Фильм Аскарова изменил мнение жителей Башкирии об унылом провинциальном кино

Башкирские кинематографисты не смогли пережить успех «Из Уфы с любовью»

На минувшей неделе уфимский режиссер Айнур Аскаров презентовал первую полнометражную работу «Из Уфы с любовью». При некоторых минусах кино оказалось таким обаятельным и талантливым, что обезоружило даже завзятых скептиков. Действительно, стало казаться, что в Башкирии уже не появится фильмов, которые способны заманить публику в кинотеатры – по крайней мере, в местные залы.

Башкирские кинематографисты не смогли пережить успех «Из Уфы с любовью»
Фото: архив МК

Закольцованная Уфа

Однако Аскаров оказался первым башкирским режиссером, кому это удалось – создать авторское кино и при этом качественный мейнстрим, рассчитанный на широкий круг зрителей, в основном - молодежь. Проблема только в том, что унылые работы башкирских кинематографистов за прошедшие десятилетия основательно подорвали доверие зрителей к национальному продукту. Стоит вспомнить хотя бы недавнюю комедию «Наган» Булата Юсупова, которая кроме недоумения ничего не вызвала. А потому команде Аскарова придется быть первопроходцем и в том, чтобы переломить мнение о башкирском кино, на просмотр которого жаль было тратить и время, и деньги.

Условный движущий фактор сюжета – «башкирское кольцо всевластия», как шутливо обозначает его один из героев фильма. Именно оно задает темп сюжету. В поисках фамильной драгоценности по Уфе носится и колесит простодушный деревенщина Урал, вернувшийся из армии. Его сельская зазноба (единственная на всю деревню) переселилась в город, завела парня и обменяла на айфон кольцо, которое Урал в знак верности вручил ей перед службой. Теперь он ищет девушку с зелеными волосами, которая выкупила украшение в ломбарде перед самым его носом и унеслась в городскую даль на мопеде.   

В фильме много действительно смешного юмора, а не того, который вызывает недоумение, как в многочисленных идиотских комедиях с участием кавээнщиков. При некоторой наивности кино получилось не таким провинциальным, как у других местных режиссеров. Оказывается, можно сделать светлое и доброе кино, говорить с молодыми на понятном им языке и не быть при этом назидательным.

Остались вопросы по продвижению картины - с этим у провинциальных киношников всегда были проблемы. Например, презентацию «Из Уфы с любовью» размазали на два премьерных дня, и оба получились какими-то цеховыми междусобойчиками. Нужно приглашать медийные лица, устраивать шоу, а не тусоваться съемочной группой у фуршетного стола. А рекламируя фильм, все-таки нужно делать более внятный трейлер и не стоит обклеивать стикерами с названием ленты писсуары и мыльницы, как это случилось в «Родине». Смотрится такой туалетный пиар, мягко говоря, странновато.

Впрочем, картина и без громкой рекламной кампании стала событием в культурной жизни региона. Да, фильм снимался для внутреннего потребления, а не для федерального проката, и Айнур не питал на этот счет никаких иллюзий, выбрав для картины именно такое «местечковое» название. Однако жителям соседних регионов он был бы любопытен – все зависит от рисковости киносетей.

Отъехавший герой

Теплая и приветливая Уфа, которая поэтично обозревается киношниками с высоты птичьего полета, непременно заставит оргазмировать Ирека Ялалова, уставшего всю зиму отбиваться от нападок разгневанных горожан. Зрителю, который по пути в кинотеатр успевает изгваздаться, проваливаясь в жидкие сугробы, остается только ностальгировать по этой сезонной «конгрессной столице» - такой привлекательной и для рядового уфимца, и для потенциального инвестора. Камера Тимура Ганеева действительно передает все обаяние столицы Башкирии.

Съемочная группа чекинится на «Симфоночи» и у самых попсовых достопримечательностей столицы Башкирии – новых фонтанов, Конгресс-холла, Гостинки, висячего моста и памятника Салавату, сознательно избегая Уфы купеческой – главной исторической ценности города. Старая деревянно-резная Уфа представлена в ленте лишь музеем имени Тюлькина. Правда, создать образ мегаполиса-миллионника авторам все же не удается: уж слишком часто Урал встречает ускользающую зеленокудрую неформалку. И при всей сюжетной условности Уфа кажется большой деревней из трех-четырех улиц, на которых неизбежно пересечешься с нужным человеком.

Так что киногимн лубочной Уфе – столице мира – это, скорее, грамотная отработка хамитовского гранта в 4,5 миллиона, на которые снят фильм. Достоинства картины в другом.

Аскаров умудрился из госзаказа сделать авторское высказывание а-ля Роман Каримов, но не уезжая из республики, как создатель «Неадекватных людей».          

Другое приятное открытие этого молодого кино – юное поколение актеров. В первую очередь – это Эмиль Амиров, унаследовавший от своего известного отца и коллеги талант к искрометному лицедейству. Сын актера Башдрамы, изобразивший заводного башкирского хипстера, без сомнения, стал главным мотором картины. Про студента академии искусств Аскара Нагаева, играющего Урала, пока сложно сказать что-то определенное. Потенциал есть, но роль деревенского простачка с полуоткрытым ртом, возможно, не дала ему развернуться. Однако очень импонирует, как естественна молодежь, как свободно чувствуют она себя в кадре. Особенно в сравнении со старшим поколением актеров, задействованных во второстепенных ролях. Этот контраст слишком заметен, когда Азат Зиганшин излишне театрально пытается преподнести своего героя-бизнесмена, или Полина Шабаева с невыносимо приторной улыбкой наигранно выдает: «Как же похорошела Уфа!». Выглядит весь этот пафос слишком чужеродным и нелепым, заметно притормаживая основную сюжетную линию.

Кроме того, молодому режиссеру хватило смелости выступить (о ужас!) ниспровергателем национальных устоев и ценностей. Под хохот зала он отрывает от постамента башкирского «медного всадника» и отправляет забронзовевшего национального героя немного размяться. Но делает это Аскаров так беззлобно, что, возможно, даже не вызовет гнева башкирских националистов, которым всюду мерещится ущемление их интересов. Однако спойлеров не будет – ожившего Салавата надо увидеть собственными глазами.

Айнур, который мечту украл

Также на пару с автором сценария Акмановым он создает совершенно взрывной образ деревенской бабушки главного героя. Лишь в начале фильма – это традиционный типаж мудрой наставницы и хранительницы домашнего очага. Но первое впечатление оказывается обманчивым. Во второй части картины приехавшая в город на поиски внука добрая нэнэйка оборачивается злобной фурией, каким-то агрессивным пережитком прошлого, который пытается затянуть Урала в омут отживших устоев и обычаев. Под стать ей и компания комичных деревенских родственников во главе с героем Хурматуллы Утяшева. На молодежном празднике красок Холи они смотрятся таким же ряженым атавизмом, как и традиционные музыкальные комедии на сцене Башдрамы.    

Намеренно или нет, но Аскаров в образе этих комических стариков и старух карикатурно изобразил старшее поколение брюзжащих башкирских кинематографистов, которые грозят проклятиями и требуют вернуться к корням и истокам.   

- Если бы все делали только то, что хочется, мир бы уже давно рухнул! – истерично вопит Уралу разгневанная бабушка, уверенная, что затащит его обратно в деревню и спасет от «зеленоволосого дьявола».

Однако ни строптивого внука, ни молодых киношников уже не остановить. В открытом финале фильма негодник Урал, который бабушкину мечту украл, обретает свою собственную мечту и уплывает с ней на теплоходике в неясное будущее. Как и его простодушный герой, уходит вслед за своей мечтой в свободное плавание и сам Аскаров, наплевав на нравоучения опостылевших «авторитетов», застрявших в прошлом веке.   

Этот недвусмысленный посыл уловили и коллеги молодого режиссера. А положительные рецензии и отзывы и вовсе вывели их из равновесия. Башкирские киношники зашипели на «выскочку» постами в соцсетях. Сценарист Зухра Буракаева менторским тоном заявила, что «это очень старая болезнь всех молодых и дерзких в нашем кино - считать себя первыми. Хоть в чем-то», и порекомендовала Аскарову объяснить недалеким критикам, как нужно правильно высказываться о кино. Режиссер Тансулпан Буракаева посоветовала «не пиариться за счет противопоставления себя предшественникам», а оператор Рияз Исхаков, обиженный то на БСТ, то на распределителей грантов, и вовсе упрекнул неназванных коллег «в отсутствии корпоративной солидарности». Однако адресат этого комментария очевиден. Как и то, что «солидарности»-то киношникам и в самом деле не достает.    

Действительно, как посмел Аскаров плеснуть свежей воды в это застоявшееся болотце местной киноиндустрии! Вместо того, чтобы вместе со всеми сидеть в этой теплой жиже, или, как выразилась Зухра Буракаева, «показать себя продолжателями традиций людей, которые вынуждены до сих пор работать не благодаря, а вопреки».

Коллеги по цеху способны пережить многое – нелицеприятные отзывы о своих работах, отлучение от госкормушки в виде грантов, но они никогда не простят успеха молодому и более талантливому автору. Но что бы там ни брюзжали старшие товарищи, Аскаров действительно сделал #новоебашкирскоекино. И с этим им придется считаться.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру