Раушан Якупов: «Важно не закормить публику саундтреками»

Национальный симфонический оркестр Башкирии открыл новый сезон, представив публике музыку композитора Игоря Стравинского. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Раушан Якупов рассказал, почему в России музыку Стравинского играют редко, и чем интересны сочинения одного из величайших композиторов XX века.

Раушан Якупов: «Важно не закормить публику саундтреками»
Фото: архив МК

«Русские считают Стравинского своим, а американцы – своим»

- В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Игоря Федоровича, а потому музыканты всего мира играют его сочинения, - рассказал Раушан Якупов. – Мы на открытие сезона выбрали музыку из балета «Пульчинелла», которую публика впервые услышала в мае 1920 года.

Стравинский создал свое творение по заказу Сергея Дягилева, использовав музыку старинных мастеров - современников Антонио Вивальди.

- Композитор посмотрел на музыку с 300-летней историей через призму XX века, уже после бума «Русских сезонов» в Париже и других европейских городах, - отметил главный дирижер оркестра. - Получилось довольно необычное творение, очень интересная музыка. С сюжетной стороны история несложна для понимания, ведь персонаж Пульчинеллы, по сути, приходится братом нашему русскому Петрушке.

Интересно, что в разных уголках планеты Стравинского считают своим композитором. Родился он под Петербургом в семье певца Мариинского театра и брал частные уроки у самого Римского-Корсакова, под патронатом которого создавал первые произведения. В начале Первой мировой войны он иммигрировал в Швейцарию, после чего на родину уже не вернулся – жил в Европе и США.

- Мы считаем его своим композитором, а американцы с гордостью называют своим,- говорит музыкант. – Стравинский вложил в свои сочинения приемы и культуру разных школ, сделав их мультинациональными.

Вместе с тем, одни эксперты называют Стравинского представителем современной культуры, другие уже записали его в классики. Связано это с тем, что многие его сочинения, такие как балеты «Жар-Птица», «Петрушка» или «Весна священная» давно признаны сокровищами музыкального искусства.

Раушан Ахметович объяснил, почему при всей оригинальности творчества Игоря Федоровича музыкальные коллективы нечасто исполняют его музыку. Оказывается, для ее понимания и «принятия» необходим определенный уровень подготовки – как для публики, так и для музыканта.

- Слушатели нередко считают его сочинения странными, - добавляет он. - А оркестранты должны обладать высоким уровнем профессионализма, чтобы «читать» его музыку. Она сложно написана, а потому и непроста в воспроизведении – поладить с его творениями могут не все коллективы.

Тем не менее Национальный симфонический оркестр справился с непростой задачей, тем более что по музыканты и сами оказались рады привлечь внимание публики к композициям Стравинского.

- Нам очень хотелось бы исполнять Стравинского чаще, - отмечает Раушан Ахметович.- Но для начала мы специально взяли «Пульчинеллу», потому что это на удивление понятная и легкая музыка. Многие поражаются, узнав имя ее автора.

Своеобразную эстафету в начале этого года запустил Валерий Гергиев и Мариинский театр, сыгравшие найденную всего год назад после долгих лет забвения «Погребальную песнь». Стравинский написал ее в память о своем учителе Римском-Корсакове в 1908 году, и после создания она была представлена слушателям всего единожды. Затем ноты и партитура бесследно исчезли. Известно, что они хранились в библиотеке Ленинградской консерватории и пропали во время блокады и постоянных бомбежек города.

- Это произведение нашли всего год назад, спрятанными в тайном месте в библиотеке,- рассказал г-н Якупов. - Валерий Абисалович вместе с оркестром сыграл «Погребальную песнь», дав старт другим музыкальным коллективам страны.

«Слушая симфоническую музыку, зритель и работает, и отдыхает»

Помимо балета Стравинского, гости первого в сезоне концерта услышали лучшие отрывки из балета Александра Глазунова «Раймонда», а также увидели выступление талантливого молодого скрипача Степана Старикова, получившего престижную премию Международного музыкального конкурса Германии. Артист исполнил произведение «Концерт для скрипки с оркестром» того же автора.

- Хочу отметить, что раньше уфимская публика еще не слышала этот концерт, так что его можно считать настоящим открытием для зрителей, - добавляет руководитель оркестра. - Просто в мире так много роскошной музыки, что нескольких жизней не хватит всю ее переиграть.

Руководство оркестра приглашает к сотрудничеству и именитых солистов, билеты на концерты которых за границей раскупают за месяцы до выступления.

- Очень приятно, что к нам стали заезжать такие звезды, как пианист Борис Березовский или певица Вероника Джиоева, - ответил худрук национального симфонического оркестра. - Эти артисты собирают залы по всему миру, а уфимцы могли послушать их, даже не уезжая из родного города.

Основу репертуара главного симфонического оркестра Башкирии составляют мировые шедевры музыкальной культуры авторства Чайковского, Баха, Рахманинова, Моцарта, Бетховена и других. Тем не менее музыканты всегда стараются разнообразить репертуар – это позволяет развиваться им самим и привлекать новых слушателей.

- Молодежь, например, любит исполнение саундтреков к известным кинофильмам,- говорит Раушан Ахметович. - Многие потом приходят на наши выступления в более привычном формате. Я всегда внимательно смотрю в зал на публику и, думаю, скоро соотношение молодежи и людей в возрасте достигнет уровня 50 на 50.

Исполнение музыки из киношлягеров Якупов называет практически семейным отдыхом, позволяющим не просто привлечь новых слушателей в зал, а доставить им настоящее удовольствие.

- Мы будем продолжать радовать публику подобными концертами, - отвечает музыкант. - На такой легкий репертуар да еще и с видеорядом к нам приходят родители с детьми, что очень приятно. Но важно «не закормить» зрителей подобной музыкой, чтобы они не разучились думать над более сложными произведениями.

При этом музыканты симфонического оркестра по-настоящему универсальны. Они исполняют оперную музыку, сверхсовременную, «золотую» классику или даже эстрадную.

- В прошлом году мы аккомпанировали трибьют-группе «АВВА», - вспоминает музыкант. - Нам заранее предоставили ноты, которые исполняются на их выступлениях по всему миру, и мы справились с задачей. Но, конечно, основой основ для нас является предоставление публике продукта высокой культуры и воспитание на ней молодого поколения.

Худрук оркестра уверен, что скучной классическую музыку могут считать лишь те, кто ее не слышал или не старался вслушаться.

- Будничная жизнь большинства людей проходит в суете, спешкой за временем и соблюдения точности в своей профессии, - поясняет дирижер. – И на пути в театр люди ошибочно думают, что будут отдыхать. Но это так лишь отчасти. Слушая симфоническую музыку, человек одновременно и работает, и отдыхает: активной становится та часть мозга, которая отвечает за воображение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Худрук Национального симфонического оркестра планирует омолодить своего зрителя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру