Для специалистов аэродромной службы уфимского аэропорта не существует плохой погоды

Главная обязанность сотрудников - обеспечение безопасности полетов

Аэродромной службе Международного аэропорта «Уфа» приходится справляться с такой коварной задачей, как изменение погодных условий. Ведь именно сотрудники этой службы должны следить за тем, чтобы аэродромное покрытие всегда оставалось чистым. А с непредсказуемой погодой это совсем не просто, особенно зимой. Но специалисты оперативно реагируют на все погодные катаклизмы, справляясь с последствиями обильных снегопадов и ледяных дождей.

Главная обязанность сотрудников - обеспечение безопасности полетов
Фото: архив МК

«Чтобы попасть в нашу команду, надо иметь призвание»

Они очищают полосы, рулежные дорожки и перрон снегоуборочной техникой и реагентами. Весной и летом работы не меньше.

Начальник аэродромной службы Александр Меньшиков уверен, что взлетная полоса уфимского аэропорта – это самое чистое место в городе. Летом полоса продувается специальными машинами, ведь основная задача службы – подготовка летного поля для безопасного взлета и посадки воздушных судов.

- Международный аэропорт «Уфа» относится к классу А – это высший знак качества, - рассказывает Александр. - Сегодня аэродром располагает двумя параллельными взлетно-посадочные полосами с искусственным покрытием. Вторая полоса может принимать все типы воздушных судов, которые сегодня эксплуатируются в мире. Так что у нас очень современный аэродром. Приятно, что и коллектив слаженный и очень ответственный, ведь все должно работать как часы. Чтобы попасть в нашу команду, надо иметь призвание и большое желание работать на аэродроме. Если интереса нет, человек просто не справится с этим делом.

В работе службы очень важно подготовить технику, чтобы вовремя начать работать на полосе.

- Это зависит от службы спецавтотранспорта, - продолжает он. - Так что в работе аэродромной службы очень важно взаимодействие с другими службами. Самое главное для наших сотрудников – следить за чистотой покрытия и обеспечивать орнитологическую безопасность полетов. Каждый день мы мониторим территорию аэродрома, отпугиваем птиц специальными средствами. У пернатых ведь тоже есть свои маршруты, которые они практически не нарушают. Во время весенней и осенней миграции их полеты проходят как раз через аэродром.

Начальник аэродромной службы признается, что знает всю работу аэродромной службы от и до, потому что трудится здесь уже 22 года.

- Начинал с рабочего аэродромной службы и затем прошел все ступени. Мне очень нравится наблюдать за взлетающими самолетами, следить за работой аэродрома. Приятно осознавать, что прекрасное состояние взлетно-посадочных полос - это заслуга нашей службы.

«В работе нашей службы важнее всего оперативность»

Сменный инженер аэродромной службы Рафаэль Сидиков 36 лет работает в аэропорту «Уфа». Он руководит сменами и следит за состоянием взлетно-посадочной полосы. Кроме того, Рафаэль Имамгалиевич имеет право решать – может ли аэропорт принять воздушное судно.

- В нашей работе самое важное – безопасность полетов. Ведь мы отвечаем за пассажиров. Рабочий день начинается с того, что мы согласовываем все со сменным руководством производства, узнаем, какие предстоят работы на предстоящую смену. Сначала производим осмотр взлетно-посадочной полосы, отмечаем есть ли недостатки – посторонние предметы, травостой. Затем производим обработку полосы обдувочной техникой, чтобы не было посторонних предметов и грязи, затем идет детальный осмотр, который проводит рабочая группа, состоящая из четырех человек. Они досконально изучают полосу, осматривают каждый шов. Травостой на полосе должен быть не больше 20 см, поэтому постоянно следим за уровнем и скашиваем траву. Проводим орнитологические мероприятия – спецприбором отпугиваем перелетных птиц перед посадкой воздушного судна. Если скопление птиц очень большое, то сообщаем об этом орнитологам, и они принимают необходимые меры. Следим за изменениями погоды. Если полоса сухая, значит сцепление 0,6, мокрая – 0,5, залита водой – 0,4. Определяем это с помощью специального прибора и машины, которая замеряет сцепление. Все данные докладываем руководителю полетов, который затем предупреждает борты, заходящие на посадку.

Чаще всего сотрудники службы взаимодействуем с автобазой, где находится вся техника, и руководителем полетов, которому передаем все данные.

- В нашей работе нужно реагировать очень оперативно, - продолжает он. - Например, состояние полосы меняется: дождь прошел - и уже все по-другому. Мы сразу выезжаем на полосу, меряем состояние, передаем руководителю полетов, они - заходящему борту на посадку.

В зимнее время есть свои сложности. Нужно очищать летное поле во время обильных снегопадов, обрабатывать полосы жидким гранулированным реагентом.

- Порой бывает, что боковой ветер не позволяет летать самолетам, сцепление не проходит, - говорит Рафаэль Имамгалиевич. - То же самое по видимости. Метеонаблюдатели сообщают, что видимость 10 км, а пошел снег - и видимость стала уже 4 км. Но невыполнимых задач для нас нет, потому что техника у нас новая и добротная, всего хватает и людей тоже достаточно. Главное - работай!

В службе трудится 28 человек – инженерно-технический персонал, машинисты аэродромных механизмов и рабочие.

- Чтобы работать в нашей службе, нужно хорошо разбираться в технике, быть профессионалом, владеть умениями, знаниями, - отмечает инженер. - Нельзя нарушать технологию взаимодействия со службами. Все должно быть очень четко и по плану. Важно, чтобы вся команда работала как часы.

Рафаэль Сидиков работает в уфимском аэропорту уже 36 лет. Пришел сюда сразу после окончания автотранспортного техникума. Затем проходил курсы повышения квалификации в Кижском институте гражданской авиации и в Московском техническом институте гражданской авиации.

- За эти годы аэропорт «Уфа» изменился до неузнаваемости, - отмечает он. - Мы смотрим архивные фотографии и просто не узнаем нашу воздушную гавань. Она стал по-настоящему комфортной для пассажиров. А мы сегодня обслуживаем новый современный аэродром. Работа мне нравится тем, что здесь нет рутины. Каждый день приносит что-то новое, и это очень интересно. К тому же привлекает работа на свежем воздухе. Считаю, что работа в аэропорту - это мое призвание.

«В аэропорту ты всегда чувствуешь себя в центре событий»

Главная обязанность техника аэродромной службы Николая Грачева - обеспечение безопасности полетов. Он занимается содержанием средств измерения на коэффициент сцепления на полосе – это измерительные комплексы на базе автомобиля «Шкода», две аэродромно-тормозные тележки, а также средства малой механизации, которые предназначены для содержания полосы, и малая аэродромная техника.

- Самое сложное в нашей работе – непростые погодные условия, - отмечает он. - Нужно вовремя замерить коэффициент сцепления. Важно, чтобы все системы работали нормально. Техника требует внимания, своевременного обслуживания и проверки всех систем. Каждый день нужно проверять, делать калибровку, то есть полностью следить за техникой. И самое главное – вовремя. Если положено сегодня проверить технику, значит, необходимо сделать сегодня, а не откладывать на завтра. Иначе она будет считаться непроверенной и пользоваться ей будет нельзя. Техника у нас очень современная и поддерживается в очень хорошем состоянии, аэродром - на высшем уровне.

В минувшем году в аэропорту произвели модернизацию второй полосы, всего технического оборудования. И сегодня полоса позволяет принимать любые типы воздушных судов.

- Аэродромные механизмы в уфимском аэропорту самые лучшие, - продолжает специалист. - Например, подметально-щеточные машины с очень высокими показателями, с охватом ВПП шириной 6 метров. Понимаете, какая это мощная, высокопроизводительная техника - около 860-900 лошадиных сил. Еще мы используем спецмашину для очистки фонарей «Валтра». За два часа успеваем почистить огни всей второй полосы – а это 3 км 760 метров. Так что техника у нас прекрасная. Но, разумеется, никакая техника без инженеров аэродромной службы работать не будет. Так что главное – люди!

Рабочий день Николая Грачева начинается с медосмотра, потому что ему еще приходится работать на погрузчике, дорожном катке и на автомобиле.

- Затем у нас проходит оперативка, где мы обсуждаем, какие работы сегодня производим. Сначала средства измерения проверяем на исправность, проводим инструктаж с машинистами аэродромных механизмов, подписываем путевки на выезд, предварительно проверив исправность механизмов и наличие медосмотра у персонала, и включаемся в работу. В конце дня тоже проходим медосмотр.

В авиации Николай Грачев работает всю жизнь. Сначала трудился монтажником радиотехнических изделий в уфимском конструкторском бюро, которое занималось разработкой системы управления двигателями всех самолетов, производящихся в России. А в 1994 году начал работать в аэропорту «Уфа». Сначала в должности механика аэродромной службы, а последнее время - в должности техника аэродромной службы.

- В общей сложности у меня около 20 специальностей, учился я очень много. Я и машинист тепловоза, и шофер, и тракторист, и водолаз, и электрик. Работа мне нравится, потому что здесь особая обстановка – все время взлеты и посадки, ты всегда в центре событий. Тем более что мы содержим аэродром, а значит на нас большая ответственность. Поэтому я даже дома думаю о работе. Такая работа затягивает и становится твоей жизнью.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру