и самобытных исполнителей, концерты которых я с удовольствием посещаю.

- Что сегодня происходит в Уфе в плане музыки?

- Мне кажется, что непросто приходится тем музыкантам, которые занимаются авторскими проектами. Для них в Уфе не так много площадок. А ведь музыкантам очень нужен обмен творчеством. Важно, чтобы люди куда-то ездили с концертами, общались на фестивалях. Ирина Остин всегда говорит мне: «Как только ты перестанешь ездить, все остановится. Выезжай как можно больше». Конечно, нужно много смотреть и слушать, но ездить – это очень важно, как и приглашать в Уфу как можно больше интересных людей. Уфа развивается и движется вперед. Например, в джазовой сфере у нас есть музыканты очень высокого уровня. Возможно, это связано и с тем, что раз в год в Уфе проходит большой джазовый фестиваль «Розовая пантера». Во время этих удивительных выступлений происходит обмен опытом – общение, джейм-сейшны с мировыми звездами. В Уфе на самом деле очень много музыкантов, которые запросто могут конкурировать с московскими и питерскими  коллегами, а также с международными звездами. Появление в Уфе фестиваля «Сердце Евразии» - это очень здорово, на фестивале многие народы мира могут встретиться на одной площадке. Совсем скоро будет фольклориада, что очень круто. Только вдумайтесь, Всемирная фольклориада не где-то в мире или в Москве, а у нас, в столице Башкирии.

- Многие музыканты уезжают из Уфы в поисках славы?

- Сейчас большая часть молодых артистов остается в Уфе. Многих держит семья, и они работают здесь, развиваются и делают очень интересные проекты. Работа в Уфе есть. Но бывает, конечно, кто-то достигает своего потолка и понимает, что надо двигаться дальше. Если говорить о коллективе JazzMania, за время своего существования группа претерпела изменения в составе, поскольку саксофонист Павел Скорняков переехал в Москву, а контрабасист Роман Киселев - в Петербург. Оба уфимца оказались востребованными на новых местах и успешно строят свою музыкальную карьеру.

- О чем мечтаете в творческом плане?

- Очень хочется, чтобы мы стали музыкантами мирового уровня. Иногда ведь совсем не обязательно находиться в Москве, чтобы делать качественную музыку. Мои музыканты – это профессионалы высокого уровня, которые могут играть как со столичными артистами, так и с мировыми звездами. Мечтаю, чтобы мы могли посещать как можно больше фестивалей. В Европе есть большой интерес к этнической музыке. Тем более у нас в группе есть потрясающий кураист Ильнур Хайруллин. Курай - это для Европы настоящий эксклюзив. Ильнур - один из немногих кураистов, которые импровизируют. Он может сыграть на курае что угодно, любую мелодию. Ну и, конечно, главное для артиста – востребованность. Я мечтаю о том, чтобы наша востребованность только росла. Я понимаю, что, скажем, на каверах долго не протянешь. Сегодня появляется очень много новых коллективов, которые со временем тебя просто-напросто подвинут. Даже если ты профи и постоянно развиваешься, все равно приходят более молодые и амбициозные артисты. И, скажем, если тебе уже больше 30 лет, ситуация становится сложнее. Ведь молодые, энергичные люди привлекают гораздо больше внимания. И если ты до сих пор играешь каверы, то стоит задуматься о своем будущем. А вот авторские проекты, на мой взгляд, не подвластны возрасту. Ведь одно дело, если ты работаешь на сцене, и совсем другое – в кабаке. Важно найти свой репертуар, чтобы как можно дольше быть востребованным. Я встречала артистов в возрасте, которые не могут найти свое место. Поверьте, это очень страшно.

«В Китае наших артистов любят из-за европейской внешности»

- Не думали поработать за границей?

- В Китае у меня был опыт работы певицей всего один месяц. Нашла объявление, что в бар города Иу требуется джазовая музыкальная группа. И мы поехали втроем – я, контрабасист и саксофонист. Уже в Китае к нам присоединились гитарист и клавишник. В итоге оказалось, что я очень привязана к дому и родителям. Вдали от них мне было очень тяжело, я скучала. Конечно, ехать было страшно. Иу – это большой торговый город недалеко от Шанхая. Часто российских музыкантов, моделей и танцоров берут на работу из-за европейской внешности, которая нравится многим местным жителям. Они подходят, говорят, что ты очень красивая, просят сфотографироваться. Китай – удивительная страна, в которой не перестаешь удивляться. После того, как контракт закончился, мы смогли съездили в Гуанчжоу и Шанхай, немного посмотреть страну. В Шанхае, оказывается, очень любят джаз, там много тематических клубов, где работают джазовые музыканты со всего мира.

- А что есть в вашей жизни помимо музыки? Что вас увлекает?

- Зимой я люблю кататься в лесу на беговых лыжах. Если есть время, стараюсь выбраться на природу. Очень люблю дорогу, обожаю ехать куда-нибудь. Мечтаю, чтобы у меня была возможность путешествовать. И, конечно же, очень хочется, чтобы рядом был человек, который бы путешествовал вместе со мной. Пока я мало где побывала. Из городов больше всего меня впечатлили Алматы, Ашхабад и Шанхай. В Казахстане просто невероятные горы, а люди очень гостеприимны и музыкальны. Столица Туркмении – очень современный и красивый город. Ночью весь Ашхабад освещен - светло как днем. Шанхай поразил своей яркостью.

- К критике как относитесь?

- Пожалуй, мои главные критики – это мои родители. Папа и мама с творчеством никак не связаны, их профессии далеки от этого, но они посещают практически все мои концерты. Конечно, в прямом смысле слова они меня не критикуют, но их мнение для меня очень важно. Ведь это одни из немногих людей, кто говорит искренне. Когда мама с папой в зале – это, конечно, более ответственное выступление. Но сейчас я к этому уже привыкла и гораздо больше волнуюсь, если знаю, что в зале есть коллеги-музыканты. В таких случаях волнение просто зашкаливает. Я очень самокритична и порой мне кажется, что все ужасно. Мне, например, не нравится, как я общаюсь с публикой. Не всегда я полностью удовлетворена своим исполнением кавер-версий композиций. Но, если честно, я не уделяю каверам много времени, потому что это не первостепенно для меня. А вот, скажем, к джазовому концерту или фолку я всегда готовлюсь идеально. Вообще к критике отношусь нормально. Ведь без нее творческий рост происходил бы гораздо медленнее.

- Вас узнают на улице?

- Нечасто, но такое бывает. В основном это люди, которые уже не раз видели меня на концертах. Это, конечно, очень приятно, но и очень неожиданно. Есть публика, которая приходит именно на наши выступления. Причем и молодежь, и люди в возрасте. Многие узнают заранее, когда у нас следующий концерт, чтобы не пропустить очередную программу. Даже в соцсетях многие добавляются ко мне в друзья, специально чтобы следить за анонсами. Для меня это все немного удивительно, ведь я обычный человек.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: В нашем фолку прибыло

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру