Перспективы развития Башкирии зависят от состояния российской экономики

Нужно искать дополнительные точки роста

С момента прихода к власти глава Башкирии Рустэм Хамитов не устаёт повторять, что главным приоритетом развития региона является рост социально-экономических показателей. Опубликованные недавно рейтинги инвестпривлекательности и социально-экономической устойчивости регионов России свидетельствует о том, что показатели республики особенно на фоне других регионов – позитивные и даже улучшаются. Однако стоит ли радоваться этому?

Нужно искать дополнительные точки роста
Фото: архив МК

Время упущенных возможностей

Развитие экономики РБ невозможно рассматривать в отрыве от тех трендов, которые характерны для России. А эти тренды в последние годы очевидны – импортозамещение, контрсанкции, попытки реструктуризации экономики страны путём снижения её зависимости от экспорта углеводородного сырья. Однако кризис, в котором оказалась российская экономика, пока далёк от завершения. Согласно данным многих экономистов, включая не очень любимого правительством РФ, но имеющего большой опыт управления Алексея Кудрина, экономические показатели не растут. Мировой экономический кризис закончился, но только не для России. Экономика страны оторвана от мирового рынка. Сегодня в России на экспорт работает одно из 150 предприятий, а необходимо, чтобы выходило одно из 70. Иными словами, число экспортеров надо увеличить в два раза. Для того, чтобы закрепиться на мировом рынке, нужно еще большее участие наших компаний в международной торговле.

При этом Россия начинает отставать от западных стран по большинству экономических показателей – пока ведущие мировые державы вкладывают деньги в новые технологии, мы топчемся на месте, что неизбежно приведёт к структурным проблемам в будущем. Ситуация усугубляется тем, что государство предпочитает тратить деньги не на перестройку экономики, науку и образование, что в итоге даст синергетический эффект, а увеличивает расходы на репрессивный аппарат.

Как отмечает известный эксперт Екатерина Шульман: «Россия — страна силовиков».

- По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире. На каждую тысячу россиян приходится 5,5 полицейских. Даже в Китае, согласно данным 2012 года, этот показатель составляет всего лишь 3,2, а, например, в Германии — 2,9. В постоянно воюющем Израиле — тоже 2,9, - отмечает эксперт.

Постоянно растут и расходы федерального бюджета на разделы «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность», которые отвечают за оформление класса силовиков. За последние годы эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3 процента. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше восьми процентов, и с некоторым снижением в кризисном 2008 году после 2009-го наблюдается постоянный рост. Уже в 2012 году около 11 процентов денег направлялись на расходы, связанные с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью. Сегодня эта цифра ещё больше.

Много это или мало? Для сравнения: в США расходы консолидированного бюджета на безопасность составляют около 1,5 процентов ВВП. В расходах федерального бюджета это 0,19 процента. Как мы видим, это цифра, к которой мы близко не подходили за все эти годы. Итак, российские силовики в течение последних лет потребляют всё большую и большую долю от расходов бюджета.

Россия теряет время, расходуя средства бюджета не на развитие экономики, науки и образования, а исключительно на стимулирование роста силовых структур. В этой ситуации региональным экономикам приходится надеяться, в большей степени, на самих себя. Объективно, сверхцентрализованная и заадмнистрирированная модель экономики сегодня мешает развитию регионов.

Понимание этого присутствует и многих представителей политической элиты, что в очередной раз продемонстрировал Петербургский мировой экономический форум. В ходе заседаний в Петербурге были озвучены ключевые смыслы, которые должны определять экономическую политику России в ближайшие годы: «цифровая экономика», частные инвестиции, справедливое распределение, ориентация на образ будущего, молодежная политика, использование потенциала государственных корпораций в части создания венчурных фондов и поддержки стартапов. Было заявлено, что основной упор необходимо сделать на цифровую экономику - внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, поддержка разработчиков проектов в сфере цифровой экономики, развитие цифровой грамотности населения. Естественно, нельзя забывать также об инвестициях и привлечении частного капитала.

Как нынче живут в регионах

То, что экономика России находится в непростой ситуации, демонстрирует ряд важных статистических показателей. В частности, то, как живут люди, сколько тратят на продукты и товары, насколько интенсивно развивается промышленность, позволяя людям хорошо зарабатывать. Речь идет, например, об обороте розничной торговли. Согласно данным статистики, покупать в 2016 году россияне стали меньше, чем в 2015-м. В среднем оборот розничной торговли по регионам упал на 5-6 процентов. Наибольшее снижение зафиксировано в Омской (86,6 процента) и Челябинской (89,5 процента) областях. Даже в благополучной в финансовом отношении Москве оборот снизился до 90,9 процента. При этом в Санкт-Петербурге торговля просела «всего» на 1,5 процента, а в Подмосковье подросла на один процент. Увеличения этого показателя по сравнению с 2015 годом не зафиксировано ни в одном регионе страны.

Вывод из этого простой: инерционный сценарий развития экономики исчерпал свой потенциал, необходимы серьёзные экономические перемены.

Успехи есть, но рано радоваться

Во многом, экономическая ситуация в Башкирии является уменьшенной копией тех процессов, которые характерны для страны в целом. Согласно исследования, проведенного рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» (входит в МИА «Россия Сегодня» - главный информационный рупор государства), Башкортостан занимает восьмое место в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации по итогам 2016 года. По итогам проведенного анализа, республика набрала 60,759 балла в интегральном рейтинге и поднялась на две позиции по сравнению с 2015 годом. При составлении рейтинга учитывались данные нескольких показателей, таких как «масштаб экономики», показатели эффективности экономики, бюджетной и социальной сферы.

Республика показала значительное преимущество по ряду индикаторов. В частности, регион - в числе лидеров среди субъектов РФ по объему производства товаров и услуг по основным секторам экономики, доходу консолидированного бюджета, инвестициям в основной капитал, а также доли прибыльных предприятий, свидетельствующей о стабильности экономического развития. Также Башкирия занимает второе место в сводном перечне по объему профицита консолидированных бюджетов. Положительная динамика по сравнению с 2015 годом отмечается также по показателям социальной сферы: уровень безработицы, младенческая смертность, ожидаемая продолжительность жизни.

Однако не стоит впадать в эйфорию. По ключевым показателям республика продемонстрировала рост, но это на фоне других регионов. Состояние экономики по всей стране можно охарактеризовать одним словом – стагнация. На фоне подавляющего большинства регионов экономика республики смотрится неплохо, но надо понимать, что у некоторых регионов долг федеральному центру превышает 100 млрд рублей, например, у Краснодарского края – 115 млрд. А в некоторых и вовсе превышает годовой региональный бюджет, среди регионов ПФО – это республики Мордовия и Марий Эл. Башкортостан на этом фоне выглядит неплохо. Долг республики – 23 млрд рублей, что чуть больше 18 процентов годового регионального бюджета. Это самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе. Для сравнения: долг Татарстана – 93 млрд рублей или 48,7 процента бюджета региона.

То, что Башкортостан продемонстрировал рост, конечно, хорошо. Это свидетельствует о том, что у нас есть фундамент, некий запас прочности. Прежде всего, это промышленное развитие, имеются определенные успехи в сельском хозяйстве, инвестициях. Однако радоваться рано, нужно искать дополнительные точки роста. А это, как уже отмечалось, наукоемкие производства, качественное профессиональное образование и развитие интеллектуального капитала.

Фактор «Башнефти»

Главным экономическим и политическим событием последнего года, как бы некоторые не пытались в социальных сетях раскрутить «конфликт» главы региона и мэра Уфы или думские выборы, стало приобретение «Роснефтью» акций компании «Башнефть». Во всяком случае, это реальный экономический процесс, а не придуманный и не имитационный.

В Башкирии известия о приватизации «Башнефти» воспринимались преимущественно настороженно, а частью общественности даже негативно.

Экономический анализ этого процесса занимал второстепенное положение, уступив место эмоциональным суждениям, таким как «достояние республики», «республиканский бренд» и тому подобное, и политическим предположениям - насколько весомы лоббистские возможности Рустэма Хамитова. Первые месяцы показали, что хуже не стало, а политический потенциал региональной власти даже возрос. По-крайней мере, так можно оценивать последние события, связанные с подачей «Роснефтью» искового заявления против АФК «Система», к которому присоединилась республика и которое рассматривается в Арбитражном суде Уфы. А это уже о многом говорит, все знают, как выстроена властная вертикаль в России и регионах.

Подача искового заявления против АФК «Система» свидетельствует о том, что Башкирия пытается по максимуму использовать те возможности, которые даёт приобретение акций «Башнефти» кампанией «Роснефть». В своё время, потеря «нефтянки» нанесла экономике и социальной сфере республики существенный урон. Сегодня руководство региона пытается компенсировать часть этих потерь. Учитывая, что наполняемость республиканского бюджета и, в целом, состояние экономики оставляют желать лучшего, такой шаг можно рассматривать, как попытки решить часть проблем, пусть и в краткосрочной перспективе.

При этом нужно помнить, что невозможно подавать в суд на АФК «Система» бесконечно. Нынешнее судебное разбирательство, вероятно, решит часть вопросов, но оно не поможет решить структурные проблемы башкирской экономики. Тем не менее то, что региональная власть и руководство кампании «Роснефть» выступают консолидировано, свидетельствует о хорошо налаженной коммуникации между двумя этими субъектами. Учитывая влияние «Роснефти» и лично Игоря Сечина на современную российскую политику это можно рассматривать как один из важных ресурсов для нынешней региональной политической элиты.

Инвестклимат: все по-новому?

Ещё одним ключевым показателем социально-экономического развития региона является привлечение инвестиций. Необходимость привлечение зарубежных и российских денег в экономику республики рефреном проходит сквозь все сколько-нибудь значимые выступления Рустэма Хамитова. И если чиновники думают, что это просто слова, то им можно напомнить пример Евгения Маврина.

Два года назад, в июне 2015-го, глава Башкирии отправил в отставку вице-премьера по экономике Евгения Маврина и министра экономического развития Александра Васильева. Поводом для их перевода на «новое место работы» стали как раз невысокие показатели республики в Национальном рейтинге инвестклимата, составленном по отзывам предпринимателей.

При этом на оперативном совещании в правительстве Рустэм Хамитов публично объявил о «неудовлетворительной» оценке, полученной Башкирией в Национальном рейтинге инвестиционного климата регионов РФ, а затем и подписал указ о переводе на другую работу ключевых министров тогдашнего экономического блока — вице-премьера Евгения Маврина и главы минэкономразвития Александра Васильева. Г-на Маврина не спасло даже то, что при нём был разработан антикризисный план развития республики, а ранее — развернута одна из лучших в России сетей многофункциональных центров.

Рейтинг инвестклимата составляется по личному поручению Владимира Путина Агентством стратегических инициатив (АСИ). На 80 процентов он формируется по опросам предпринимателей. В 2015 году Башкирия в рейтинге не попала не только в пятерку лидеров, но и в группу из 24 регионов с комфортными условиями для ведения бизнеса. Республику отнесли к третьей из пяти возможных групп. Один из худших показателей Башкирия получила за длительность выдачи разрешения на строительство — 141 день. Именно поэтому показатель в рейтинге был воспринят руководством республики как «неуд» работе экономического блока над формированием благоприятных условий для развития бизнеса. В пресс-службе Рустэма Хамитова объяснили, что «доверие к опросным рейтингам у главы республики выше, чем к статистическим».

Результаты не заставили себя долго ждать. Уже в 2016 году Башкортостан занимает 20-е место, а в этом году поднялся ещё на семь позиций, получив общее 13-е место среди всех субъектов Российской Федерации.

На фоне других регионов позиции республики и в плане социально-экономического развития в целом, и в контексте привлечения инвестиций в частности, выглядят действительно неплохо. Но сами по себе экономические показатели ничего не стоят без роста уровня жизни людей. Рост экономики должен сопровождаться улучшением демографической ситуации, уменьшением числа специалистов, покидающих республику, решением проблемы безработицы и, в целом, повышением уровня социальной поддержки и жизни населения. Однако сложно демонстрировать рост экономических показателей в одном отдельно взятом регионе, если экономика всей страны переживает не лучшие времена. Поэтому и перспективы хозяйственного развития Башкортостана зависят от того, в каком состоянии будет находиться экономика России, каков будет курс рубля и цена на нефть. В условиях централизованной экономики, а именно такой сегодня является российская модель экономического развития, игнорирование этих факторов далее представляется невозможным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру