- Понятно, что образование – это особая сфера, и ситуация в ней касается не только тех, кто учит или учится, - сказал он. - Проблемы общего и профессионального образования значимы для всего общества. От того, как они будут решаться, зависит путь, по которому пойдёт отечественная экономика, наука, будет развиваться Россия.
На высокое педагогическое собрание, которое состоялось в минувшую субботу в уфимском Конгресс-холле, пришли не только учителя региона, но и руководители министерств и ведомств РБ, специалисты федеральных органов власти, главы администраций городов и районов, директора образовательных учреждений и представители общественности. Ключевой темой педагогического форума стало совершенствование системы воспитания в Башкортостане.
По мнению г-на Хамитова, республиканский педагогический совет важен как для управленцев и педагогов, так и родительской общественности.
- Особенно сейчас, когда в образовательной отрасли продолжают происходить изменения, на которые нужно оперативно реагировать и на своем уровне грамотно ими управлять, - объяснил он.
Рустэм Закиевич напомнил, что «сегодня научный прогресс, экономику, многие сферы нашей жизни всё больше определяют информационные технологии, компьютерные системы, нейросети, искусственный интеллект».
- Цифровая экономика включена в список главных направлений стратегического развития страны, - говорит он. - Обозначена задача создания условий для глубокой системной цифровизации жизненного и экономического уклада в России. В ближайшее десятилетие многие отрасли экономики в той или иной мере станут цифровыми, а ряд существующих производств, профессий – исчезнут или трансформируются в другие.
Глава РБ сослался на мнение специалистов, требующих, чтобы школьное образование закладывало востребованные во многих профессиях универсальные знания и навыки – компьютерную грамотность, умение находить и применять нужную информацию, работать с большими массивами данных, системно мыслить и технологично действовать.
- Эти навыки можно осваивать не только за школьной партой, но и дистанционно, на онлайн-курсах, в обучающих и творческих центрах, молодёжных технопарках, фаблабах и так далее, - уверен г-н Хамитов.
Руководитель республики считает, что «школа в первую очередь отвечает за те качества ученика, которые развиваются именно в общении с учителем, коллективной работе в классе».
- Речь идёт об общеучебных умениях, способностях творчески решать нестандартные задачи, делать выбор и отвечать за него, навыках проектной работы, командного взаимодействия, - говорит он. - Важными также являются практические знания и навыки в области права, финансов, предпринимательства.
Рустэм Хамитов убежден, что «нынешняя школа, основанная во многом на заучивании, через несколько лет перестанет справляться с новыми задачами».
- Для успеха в профессии, жизни, гораздо важнее не то, что учитель вложил ученику в голову, чтобы сдать очередной экзамен, а то, насколько он умеет применять всё это на практике, - призвал он. - С академическими знаниями у учащихся российских школ всё в порядке. А вот в плане практического их использования порой есть, над чем работать. Чтобы эффективно отвечать на современные вызовы, необходимо переформатировать деятельность образовательных организаций, перевести их на новые принципы работы.