На фоне проблем в городах-миллионниках Уфа нашла особый путь развития

Политическая конкуренция - не тормоз, а благо для развития политического субъекта

В последнее время крупные российские города всё чаще стараются выйти на первый план в информационном поле. Руководители мегаполисов понимают, что находятся в жёсткой конкурентной среде, и стараются привлечь в город не только инвестиции, но и крупные мероприятия, в том числе международного уровня. Конечно, особняком стоят Москва и Санкт-Петербург, ежегодно принимающие множество международных и всероссийских форумов, но и другие «миллионники» порой дарят интересные сюжеты.

Политическая конкуренция - не тормоз, а благо для развития политического субъекта
Фото: архив МК

Впереди планеты

Российские мегаполисы, согласно модной традиции, можно условно разделить на три группы: лидеры, середнячки и аутсайдеры. В первую очередь скажем о тех, кто выделяется на общем фоне в лучшую сторону.

Пожалуй, наиболее перспективным среди российских мегаполисов является Екатеринбург. Вопреки распространённому мнению, не все градоначальники в России выходцы из «партии власти». Мэр крупнейшего города Урала – Евгений Ройзман – оппозиционер. На грядущих в Свердловской области губернаторских выборах он будет баллотироваться от партии «Яблоко». Естественно, в этой ситуации далеки от идеальных отношения мэра Екатеринбурга и областного губернатора. Впрочем, это не мешает городу активно развиваться, будучи одним из центров экономики и культуры, а также важной площадкой для проведения международных форумов. В городе уже проходили саммиты ШОС и БРИКС в 2009 году, а на следующий год состоится чемпионат мира по футболу. Кроме того, Екатеринбург, пусть и безуспешно, претендовал на проведение международной выставки «Экспо-2020».

Серьёзный позитивный имидж сложился в последние годы у Казани, где мэр города избирается депутатами гордумы. При этом столицу Татарстана уже 12 лет возглавляет Ильсур Метшин. Именно при нём состоялись такие знаковые для города события, как Универсиада, Кубок Конфедераций по футболу, ряд других заметных мероприятий. Учитывая особенности функционирования власти в Татарстане, выраженные в её жёсткой вертикали, можно с уверенностью сказать, что г-н Метшин – одна из ключевых фигур татарской политической элиты. Очевидно, что позиции Казани, которую центр полуофициально провозгласил «третьей столицей России», напрямую связаны с особым статусом всего региона.

Столица Башкирии в последние годы нашла свой путь, стараясь стать крупным деловым центром и площадкой для проведения международных конгрессов и саммитов. Несмотря на то, что деятельность мэра Уфы Ирека Ялалова часто подвергается критике, его позиции, особенно после проведённых весной кадровых перестановок, можно признать устойчивыми. Если что-то и объединяет градоначальников Казани и Уфы, так это то, что оба являются одними из наиболее авторитетных представителей региональной политической элиты. В большинстве рейтингов российских городов Уфа занимает первые позиции. В целом, городу удаётся сохранять высокий промышленный потенциал, развивая при этом сферу услуг и банковский сектор.

И хочется, и колется

Третий по численности населения российский город – Новосибирск – возглавляет коммунист Анатолий Локоть, которого часть экспертов рассматривают как одного из потенциальных сменщиков Геннадия Зюганова на посту лидера КПРФ. При этом г-н Локоть - политик вполне системный и даже получил медаль «За возвращение Крыма». Впрочем, в «столице Сибири» проблем хватает. Известный эксперт Наталья Зубаревич отмечает, что город фактически утратил промышленную специализацию, развивая взамен сектор услуг, транспорт, логистику и науку. Новосибирск не был замечен в проведении крупных международных мероприятий, что, вероятно, связано с общим невысоким уровнем развития всей области и нехваткой денег как у субъекта, так и у самого мегаполиса. Тем не менее город по-прежнему сохраняет статус крупного научного и культурного центра Сибири.

В отличии от Екатеринбурга или Новосибирска, в Нижнем Новгороде глава города является представителем партии «Единая Россия». Впрочем, принадлежность руководителя к «партии власти» не является гарантией успешного социально-экономического развития территории. С 2010 года в Нижнем действует «двуглавая» система законодательной и исполнительной власти. Городское управление разделено между двумя должностями — главой города и главой городской администрации, что вносит явную сумятицу в сознание части горожан. Фактически же глава города играет второстепенную роль, по сравнению с главой администрации, которым является Сергей Белов. Прямые выборы главы администрации отсутствуют. Он назначается по решению депутатов гордумы в ходе закрытого голосования. Ситуация в городе непростая, но он сохраняет потенциал туристического и экономического центра Поволжья.

Не менее запутанная ситуация складывается в Самаре. Город постепенно утрачивает промышленную специализацию, при этом развитие городской инфраструктуры оставляет желать лучшего. Наибольшие претензии у населения вызывает качество автомобильных дорог, печальная слава о которых распространилась далеко за пределы региона. Социально-экономические проблемы наслаиваются на проблемы политического и имиджевого характера. Глава города Олег Фурсов, как и губернатор области Николай Меркушкин, воспринимаются населением крайне неоднозначно. В частности, г-н Фурсов известен тем, что широко отметил 50-летний юбилей. По информации депутата Государственной Думы Александра Хинштейна, два банкета, устроенных градоначальником, обошлись около 10 миллионов рублей. Причём часть оплаты осуществлялась из средств городского бюджета, выписанных под детский утренник. Информация вызвала широкий общественный резонанс, в том числе в федеральных СМИ, но никаких организационных выводов для Олега Фурсова не последовало. При этом Самара, безусловно, обладает определённым туристическим и социально-экономическим потенциалом. Футбольный чемпионат, который пройдёт здесь на следующий год, способствует тому, что инфраструктура постепенно приводится в порядок, построен новый современный аэропорт.

Аналогичная ситуация складывается в «южной столице» России – Ростове-на-Дону. Город возглавляет Виталий Кушнарёв, племянник губернатора области, занявший 20 место в рейтинге мэров российских городов в 2016 году. При этом до осени город возглавлял Сергей Горбань, который не нашел общего языка с городской элитой. С точки зрения широкой публичности его деятельность можно назвать успешной, а с точки зрения взаимоотношения с бизнесом – нет. Новые «правила» взаимодействия городской власти и бизнеса пришлись не по вкусу большинству влиятельных ростовчан. Однако главным ресурсом Горбаня была поддержка губернатора Василия Голубева. Лишившись этой поддержки, Сергей Горбань лишился и должности. Причем реальные достижения или промахи г-на Горбаня тут не при чем или имеют вторичный характер. Более вероятно, что губернатор Голубев решил, что уже достаточно укрепился у власти и может менять сильных игроков. А г-н Горбань был сильным игроком. В то же время в социально-экономическом плане город развивается успешно, строится новый аэропорт, который должен стать одним из крупнейших в России, улучшается инфраструктура и городская среда.

Записные аутсайдеры

Наиболее тяжёлая ситуация сложилась в городах, которые ранее воспринимались как крупные промышленные центры и экономика которых не диверсифицирована. Один из таких городов – Челябинск. Крупный промышленный центр, «танкоград» сегодня переживает непростые времена. Мэру города Евгению Тефтелеву, ранее успешно возглавлявшему Магнитогорск, пока не удаётся переломить ситуацию. Основные проблемы связаны с городским хозяйством и экологической ситуацией. Социально-экономическая ситуация тоже оставляет желать много лучшего. Атмосфера в Челябинске складывается депрессивная. Уровень протестных настроений в городе за 2015 год увеличился на 59 процентов, а сама Челябинская область, по анализу Комитета гражданских инициатив, входит в десятку регионов-лидеров протестной активности. Согласно исследованию РАНХиГС, лишь 23 процента горожан полностью довольны жизнью в Челябинске, в то время как 21 процент жителей ситуация категорически не устраивает.

Схожая ситуация складывается в Перми - крупнейшем центре Урала по объёму промышленного производства на сегодняшний день. Город, возглавляемый Дмитрием Самойловым, во многом оказался заложником собственной промышленной мощности. Экономика мегаполиса слабо диверсифицирована, что делает уровень социально-экономического развития ниже, чем у более благополучных соседей - Екатеринбурга и Уфы. Пермь серьёзно проигрывает и с точки зрения логистики и имиджевых мероприятий. В Перми не проводится сколько-нибудь заметных международных и всероссийских мероприятий, как транспортный узел он тоже не может конкурировать с более успешными соседями.

Однако ситуация в Перми представляется более-менее приемлемой по сравнению с тем, что происходит в Омске. Мэр города Вячеслав Двораковский занимает предпоследнее, 87 место в национальном рейтинге мэров – довольно авторитетном экспертном опросе. С чисто медийной точки зрения Омск «споткнулся» о дорожную проблему. Хотя еще до того, как она была поднята во время апрельской «Прямой линии» Владимира Путина, экспертные оценки персоны мэра носили критический характер. Весной достоянием общественности стал публичный скандал, разразившийся между Вячеславом Двораковским и губернатором Виктором Назаровым. Глава региона подверг работу мэрии разносу, предложив при этом помощь, чтобы справиться с паводком. В ответ Вячеслав Двораковский в резкой форме от помощи отказался, заявив, что город отлично справляется и что ему непонятен «этот спектакль». После «Прямой линии» настоящий разгром мэрии устроили уже депутаты горсовета: доходило до заведомо популистских предложений осуществлять ремонт дорожного покрытия за счет зарплат чиновников. Всплыли факты, что только за первый квартал нынешнего года из-за состояния дорог произошло 405 ДТП, в которых погибло 12 человек. Масла в огонь подлили вездесущие пранкеры, от имени высокопоставленного федерального чиновника организовавшую свою собственную «прямую линию» с Виктором Назаровым. В результате губернатор вновь наговорил много лишнего в адрес мэра. Впрочем, некоторые эксперты считают, что ход войны обусловлен не только проблемами городского хозяйства или личным противостоянием мэра и губернатора. Они полагают, что в 2016 году силовики проводили целенаправленную зачистку Омска от команды прежнего губернатора, Леонида Полежаева. В городе стали привычным явлением митинги переселенцев из аварийных домов и дольщиков. Тревогу вызывает перманентная катастрофа, характерная для общественного транспорта, состояние немногочисленных зеленых зон города, практикующиеся вырубки. Мэр продолжает подвергаться регулярным нападкам со стороны губернатора и депутатов горсовета, хотя уже не реагирует на них с прежней резкостью и эмоциональностью. Вероятно, что дни г-на Двораковского на посту мэра сочтены, тем более что в ближайшее время срок его полномочий истекает.

Что в итоге?

Таким образом, можно заметить, что наиболее благополучная ситуация в тех российских мегаполисах, которые нашли свой собственный путь, который стараются последовательно развивать будь то финансовый и бизнес-центр, как в Екатеринбурге, конгрессная площадка, как в Уфе, или развитие внутреннего и международного туризма в сочетании с проведением крупных спортивных мероприятий, как в Казани. И наоборот, наибольшие проблемы возникают у тех промышленных центров, которые не успели перестроиться на новые экономические рельсы, не прочувствовали вовремя изменения социально-экономической конъюнктуры. Тем не менее как для благополучных городов, так и для аутсайдеров нашего списка характерна общая тенденция – отсутствие денег и, как следствие, апелляция к центру и региональной власти с просьбой, а иногда и требованием дать муниципалитетам больше финансовой самостоятельности.

Любопытно, что наличие или отсутствие конфликта между городской властью и региональной оказались никак не связаны ни с партийной принадлежностью мэров, ни с уровнем социально-экономического развития города. В относительно благополучном Екатеринбурге конфликт носит де-факто открытый характер, также как и в депрессивном Омске. Одновременно в условиях жёстко выстроенной властной вертикали в Челябинске, где пучок социально-экономических проблем не даёт городу нормально развиваться, никаких проблем нет. Так же, как их нет и в благополучной Казани. Тоже самое касается и партийной принадлежности мэров. «Единорос» Двораковский не может ужиться с губернатором, в то время как коммунист Локоть в Новосибирске делает это успешно. Это лишний раз показывает, что политическая конкуренция отнюдь не тормоз, а благо для развития любого политического субъекта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру