Уфимский режиссер Вадим Валиуллин: «Кино – это не элитарное искусство»

Российские фильмы режиссер практически не смотрит

После победы короткометражки «Кредит» на фестивале «Кинотавр» об уфимце Вадиме Валиуллине заговорили как о режиссере, подающем большие надежды. Хотя в Уфе молодой постановщик зарекомендовал себя уже давно как создатель короткометражек и рекламных роликов. Интересно, что до «Кинотавра» вместе с оператором Артемом Айсиным он снял пять короткометражных фильмов. Одна из этих работ – «Террорист» - получила много призов на различных кинофестивалях.

Российские фильмы режиссер практически не смотрит
Фото: личный архив

«Люди, которые любят насилие на экране, очень миролюбивы»

Сегодня Вадим и Артем заняты сразу в нескольких проектах. Парни закончили работу над комедийным слешером «Мертвым повезло», премьера которого состоялась на фестивале «Кинотавр». К этой комедии уже есть интерес со стороны продюсеров и прокатчиков.

Фильм рассказывает о молодом парне, втянутом в криминальную банду, в которой состоит его старший брат. Парень вынужден пойти на свое первое «настоящее дело» вместе с матерыми уголовниками, чтобы доказать свою профпригодность. Перед бандой стоит задача выполнить заказное убийство и обставить все дело, как очередной всплеск активности серийного маньяка, который уже несколько месяцев держит в страхе весь город. Но на деле банда уголовников сталкивается с настоящим маньяком, который внимательно наблюдал за убийцами-подражателями, и его не устроило качество их работы. Теперь маньяк открывает охоту на убийц, чтобы показать ценой их жизней, как работает настоящий профи.

- Слешер – это поджанр фильмов ужасов, в которых во главу угла ставится не страх, напряжение и драма, а развлечение. То есть, смех и кровь, - объясняет Артем. - Я сам не люблю такие фильмы и поэтому с осторожностью брался за «Мертвым повезло», поскольку думал, что будет сплошное «мясо» и черный юмор. Но когда мы начали снимать, оказалось, что фильм не такой. В нем много шуток, интересных ситуативных вещей и диалогов. Все остальное – ситуации, в которые поставлены герои, и хорошая игра актеров.

- Где проходили съемки?

- Основная часть снималась на Симе, в 50 км от Уфы. Там в лесу был построен дом и все декорации, - объясняет Вадим. - Там классная природа и хорошая атмосфера, можно было снимать и экстерьеры, и интерьеры. На съемки у нас ушло 40 дней. В главной роли Дмитрий Богдан, известный по фильмам «30 свиданий», «Шапито шоу».

- Для чего нужны слешеры? Неужели сейчас мало крови в реальной жизни?

- Фильм делался не ради крови, а ради классной истории, - уверен Вадим. - Грубо говоря, это приключение – сходить с наемным убийцей на дело и посмотреть, как он живет. Это жанровая история, где зритель может забыть обо всем и посмотреть на что-то другое. Заканчивается фильм хорошо, ведь это комедия. Слешеры сейчас очень популярны у молодежи. Моя мама учительница, и она часто рассказывает, что ребята обсуждают зомби, ужасы и все, что с этим связано. Это весело и забавно, можно просто развеяться. Люди, которые любят насилие в кино, в жизни очень миролюбивые и не приемлют жестокости. Так что если вы клоните к тому, что наш фильм может как-то воздействовать на моральный облик человечества, то с этим все нормально.

- Если ты снимешь правильное и во всех смыслах положительное кино, то скорее всего на него не придет много народу, - рассуждает Артем. - Такую ленту посмотрят лишь несколько твоих друзей. Лучше снять то, что нравится молодежи, но при этом заложить в фильм гуманистические идеи. Да, они будут на втором плане, но зато этот фильм посмотрит огромное количество зрителей, и многие из них поймут твой правильный посыл.

«Много фильмов не смотрю - берегу вкус»

Вадим и Артем уверены, что стать известными им помог режиссер Булат Юсупов, несколько лет назад открывший в Уфе киношколу. Здесь Вадим изучал азы киношного дела, а Артем впервые понял, что может связать свое будущее с операторской работой.

- В киношколе я отучился в 2011, но потом забросил это дело, думал «не мое», - вспоминает Вадим.

Однако спустя год Булат Юсупов предложил Валиуллину снять несколько социальных рекламных роликов. Это и стало стартом киношной карьеры Вадима.

Артем тоже начинал с киношколы Юсупова, где первое время подрабатывал администратором. Втянувшись в процесс, Айсин все больше стал интересоваться этой индустрией.

- Я понял, что кино – это не элитарное искусство, что я тоже могу попасть киношную сферу и начать работать оператором. Мы очень благодарны Булату за то, что он открыл мир кино для нас, простых ребят с улицы, у которых не было никаких связей. В киношколе Булата прошло обучение довольно много учеников. Отзывы были разные, как ни странно появлялись и отрицательные, мол, все поставлено на поток, и качество некоторых фильмов оставляет желать лучшего. Но на самом деле Булат абсолютно прав. Если у тебя много учеников, то количество шансов на успех возрастает. Из ста человек, с которыми ты занимаешься, обязательно найдутся те, кто в будущем свяжет свою жизнь с кино. А если ты возьмешь себе двух учеников и будешь отдавать все силы на их обучение, то это еще не значит, что они станут звездами. Вполне возможно, они передумают становиться режиссерами и просто пойдут работать туда, где прибыльнее и спокойнее. Главное, что школа Юсупова была доступна для любого человека.

Интересно, что российское кино уфимский режиссер практически не смотрит. Исключение делает только для тех фильмов, которые порекомендовали друзья и знакомые.

- Если люди, мнению которых я доверяю, говорят что это хороший фильм, то я посмотрю. Мне, например, понравился «Дурак», но больше ничего в голову не приходит. Я берегу свой вкус. Мы стараемся все делать для России, но ориентироваться на западный уровень - хорошее коммерческое кино, задача которого сделать так, чтобы уставший человек отдохнул, отвлекся от своих проблем. Разумеется, это не те фильмы, которые дают пищу для размышлений. Но нужно понимать, что у каждого кино своя задача.

- На кого из режиссеров ориентируетесь?

- Мне очень нравится по ритму, актерской игре, чувству юмора и стиля Серджио Леоне, снявший «Долларовую трилогию» и «Однажды в Америке», также есть еще огромный список любимых режиссеров, - говорит Вадим.

- Я всегда слежу за работами оператора Роберта Ричардсона, который снял большинство фильмов Тарантино, и за Роджером Дикинсом, работающим с братьями Коэн, - добавляет Артем.

- С кем бы хотели поработать из артистов?

- Бессмысленно сейчас что-то говорить, надо просто хорошо работать, - не раздумывая отвечает Вадим. - Артистов достойных много. Все зависит от задачи режиссера и от попадания артиста в конкретный образ. Зачастую малоизвестный артист может войти в образ гораздо лучше раскрученного.

- Конечно, медийные лица важны для привлечения зрителей, - поддерживает коллегу Артем. - Но не стоит забывать, что существует тонкая грань между гонорарами и результатом работы.

«У нас много комедий и драм, а жанровых картин почти нет»

Вадим уверен, что российскому прокату не хватает жанрового кинематографа.

- У нас много комедий и философских драм, а вот жанровых фильмов почти нет. Я говорю о кино про условную реальность, а не реализм. Не хватает таких фильмов как «Интерстеллар», чтобы пришел в кино и на два часа попал в другой мир. Конечно, мне приходится смотреть очень много картин, практически все, что выходит, чтобы быть в тренде, искать какие-то новые решения. Чем больше насмотренность, тем лучше результат собственной работы. Это как с книгами – чтобы хорошо писать, надо много читать. Лично я бы хотел, чтобы фильмы братьев Коэнов, Тарантино, Гая Риччи и Скорсезе выходили не раз в два года, а хотя раз в полгода. Но это невозможно.

- Может ли независимое производство фильмов, так называемый DIY, произвести революцию в кинематографе?

- Сейчас эра цифровых технологий, и рано или поздно это должно привести к всплеску авторов из разных городов России, - прогнозирует Вадим. - У людей появится возможность проявить себя, увеличится конкуренция по стране. Если сейчас в кинематографе задействованы в основном Москва и Питер, то через некоторое время в этом будут участвовать все города-миллионники. Скорее всего, это приведет к общему повышению качества кинематографа. Сегодня ведь все гораздо проще, чем еще несколько лет назад - не надо искать пленку, можно просто купить фотоаппарат, позвать друзей и снять фильм.

Интересно, что Вадим Валиуллин хочет работать в разных жанрах. Так, например, его мечта – экранизировать роман Джека Лондона «Мартин Иден».

- Реально ли придумать сегодня что-то новое, или все идеи уже исчерпаны?

- В чистом виде, наверное, все исчерпано, но за счет комбинирования можно придумать что-то новое. Главное – работать и не лениться, переделывать, исправлять до лучшего результата. Например «Хардкор» - это очень крутой эксперимент.

- С чего начать молодому режиссеру, чтобы снять достойное кино?

- Начинающие режиссеры часто идут неправильным путем. У них есть идея, и они начинают искать под нее финансирование. Но на самом деле работать надо над историей, идей и сценарием, - делится Вадим. - Если у вас классный сценарий, то найти деньги и ресурсы будет гораздо проще. Но для этого необходимо прочитать кучу книг и снять много тренировочных фильмов. Только по количеству просмотров ты поймешь, что хорошее, а что никому не нужно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру