Нынешние главы городов и районов Башкирии не гонятся за степенями

Средний возраст глав муниципалитетов в республике практически не изменился.

Доктор политических наук Станислав Шкель провел масштабное исследование, изучив биографии глав городов и районов Башкирии за минувшие 25 лет. Изучение представителей муниципальной власти России за четверть века происходило в рамках проекта «Центра сравнительных и исторических политических исследований», взявшего за основу данные экспертов из Пермского края, Татарстана, Оренбургской области, Удмуртии и других регионов. Г-н Шкель провел анализ муниципальных назначений в Башкортостане.

Средний возраст глав муниципалитетов в республике практически не изменился.
Фото: архив МК

Перед нами стояла задача понять, кто люди, управляющие муниципалитетами, какой у них жизненный и образовательный бэкграунд, - рассказал Станислав Шкель. - Я курировал Башкирию и собрал базу данных по биографиям наших управленцев. Мне и самому было интересно сравнить, что изменилось в муниципальной власти за последнее десятилетие.

Одним из интересных выводов доктора политических наук стало то, что за последние 25 лет средний возраст глав муниципалитетов в республике практически не изменился.

- Выяснилось, что этот возраст составляет 46-47 лет, - отмечает политолог. – Казалось бы, новоприбывшие чиновники должны быть моложе предшественников, муниципальная политика молодеть, но статистика говорит об обратном.

Второй вывод касается изменений образовательного характера. Раньше главы местных администраций стремились защитить кандидатскую или докторскую диссертацию - это было «модным». Сегодняшние муниципальные управленцы за степенями не гонятся.

- Если среди чиновников республиканского и федерального уровня тенденция к высокообразованности пока сохраняется, то сегодняшние главы муниципалитетов предпочитают если и получить второе высшее образование, то «прикладное» - управленческое, - говорит Станислав Николаевич.

По данным эксперта, нынешний усредненный глава башкирского муниципалитета чаще всего имеет первое техническое или сельскохозяйственное образование, то есть является выпускником УГАТУ, УГНТУ или БГАУ. Второй диплом чиновники получают уже по управленческой, юридической или экономической специальности, выбирая, как правило, республиканскую академию госслужбы и управления.

- Интересные процессы наблюдаются по пути прихода к власти, - замечает доктор политических наук. – Раньше руководителями городов и районов становились директора предприятий или совхозов, и тогда ставки делались на хозяйственный опыт. Сегодня главой муниципалитета может стать первый зам.

Еще 15 лет назад бывшие главы городов и районов после отставки «не терялись», а занимали другие высокопоставленные посты: или поднимаясь по карьерной лестнице в правительстве РБ, или получая должности директоров предприятий, руководителей ведомств, в любом случае оставаясь «в обойме».

- В «жизни после власти» бывшие муниципальные управленцы сохраняли привычный уровень жизни благодаря уходу на директорские должности в министерства, ведомства, университеты или предприятия, - рассказывает г-н Шкель. - Сегодня эта тенденция уходит в прошлое. Вчерашние высокие чиновники уходят в частный бизнес или вовсе выпадают из публичной жизни.

По мнению политолога, с одной стороны это хорошо, так как человек с опытом хозяйственника может еще достойно послужить республике, а с другой – местные чиновники слишком часто получали незаслуженные преференции.

Минувшее десятилетие изменило и географию муниципальных назначений. Если ранее возглавить один район мог выходец из другого, то сегодня «варяга» могут не принять.

С изменением правового пространства произошло расширение полномочий местных советов, а попытки региональной власти усадить на высокий пост «человека со стороны» часто сопровождается скандалами или конфликтами с местной политической элитой.

- Депутаты муниципальных собраний активно пользуются некоторой либерализацией, произошедшей благодаря изменениям в федеральном законодательстве, - комментирует Станислав Николаевич. – До 2005 года президент республики назначал руководителей администраций своими прямыми указами. Но теперь окончательное решение принимают местные советы, которые могут не согласиться с предлагаемой кандидатурой. Так недавно произошло в Нефтекамске, где депутаты не утвердили неугодного им мэра. Именно народные избранники заключают договор с главой муниципалитета. И пусть это, в большей степени, формальность, но полномочия у советов все же есть.

Внедрение такой схемы прихода к власти является более демократической системой в сравнении с достаточно жесткой политикой прямых назначений, которая ранее практиковалась в Башкортостане.

- Интересно, что в Пермском крае сейчас происходит обратный процесс, мы с ними сближаемся «с разных полюсов», - добавил Станислав Шкель. - Ведь в то время, когда в республике президент сам назначал глав районов и городов, в Перми они избирались путем выборов. Теперь мы «открываемся», а они «закрываются». Поэтому по одному региону нельзя судить о тенденциях всей страны – Россия очень разная. Нам еще предстоит провести глубокий анализ между разными субъектами с целью лучше понять, кто управляет Россией, что называется, «на земле».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру