Спикер Курултая Башкирии вписался в культурно-сексуальную революцию

Среди новостей, обсуждавшихся в Уфе на прошлой неделе, особенный интерес вызывают две

Новость № 1: очередная молодая пара занялась сексом на территории торгового центра, а его пресс-служба, комментируя видеозапись, разошедшуюся по СМИ и соцсетям, употребила ключевое для этой истории слово – «флешмоб». Новость № 2: спикер парламента Башкирии Константин Толкачев, имеющий репутацию одного из консерваторов в руководстве региона, рассыпался в похвалах рэп-баттлу Оксимирона и Гнойного.

Среди новостей, обсуждавшихся в Уфе на прошлой неделе, особенный интерес вызывают две
Фото: архив МК

Несмотря на то, что эти уфимские новости, вроде бы, никак не связаны друг с другом, нечто общее в них есть. Достаточно взглянуть на тему шире. Припомнить, например, насколько широко трактуется сегодня понятие «сексуальная революция» применительно к Европе и Америке 60-х. Термин не очень удачный: можно подумать, что тогдашняя молодежь бунтовала только против морали поколения своих родителей, добиваясь для себя большей свободы в половой жизни. На самом деле, это был протест и против несвободы в искусстве, перемена акцентов в искусстве, сыгравшая роль в рождении нового кино, литературы, музыки. И политический протест, скинувший с трона засидевшееся там «поколение Де Голля», – но такие аналогии заведут нас слишком далеко.

Не думаю, что пары, которые специально идут заниматься любовью под камеры в публичные места Уфы, хотят таким образом внести свой вклад в общественную борьбу или, там, сказать новое слово в искусстве. Но какая-то доля желания потрясти скучно-нудные устои и посмотреть, что будет, явно присутствует. Началось все с ролика, снятого на парковке «Аркады» с месяц назад. Причем, как оказалось, охрана гоняла парочку по всему торговому центру, прежде чем упорным ребятам удалось всех перехитрить. Новое видео с уже другими героями снято камерой наблюдения в наружной галерее «Гостиного двора». Интересно, что в официальных реакциях этих торговых центров заметен прогресс. Заявления «Аркады» не содержали ни грамма иронии и были грозны и нервозны до неуклюжести: «Мы считаем, что половой акт был провокацией в сторону нашего торгового центра». В демонстрации серьезности намерений дошло даже до репрессий: «Аркада» разорвала договор с арендатором, сотрудник которого, натолкнувшись на любовников, снял видео и выложил в сеть. «Гостиный двор» постарался реагировать с юмором, начав с шутки: «Мы полностью поддерживаем меры нашего правительства по улучшению демографической ситуации в республике, но не любыми способами» – ну, хоть что-то. Назвав происходящее флешмобом, представитель Гостинки предрекла, что «в ближайшее время какое-либо другое общественное заведение города примет за нами эту эстафету». Черт возьми, а и правда, было бы интересно: вдруг – действительно – акт контркультуры, начало нашей маленькой сексуальной революции?..

О культурной революции заставил задуматься и Константин Толкачев, бессменный (на протяжении 18 лет) спикер Госсобрания Башкирии. На своей официальной странице в соцсети он рассказал, что «не мог не ознакомиться с баттлом Гнойного и Оксимирона». Накануне это видео вызвало в России рекордный и неожиданный всплеск зрительского интереса: за несколько дней количество его просмотров на youtube превысило 15 миллионов. Особенно неожиданным было то, что глава Госсобрания Башкирии высказался не в духе «Распустилась молодежь!» (участники баттла не сдерживали себя цензурными рамками, виртуозно используя русский мат), а заговорил о новом искусстве и сравнил творчество рэперов с поэзией Маяковского. «Увиденное и услышанное – сильно впечатлило, - внезапно высказался Константин Борисович. - Оба персонажа не обделены литературным поэтическим даром, легко управляют рифмами, образами, метафорами, делают отсылки к предшественникам. Раскованность и смелость, неотфильтрованная лексика, все это, конечно, далеко от традиционной поэзии. Но ведь когда-то людей шокировали и выступления Маяковского... И вообще история знает немало примеров, когда андеграунд становился мейнстримом. На фоне общего снижения интереса к «бумажной литературе» фактически вырос новый жанр поэзии, который нашел широкий отклик в массах». Простите за длинную цитату. Не мог остановиться. Век бы цитировал и цитировал.

Обещание ли это культурной революции «сверху», судить не берусь. Боюсь, что если так, то генералы официальной культуры Башкирии уже слегли с инфарктами. Конечно, «Фейсбук» они не читают, но здесь им на помощь пришли многочисленные газеты и новостные сайты, сделавшие литературные открытия Толкачева новостью дня. Сторонний наблюдатель вряд ли может даже приблизительно оценить, насколько тут всё запущено и далеко от того, что делали даже не Гнойный с Оксимироном, но и хотя бы тот же Маяковский. Тоже ведь мог иногда ввернуть в стих крепкое словцо. И ничего, в книгах печатали, за исключением, может быть, совсем уж специальных серий типа «Библиотека школьника».

Даю справку. В Башкирии есть государственное книжное издательство «Китап», выпускающее всю художественную литературу на трех основных языках. Коммерческого книгоиздания художественной литературы в регионе практически нет: были когда-то два-три проекта такого рода, но давно загнулись. То есть, будем так говорить, «Китап» – монополист, если оставлять за скобками литературные журналы, совсем уж кустарный самиздат и нескольких авторов, книги которых издаются вне Башкирии, но продаются в здешних магазинах.

Сам я с госиздательством не работал, но много слышал об этом от коллег-писателей. Кое-что выписывал. Например, слова, которые вычеркиваются из рукописей по соображениям морали и нравственности. Думаете, это мат? Порнография? Нет, всё гораздо круче. «Презерватив». «Бюстгальтер». «Бабий зад». «Дом терпимости». Само слово «секс» и самый широкий спектр ругательств, начиная чуть ли не со слов класса «сволочь». Это примеры из редактуры четырех разных книг, может быть, даже не самые яркие, просто запомнились.

Книга одного молодого поэта «похудела», например, вполовину. Помня эту историю, я сейчас уточнил у него, по какому принципу ее редактировали (или правильнее сказать – цензурировали?). «Нет, не стихи целиком выбрасывали, а отдельные четверостишия», – пояснил он (что, на мой взгляд, еще хуже). Под нож пошло всё, где упоминался не только секс, но и употребление алкоголя и курение. «А еще смерть им, по-моему, тоже не очень нравилась». Отлично. История же сборника Марианны Плотниковой, так и не вышедшего в Уфе, вообще была в свое время притчей во языцех. Марианна – самая популярная среди молодых уфимских поэтов, она прославилась эффектными выступлениями-моноспектаклями. После вручения ей в 2012-м престижной премии в Москве выпустили ее книгу «Уходя, не шуми». Видимо, на этой волне всеобщему ажиотажу поддались даже официальные культурные инстанции Башкирии. Как завещал Есенин, «задрав штаны, бежать за комсомолом», Марианне было предложено составить сборник для «Китапа». Марианна постаралась сделать книгу максимально «приличной», но все же ожидала худшего и удивилась, когда при первой встрече редактор призналась: «Мне так понравились некоторые из ваших стихов, что я выучила их наизусть!». Что и было продемонстрировано польщенной поэтессе. Однако вскоре в издательстве состоялся редсовет или худсовет - не знаю, как это называется, но превратился он в настоящее партсобрание, тезисы которого еще долго ходили в пересказах. «Представляете, товарищи, до чего дошло?!» – в таком духе вопрошала та самая редактор и читала наизусть те самые – как оказалось, аморальные – стихи...

В общем, всё это, конечно, не более чем забавные частности и «внутренний» фольклор писательской тусовки, но можно хотя бы отдаленно оценить масштабы пропасти, которая разделяет рассуждения высокого сановника о «новом искусстве» и то, что тут у нас с «прогрессивностью» искусства происходит на самом деле. В официальных инстанциях, разумеется. Потому что настоящее развитие искусства происходит не в начальничьих кабинетах и не на худсоветах. Но когда люди, «мыслящие по-государственному» (есть такой штамп из юбилейных речей), обнаруживают, что неподцензурное творчество может быть интересно, это всегда тревожный звоночек для официальной культуры, застегнутой на все пуговицы.

Впрочем, возможно, когда наше государственное издательство решится напечатать слово «презерватив», это и будет подлинной сексуальной революцией.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру