Фарит Ганиев: «Пока нет дел против следователей: все только начинается»

По мнению депутата, «полностью искоренить коррупцию невозможно»

Депутат Госдумы от Башкирии Фарит Ганиев имеет богатый опыт борьбы с коррупционными и экономическими преступлениями. Он 12 лет проработал старшим следователем по особо важным делам в российской прокуратуре, а затем и следственном комитете РФ, и широко известен участием в расследовании скандальных дел, возбужденных против Гусинского, Березовского, Ходорковского, а также руководства «Роснано» и прежних хозяев «Башнефти», совершивших преступления по приватизации госимущества в начале 2000-х.

По мнению депутата, «полностью искоренить коррупцию невозможно»
Фото: архив МК

«Люди сами порождают коррупцию»

По словам Фарита Глюсовича, с момента расследования дел против Гусинского и Березовского минуло много лет, все громкие преступления, о которых идет речь, были совершены в начале этого века. С тех пор «уголовное законодательство серьезно усовершенствовалось» – следственный комитет стал отдельным ведомством, а прокуратура теперь только надзирает за расследованием.

- При этом прокуратура участвует в процессе следствия – может отменить уголовное дело, если оно возбуждено необоснованно, и утверждает обвинительное заключение, - перечисляет депутат. - Без прокуратуры дело не уйдет в суд и требования к заключению под арест сегодня более высокие. Для предпринимателей, чтобы не заключать их под стражу, появились другие меры пресечения, такие как домашний арест.

В российский парламент г-н Ганиев прошел по региональному списку партии «Единая Россия», а до того, как заняться законодательной деятельностью, с 2015 года трудился помощником главы республики.

Г-н Ганиев член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, а также входит в рабочую комиссию Росфиннадзора по вопросам отмывания денег, финансирования терроризма и незаконного оборота оружия.

- Парламент делегировал меня в эту комиссию, потому что имею следственный опыт, - рассказал Фарит Глюсович. – Работа по пресечению терроризма идет плотная. Свидетельством тому является Олимпиада в Сочи, которую Россия смогла провести на высочайшем уровне безопасности, без террористических актов. Росфиннадзор держит тесную связь с правоохранительными структурами и сразу передает им информацию о сомнительных передвижениях денежных средств.

По мнению г-на Ганиева, «полностью искоренить коррупцию невозможно, но с помощью полезных законопроектов мы можем существенно минимизировать это явление».

- В особенности это касается бытовой коррупции, которая разрослась до страшных масштабов, - рассказывает он. - Сейчас люди несут деньги всюду: в больницу, в школу, в детский сад. Конечно, часто люди сами порождают коррупцию, желая своим близким особого отношения и лучшего места, например, в школе или садике. Люди сами начинают искать знакомства, чтобы найти взяточников.

«Расследование уголовного дела – это не шоу»

Фарит Ганиев уверен, что большая часть чиновников «честные и находятся на своем месте», хотя случаются и громкие дела, когда госслужащие попадаются на мздоимстве. Например, экс-министр экономического развития страны Алексей Улюкаев стал обвиняемым по делу о вымогательстве двух миллионов долларов, и, как только чиновника задержали, информация об этом появилась в СМИ.

- Владимира Путина даже на пресс-конференции спросили о том, что происходит с этим высокопоставленным чиновником, - говорит Фарит Глюсович. – Определить, виновен он или невиновен, может решить только суд, сейчас идет расследование. Путин упрекнул моих бывших коллег в том, что из каждого такого расследования делается шоу. Я согласен с президентом, расследование уголовного дела – это не шоу. Важен принципиальный подход, и до приговора суда лучше о таких вещах не говорить.

По словам Фарита Глюсовича, ни для кого не секрет, что и правоохранители часто оказываются втянуты в конкурентную борьбу между компаниями. Люди предпочитают сводить счеты с конкурентами не в Арбитражном суде, а с помощью правоохранительных органов.

- А если уголовное дело возбуждается, то в компании проходят обыски, компьютеры и документацию изымают, а сотрудников чуть ли не ежедневно вызывают на допросы, - рассказывает российский парламентарий. - Все это может просто уничтожить фирму. Поэтому в Уголовном кодексе появилась новая статья о необоснованном возбуждении уголовного дела, в основном, касающаяся следователей. Следователь ответит в уголовном порядке, если заранее знал, что человек невиновен и имел умысел возбудить уголовное дело ради достижения каких-либо целей, а коммерсанты, которых он преследовал, понесли значительный ущерб. Вот тогда он будет отвечать перед судом по новой статье Уголовного законодательства за незаконное уголовное преследование.

Правда, по словам г-на Ганиева, в России еще не появилось ни одного уголовного дела против следователей, необоснованно возбуждавших уголовные дела, но, как полагает депутат, «все еще только начинается».

Депутат Госдумы напомнил, что контрольно-надзорные органы обяжут публиковать информацию о проведенной проверке: какую фирму проверяли, по какой причине и плановый ли был визит.

- Часто случается так, что на место директора школы или главврача больницы метит другой человек, который начинает обращаться во все инстанции с жалобами, - говорит г-н Ганиев. - По закону, контролирующее ведомство обязано отреагировать на любое обращение, но нам следует установить некие рамки для предотвращения злоупотреблений правом.

Однако, по мнению депутата, и совсем отказываться от проверок нельзя, но должны быть определенные стандарты для ревизий.

Фарит Ганиев уверен, что в борьбе с коррупцией «работает статья о конфискации имущества».

- При предъявлении обвинения арестовываются виллы, счета, даже иногда – зарубежные, - говорит экс-следователь по особо важным делам. – Следствие доказывает, что имущество, приобретенное преступным путем находится у третьих лиц – супруги, детей или даже подставных людей – эту цепочку легко проследить. Генпрокуратура России недавно только отчиталась, сколько конфискованного имущества и денежных средств возвращено государству.

Парламентарий пообещал, что комитет по безопасности и противодействию коррупции займется разработкой уголовных статей, где также может быть применена конфискация имущества. И в первую очередь это коснется проблемы дольщиков жилья, которые годами не могут добиться от застройщиков возврата вложенных «кровных».

Как отметил г-н Ганиев, сегодня заметно ужесточились требования к работе застройщиков и качество проверки их деятельности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру