Театральный фестиваль «Туганлык» показал несостоятельность нынешнего формата

В Уфе завершился VI фестиваль тюркоязычных театров

Театры Башкирии, Татарстана, Дагестана, Казахстана, Киргизии и других стран показали 12 спектаклей, в том числе три внеконкурсных. Несмотря на то, что от наград и призов разной степени тяжести уйти смогли лишь немногие, фестиваль вскрыл целый ряд проблем: от своего безразличия к зрителям до необходимости поиска нового формата работы. Программа оказалась очень плотной: за редким исключением каждый вечер давали по два спектакля. В итоге увидеть всю программу целиком было нереально.

В Уфе завершился VI фестиваль тюркоязычных театров
Фото: kulturarb.ru

Ложка дегтя в башкирской бочке меда

Одновременные показы на далеких друг от друга площадках вынуждали зрителей делать выбор. При этом очевидных критериев, из-за которых зрителю стоило бы отдать предпочтение тому или иному спектаклю, не было. Действительно, что интереснее - татарский «Дон Жуан» или казахский «Ревизор», башкирский театр или хакасский? Выбрать, конечно, непросто. Кроме того, середина фестиваля пришлась на выходные, программу на эти два дня можно было расширить для удобства зрителей. Но уикенд был занят театральным йыйыном и лекцией приезжего критика для специалистов. Видимо, организаторам оказалось важнее продемонстрировать башкирское радушие и дать гостям вдоволь побегать в мешках и потаскать монетки из катыка без рук. Ну да, какой же это театральный фестиваль без бега в мешках?

- Ложка дегтя в башкирской бочке меда в том, что невозможно было посмотреть все спектакли, увы, - отметил на итоговой пресс-конференции театральный критик и член экспертного совета премии «Золотая маска» Александр Вислов. - Понятно, что есть проблема зрителей, что не так просто собрать зал днем, хотя в выходные это вполне можно было сделать. Огромное количество гостеприимства, доброты и тепла, но все-таки хотелось бы больше искусства, больше встреч с театрами.

Добавляла азарта и перетасовка спектаклей в программе. «Калигулу» Молодежного театра еще до официальной публикации программы успели включить и исключить из конкурса. За день до начала фестиваля стало известно, что «Макбета» из Турции заменили на внеконкурсный показ постановки «Джут» Башкирского театра драмы. Странная история вышла и с отменой спектакля «Останусь» из республики Тыва: спектакль отменили еще за несколько недель до фестиваля, но он остался в большинстве афиш. Молодежный театр убрал информацию о показе со своего сайта, но забыл снять более чем заметную афишу с фасада театра. Почему-то почти никто не заявил об отмене спектакля прямо, в том числе и сайт Башкирского театра драмы, который был главной информационной площадкой фестиваля. Весь фестиваль там провисела старая программа, составленная еще летом. И так сойдет.

Все это было бы простой организаторской оплошностью, если бы не дезориентировало зрителей. Невозможность купить билеты по интернету отрезала лишь часть публики, но стоит учесть, что большая часть посетителей «Туганлыка» - люди старшего возраста, привыкшие покупать билеты в кассах. Ответственность, конечно, поперекладывают с одного театра на другой, но работу над ошибками ждать явно не стоит. То есть мы так и не узнаем, на чьей совести все те люди, которые пришли, к примеру, 12 сентября к закрытым дверям Молодежного театра и рванули в БАТД в надежде лишь слегка опоздать на другой спектакль.

- Многие театры по уважительным причинам не приехали на фестиваль. Если бы они приехали, то выросла бы определенная композиция, где бы один театр оттенял бы другой, и появлялись бы новые грани. Не то что бы мне что-то показалось слабым, но спектакли немного уступали по высокому уровню. Может быть, причина в том, что некоторые спектакли определили такую высочайшую планку оценки, что добротные постановки, которые прошли бы на любом другом фестивале на ура, здесь показались более скучными и менее заслуживающими внимание, - высказал мнение театральный критик, заведующий кафедрой истории, философии и литературы ГИТИСа Андрей Ястребов.

Казенное действо

Часть спектаклей проходила при полупустых залах. При этом в БАТД на спектакли открытия и закрытия свободных мест не было – все возможные пробелы заполнили за счет пригнанных школьников и студентов, которые успешно сбегали в антракте. Чего тут не хватило – маркетинга, рекламы или зрительского интереса? Учитывая, что «Туганлык» проводился на грант главы Башкирии, то проблема нераскупленных билетов вряд ли кого-то заденет – средства-то казенные.

Театральный критик Александр Вислов отметил высокий уровень фестиваля, но с некоторой оговоркой:

- Тут были спектакли, которые сделали бы честь любому европейскому фестивалю, в том числе и «Золотой маске». С другой стороны, были спектакли, чей уровень, к сожалению, пока еще не достоин такого серьезного и представительного фестиваля, как «Туганлык». Конечно, это в известном смысле рабочий фестиваль, здесь важно не только высказать театральные достижения разных стран, здесь важен тот разговор, который идет за кулисами, обмен опытом. Но все же хотелось, чтобы организаторы строже подходили к отбору. В странах, которые приняли участие в фестивале, насколько я знаю, есть более достойные и качественные образцы театрального искусства.

Фактическим победителем фестиваля стала «Антигона» Башкирского театра драмы, которую поставил режиссер татарского театра им. Камала Фарид Бикчентаев. Конечно, выбор жюри на любом конкурсе – это всегда определенная лотерея, которая оставляет недовольных. И все-таки это по-своему характеризует состояние как фестиваля, так и башкирского театра вообще.

Премьера «Антигоны» чуть меньше года назад заставила изрядно побурлить незаметную театральную жизнь республики. Негативный отзыв из соцсети задел творческую интеллигенцию, а последующая энергичная волна интернет-мнений больно хлестнула коллектив театра. В этом половодье комментариев на одном берегу оказалась недовольная публика, а на противоположном, настроенном положительно, – те, кто так или иначе связан с театром и профессиональной критикой. В результате прений сытый голодного так и не уразумел, а «Антигона» оказалась на подмостках «Туганлыка».

Безусловно, темы в «Антигоне» актуальны как никогда: выбор между законом государственным и моральным по-прежнему стоит очень остро. Но эта проблематика лежит на самой поверхности произведения и может быть передана любым провинциальным театром, в том числе и башкирским. Гораздо сложнее то, что автор пьесы Жан Ануй добавил в известную античную историю: главная героиня способна чувствовать рамки трагического сюжета, которые она, как героиня, не может перешагнуть, и это заставляет ее делать свой выбор еще более осознанно. Границы в уфимской постановке отчасти размываются за счет введения в действие Хора, роль которого исполнил Алмас Амиров, но этот постмодернистский фокус не раскрыт в полной мере. В итоге на первом и, в общем-то, единственном плане остается главный конфликт, топорно шагающий прямо в лоб, - по-человечески трагичный, но по сути типичный и простой. Так же безыскусно и традиционно выглядят герои Лилии Галиной и Олега Ханова: актерская игра опускает проблему на бытовой уровень, где есть семейные крики и угрозы, детская беззаботность и отеческая усталость, но нет надрыва, который бы оставил дыру в зрительском сердце. Дело даже не в том, что книга интереснее, а что объемный материал в этой интерпретации стал плоским и неотличимым от любой другой башкирской постановки. Тем не менее Ханов и Галина получили награды за лучшие мужскую и женскую роли, а Ильдар Саитов, сыгравший роль стражника, – за лучшую мужскую роль второго плана.

К слову, «Лучшую режиссерскую работу» тоже получил Фарид Бикчентаев - за спектакль «Дон Жуан». Постановка напомнила о лучших традициях татарского театра: много шуток, нелепые карнавальные узнавания и, конечно, всеми любимая беготня в стиле Бенни Хилла.

Праздник дружбы народов

Как с шутливым акцентом заметили в соцсетях, «какой жюри – такой призер». Если эти спектакли стали лучшими, значит, и весь фестиваль находится на таком непритязательном уровне. Но с другой стороны, тот же азербайджанский ТЮЗ выдал яркий и экспрессивный моноспектакль «Наказание». Одна-единственная актриса держала зал, причем куцый реквизит – две веревки, четыре стула и один черный ящик – ей успешно удалось превратить в мощные и многозначные метафоры. Но она получила один из тех утешительных дипломов, которые раздавали конкурсантам, чтобы они уезжали не с пустыми руками. Может быть, жюри оценивало постановки с точки зрения провинциального зрителя, который воспринимает театр как очередное развлечение вроде телевизора, призванного либо веселить, либо будоражить кровь после новостей об автомобильных авариях и урожае? Профессионалы могут сколько угодно говорить о непрофессионализме публики, которую они в республике все никак не могут воспитать, но, может быть, все-таки проблема в чем-то другом?

Круглый стол, прошедший в рамках фестиваля, должен был традиционно собрать всех вместе и дать без особых последствий поговорить о проблемах, которые волнуют театральные команды. Слова благодарности, которыми участники кормили бюджетные СМИ, вдруг поменяли тон и сформировали мнение, что «Туганлык» в его нынешнем состоянии забыл о своих целях, которые обозначил еще в 90-е. Худрук калмыкского драмтеатра Борис Манджиев и директор Молодежного театра Башкирии Азат Зиганшин высказали мысль, что «Туганлык» попросту дублирует казанский фестиваль тюркоязычных театров «Навруз», никак не влияет на развитие национального театрального искусства и нужно менять формат.

- У фестиваля «Туганлык» нет программного директора, и в этом большая проблема. Никто ни за что не отвечает. Вроде отвечают все и никто конкретно, - добавил театральный критик Александр Вислов. - Нужна объективность, необходимо брать лучшие спектакли, а не превращать фестиваль в праздник дружбы народов.

Следующий фестиваль «Туганлык» планируется провести в 2019 году. Он будет приурочен к празднованию разнообразных вековых юбилеев: подписания соглашения о создании Башкирской автономной республики, Башкирского драмтеатра, со дня рождения Мустая Карима. Словом, огромный простор для конъюнктурных, пафосных и скучных постановок. Если за эти два года организаторы не предпримут решительных действий, фестиваль окончательно превратится в родную, но некрасивую открытку. И публика будет вынуждена ее покупать, как всегда приговаривая что-то недовольное в соцсетях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру