Политолог: «Имидж оппозиции в РБ формируется, как реакционно-националистический»

Организаторы ратовали за возврат к системе назначения на госдолжности по этническому принципу

20 июля в Уфе состоялся оппозиционный митинг с требованием отставки главы республики Рустэма Хамитова. Инициатором протестной акции стала недавно созданная  общественная организация «Конгресс башкирского народа» (КБН). Это объединение поддержало несколько общественных и околополитических движений, действующих в регионе. С чем связана активизация этой политики, и грозит ли она кардинальными последствиями для руководителя Башкирии, размышлял Александр Красовский.

Организаторы ратовали за возврат к системе назначения на госдолжности по этническому принципу
Фото: МК

Как это стало возможным

 

Древние римляне наставляли молодежь, что во всяком деле надо искать того, кому выгодно. Кому может быть выгодна отставка главы региона? Здесь есть две стороны медали – во-первых, сами организаторы митинга, а во-вторых – те, кто за ними стоит или может стоять. Как известно, заявителем мероприятия выступил «Конгресс башкирского народа», общественное движение малоизвестное, но уже давшее понять, что по идеологическим установкам оно близко к «Кук буре», поддержавшим митинг, и нескольким другим башкирским общественным организациям, стоящих на позициях умеренного национализма. Какие именно претензии они предъявляют Рустэму Хамитову и его администрации?

Вы удивитесь, но подобные структуры требуют от главы региона ровно того, за что в свое время оппозиция нещадно критиковала Муртазу Рахимова. А именно, нынешнего руководителя РБ упрекают, что во власти слишком мало башкир, что, якобы, с молчаливого согласия региональных властей Татарстан ведет негласную аннексию северо-западных территорий Башкортостана, что в республике недостаточно поддерживаются права башкирского народа.

Иначе говоря, организаторы ратуют за возврат к системе назначения на государственные должности, исходя из этнического принципа.

Вот в частности, как обосновывает своё участие в митинге общественная организация «Башкорт»: «Мы возмущены тем, что, выдавливаются башкиры со всех постов во всех сферах - руководящие кадры, образование, культура, промышленность. Мы видим, как при Хамитове началось преследование башкирской общественности, некоторые получили реальные сроки, другие находятся под следствием (это та «общественность», которая обвиняется в экстремизме – А.К.)… Мы возмущены тем, что вот уже седьмой год откровенно игнорируется вопрос установления памятника национальному герою башкирского народа Заки Валиди. Мы против уничтожения башкирского государственного языка, которое сегодня идет во всех школах республики».

Об активной поддержке митинга заявила и «Открытая Россия», ранее не замеченная в близости к националистам. Впрочем, в региональном отделении давно дали понять, что поддержат любого, кто против местной власти.

 

Тот же НОД, но с националистским уклоном

 

Агрессивная, в стиле «Народно-освободительного движения» («НОД»), информационная кампания явно свидетельствует, что перед нами не более, чем попытка реакционного реванша со стороны прежней, уходящей с политической арены элиты, и по тем или иным причинам обиженных на власть бывших функционеров и общественников. Да и, вообще, складывается впечатление, что участники «КБН» – это НОД, но с националистским уклоном. Та же малосодержательная риторика о суверенитете России, те же разговоры о непростой международной обстановке, та же неизменная поддержка президенту страны Владимиру Путину. Разница лишь одна - НОД все валит на Запад и иностранных агентов, а «КБН» – на Хамитова.

Естественный вопрос, который возникает в этой ситуации – как и почему власть вообще допустила проведение подобного митинга? Не проще ли было найти повод, чтобы запретить мероприятие под надуманным предлогом - например, сообщить, что все площадки в этот день будут заняты? В эпоху парада суверенитетов республиканские элиты так и делали, но нынче власть действует более продумано. Ничего не запрещает, ведь обиженных у нас очень любят, а потому дает право быть услышанными всем.

Был еще, кстати, вариант с наименьшим путем сопротивления – то есть отправить митингующих куда-нибудь в уфимский микрорайон Затон. Но и этого не было сделано. Почему? Ведь на митинге присутствовали не более 500 человек, а сторонники Навального уже собирали в Уфе более двух тысяч - разница в четыре с лишним раза, конечно, весьма показательна.

Ответ простой – вероятнее всего, власть не боится митинга и действий «КБН». Более того, возможно, что он ей даже выгоден. Ведь его широкое освещение позволит сформировать имидж региональной оппозиции как консервативно-националистической силы, что точно не нужно федеральному центру. При этом отвлекается внимание от по-настоящему серьёзных политических проблем и от тех групп, которые способны собрать большое число людей, но не обладают выходами в СМИ. Это касается и сторонников Навального, которые уже продемонстрировали, что пользуются серьёзной и даже возрастающей поддержкой молодёжи, и среднего класса. Чего не скажешь о националистах.

 

Как на это посмотрит федеральный центр

 

Весь парадокс ситуации состоит в том, что в условиях вертикали власти, существующей в сегодняшней России, публичная политика здесь делается не для общества, а для Москвы. Вот и главная задача оппозиции, организовавшей митинг, состоит не в том, чтобы убедить в своих взглядах межнациональное население, а в том, чтобы показать Кремлю, что в Башкортостане не всё спокойно. Только таким образом можно добиться отставки главы региона, другого пути в сегодняшней России нет.

Главный диссонанс в том, что федеральному центру совершенно не нужен возврат к «прежнему» Башкортостану, что фактически предлагают митингующие. По сути, верхушка митингующих состоит из реставраторов прежнего порядка. Они этого и сейчас хотят, заявляя, что руководителем республики должен быть только башкир. Сама формулировка дискриминационна и отдает явным националистическим перегаром. Словом, сложилось впечатление, что главная цель митингующих – политизировать национальный вопрос. Вряд ли такая позиция позволит найти поддержку на уровне федерального центра.

 

Вместо послесловия

 

Митинг прошел по плану. Стоит признать, что митингующие высказали множество обоснованных претензий республиканским властям. Федеральные, почему-то, должной оценки не получили. Обоснованная и справедливая критика прозвучала в адрес здравоохранения, и спорта, и образования.

В посткрымский период, когда во всех регионах происходят процессы оптимизации и сокращение расходов на здравоохранение – в стране идут крайне негативные процессы. За этими оптимизационными инициативами стоят отнюдь не губернаторы.

Тем не менее, участников митинга можно поддержать и порекомендовать властям республики навести порядок в здравоохранении и спорте. Действительно, настало время жестко спросить с министров и курирующих вице-премьеров за просчеты, которые есть.

Но солидаризироваться с митингующими  может не каждый. Во время митинга одна женщина пенсионного возраста подошла к сцене и хотела задать вопрос выступающим.  Ее жестко выпроводил один молодой человек, который сказал: «Здесь Башкортостан. Здесь все во власти должны быть башкиры!». Как говорится, что у выступающих на уме, то у их помощников на языке.

Любопытно, что после митинга в соцсетях подвергли остракизму лидера «КБН» Фарита Байрамгулова, который в своем выступлении, зачитанном по бумажке, позволил себе выступить от имени всего населения республики. Сразу после этого в социальных сетях поднялась волна возмущения – пользователи утверждали, что на митингах следует выражать свою точку зрения, а не всех людей, возможно, это мнение не разделяющих. Наверно, это самая взвешенная оценка протестной акции и взглядов, которые митингующие попытались навязать всей республике. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру