Так, «Победа» берет деньги за выбор места, провоз в багажном отсеке сумки, если вес ее превышает 10 кг, а также ручной клади – в салоне самолета, например, за пакет с сувенирами и чак-чаком, приобретенными в аэропорту. Возможность расплатиться на сайте банковской картой облагается дополнительной комиссией и даже звонок в колл-центр авиакомпании - платный. Журналисты упоминали, что члены одной семьи, в том числе дети, возраст которых перевалил за 12 лет, могут оказаться в разных концах самолета, если их родители не заплатят за право сидеть рядом со своими чадами. Дело в том, что у авиакомпании существует собственная система регистрации, которая рассаживает пассажиров, путешествующих вместе, отдельно друг от друга.
В авиакомпании сочли эти сведения несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию низкобюджетной авиакомпании.
Истец настаивал на опровержении и взыскании с редакций СМИ двух миллионов рублей в качестве компенсации репутационного вреда. Однако Арбитражный суд Москвы счел претензии лоукостера несостоятельными и необоснованными. Суд полностью отказал «Победе» в удовлетворении исковых требований, подтвердив, что журналисты, вскрывшие недостатки в работе лоукостера, написали правду.
- Авиакомпания «Победа» на все СМИ, которые пишут критические статьи о ней, подает в суд иски традиционно почему-то на два миллиона рублей, - рассказал представитель ответчика в суде. - Она воспринимает критику болезненно. Хоть у нас и не прецедентное право, но этот выигрыш журналистов сам по себе очень важен. Ведь для того пресса и существует, чтобы указывать на изъяны и предлагать способы улучшения деятельности перевозчика в дальнейшем. Наша обязанность по закону заключается в том, что мы должны информировать граждан, реализовывать право на получение информации о любых событиях, тем более общественно значимых, пусть и кому-то не нравящихся.
Между тем пока рассматривался многомиллионный иск к журналистам, посмевшим правдиво рассказать об особенностях «клиентоориентированности» лоукостера, «Победа» оказалась замешана в нескольких скандальных историях.
В марте с борта «Победы» сняли волейболиста «Факела» Александра Кимерова, который по добровольному согласию другого пассажира пересел на место, где ему проще было поместить длинные ноги. В авиакомпании сочли, что спортсмен нарушил внутренние правила перевозки и требования безопасности, выгнав из самолета.
На днях авиакомпания не допустила на борт самолета женщину и ее ребенка, страдающего детским церебральным параличом. Сегодня этот прецедент расследуют в прокуратуре и Росавиации. Федеральная служба воздушного транспорт назвала этот случай безобразным, а объяснения перевозчика – неуклюжими и некрасивыми.
- Приводят в ужас слова представителей а/к «Победа», находясь при этом у стойки регистрации: «Нас все ненавидят, но с нами летают», - цитирует ведомство слова мамы больного ребенка.
Любопытно, что в свое время лоукостер отказался летать из Уфы, так как не захотел войти в систему регистрации пассажиров, единую для всех авиакомпаний. Законные требования международного аэропорта «Уфа», которые, без сомнения, улучшили бы качество обслуживания авиапассажиров, по мнению руководства низкобюджетной авиакомпании привели бы к «снижению доходов от продажи дополнительных услуг». Стал ли этот аргумент решающим, когда лоукостер, громко хлопнув дверью, ушел?
Однако свято место пусто не бывает. Рейсы «Победы» из башкирской столицы с успехом заместили другие авиакомпании, где стоимость билета с бесплатным набором необходимых пассажиру услуг не уступает «дешевым» тарифам лоукостера. А уж о качестве и говорить не приходится.