На обсуждении скандальной «Матильды» уфимцам не о чем было поспорить

Первые зрители не увидели в картине Учителя никакой политики

В минувший четверг в российский прокат вышел один из самых обсуждаемых фильмов года «Матильда», причем резонанс картина Алексея Учителя вызвала задолго до премьеры. Неудивительно, что за первый день фильм о романе Николая II и балерины Кшесинской собрал неплохую кассу – 39 млн рублей. И все благодаря неустанной работе депутата-«царебожницы» Поклонской, которая, уж точно сама того не желая, стала главным пиарщиком мелодраматичной ленты.

Первые зрители не увидели в картине Учителя никакой политики
Фото: архив МК

Тревожный звонок для Учителя

Экс-прокурор собрала под своим условным боевым стягом «За Веру, за Царя, за Отечество» юродивых и кликуш всех мастей, которые начали агрессивную борьбу с создателями фильма. Не стала исключением и Уфа, где кинотеатры оккупировали одиночные пикетчики с полосатыми флагами.

- Поклонская – прокурор. Видимо, поэтому думает, что может судить всех и вся, - считает историк Сергей Лаврентьев. - Я уверен, что ни в коем случае в нашем обществе нельзя допускать никакого мракобесия. Мы разберемся – что хорошо, а что плохо, во что верить, а во что не верить, о чем нужно знать. Потому что знание не бывает лишним или плохим, а держит глаза и сердце открытыми. Знание помогает понять и простить.

Невыясненным, однако, остается один вопрос: теперь, когда с выходом фильма страсти по «Матильде» поулягутся, на борьбу с какими бесовскими силами православная активистка Поклонская приложит свои недюжинные человеческие силы и неограниченные депутатские полномочия?

Если премьера в столице сопровождалась стоянием «царебожников», то в Уфе протест вышел пожиже - перед входом в «Родину» первых зрителей встречал одинокий нодовец с самописным плакатом «Руки прочь от святого царя». Сочувствующие поинтересовались, отчего протестная акция получилась столь малочисленной, на что бородач с сожалением ответил, что планируемый митинг из двенадцати сподвижников у кинотеатра не согласовали муниципальные власти. А разборки с правоохранителями в их планы не входили.

- Николай II с семьей принял мученическую смерть. За это они были возведены в ранг великомучеников и святых. Не за жизнь же праведника. Потому что если мы внимательно посмотрим его биографию, то после Ходынки народ стал называть его «Николай Кровавый», после революции 1905 года – «Николай Палкин», здесь и поражение в русско-японской войне, и Первая мировая. Поэтому городить забор из-за того, что кто-то где-то оскорбил какие-то чувства верующих – этого здесь нет, - уверен Сергей Лаврентьев. - Мне кажется, если это кому-то и надо было, то только Алексею Учителю, чтобы фильм получил рекламу благодаря скандалу. Положительная реклама сейчас не работает. О чем здесь можно заявлять? О том, что Николая играет немец, а Матильду полька, которые картинно отказались приехать на премьеру в Россию, потому что боялись агрессии оголтелых русских зрителей?

Ожидая самых неадекватных реакций протестующих, беспрецедентные меры безопасности предприняли и в «Родина», где «Матильду» в день премьеры решили обсудить на очередном заседании Лаборатории политического кино. Организаторами киноклуба уже несколько лет является БАГСУ. Только вот администрация кинотеатра и инициаторы кинолектория так перестраховались, что решили закрыться не только от возможных выпадов православных экстремистов, но и от журналистов, которых сами пригласили на заседание кинолаборатории.

Ах, водевиль

Видимо, газетчиков здесь посчитали не менее опасными и непредсказуемыми, чем людей с хоругвями. Увидев камеру, охрана наотрез отказалась впускать в кинотеатр фотографа одного из городских интернет-изданий, требуя сдать технику в гардероб. Организаторы Лаборатории, беспомощно хлопая глазами, отправили утрясать вопрос с проходом к администрации «Родины», тем самым расписавшись в собственной некомпетентности.

- Директор кинотеатра запретила фотосъемку. Вообще, снимать фильмы в зале запрещено, - зачем-то уточнила ее зам Рида Утяшева и сослалась на висящий в фойе «меморандум».

Сложилось такое впечатление, что за столько лет общения с прессой в кинотеатре так и не поняли, что журналисты приходят в их госучреждение не для того, чтобы посмотреть «киношку», и уж точно не для того, чтобы по-пиратски переснять на камеру демонстрируемую картину, а для работы.

Между тем особого ажиотажа на премьерном вечернем сеансе не наблюдалось: оценить и обсудить скандальную ленту пожелало не больше половины зала приглашенных и людей с улицы, которым предлагалось приобрести билет. На входе в зал еще один секьюрити тормознул мужика с внешностью городского сумасшедшего, заподозрив, что тот в объемном пакете хочет пронести в зал то ли весь запас зеленки из близлежащей аптеки, то ли вместительную банку с анализами. Чтобы окропить кинозал перед бесовским сеансом, как это принято нынче у агрессивных «православных активистов».    

Интересно, что беспрецедентная «рекламная кампания», инициированная Поклонской, не только заманила зрителей в кинотеатры, но и сыграла с Учителем злую шутку: картина оказалась настолько слабой, что с каждым днем от критиков и простых зрителей все больше разочарованных отзывов.

Удивительно, но талантливый режиссер подсунул публике приторный кинопродукт, местами напоминающий дешевенький водевиль, местами – авантюрный детектив, а в некоторые моменты – пошловатый дамский роман со всеми атрибутами этого бульварного жанра. «Матильда» - словно российский ответ слезливым голливудским картинам, типа «Анна и король» или французским «Анжеликам», снятым специально для романтично настроенных барышень, мечтающих «выйти замуж за принца». Ну, а пока своего большого и светлого чувства еще не привалило – можно затаив дыхание понаблюдать за перипетиями бурного романа особы царских кровей и чертовки-танцовщицы в золоченых интерьерах имперских дворцов. Причем в некоторые моменты Учителю явно изменяет художественный вкус. Например, кадром, когда влюбленные поднимаются на увитом розами воздушном шаре на фоне фонтанов Петергофа, можно смело украшать мягкую обложку примитивного дамского романа - смотреть на это совсем уж невыносимо. Как и выдержать линию с отвергнутым ухажером Кшесинской. Герой Данилы Козловского карикатурным злодеем врывается в фильм Учителя будто из наивного немого кино. Почти как у Пушкина: большой взъерошенный медведь, Матильда ах! а он реветь. Водевильные сцены, например, когда Кшесинская, надев маску, пытается выйти на сцену вместо своей конкурентки, тоже можно было опустить. Видимо, на этих «зрительских» развитиях сюжета настояли неожиданные продюсеры картины - Владимир Винокур и покровитель программы «Аншлаг» Достман. Впрочем, в свое время домохозяйки смогут насладиться четырехсерийной «Матильдой», которая пойдет по ТВ. И сериальный формат картине придется как раз впору.  

Бес политики

Критики единодушны, отмечая крепкую работу Дапкунайте, Гармаша и комикование Миронова, тщательную работу художников по костюмам и декораторов. Очаровывает и работа оператора Юрия Клименко, камера которого искусно скользит по балам и коронациям, дворцовым залам, театрам, балетным классам и дорого-богатым усадьбам, успешно демонстрируя, как же все-таки «упоительны в России вечера». Однако все это роскошество фильм, мечущийся между жанрами, не спасает: роскошно декорированная шкатулка оказывается предательски пустой.

- Мне представляется, что фильм очень уж красивый: и интерьеры, и люди, и чувства, - соглашается со зрителями Сергей Лаврентьев. - Но ведь так и жили.

«Неужели против этой милой слащавой картинки и протестовала Поклонская?», - недоумевают теперь зрители.

Действительно, если уж кому и предавать анафеме авторов фильма, то явно не фанатам Николая II, а поклонникам императрицы Александры Федоровны, которая изображена безжалостными киношниками как мнительная и недалекая бабенка, одержимо охотящаяся за кровью Матильды и легко подпадающая под влияние шарлатанов-«целителей», самым успешным из которых в будущем станет Распутин. Николай же здесь – безвольная жертва обстоятельств, мечущийся между долгом и чувством - властной матерью, истеричной будущей супругой и демонической любовницей, которая так эффектно оголяя на сцене грудь «то стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет».

- Так есть ли политика в этом фильме? Никакой политики я не вижу, - был категоричен после сеанса Сергей Николаевич.

Ну, а потому и спорить посетителям Лаборатории политического кино было не о чем: растроганные дамы, которых в зале было большинство, всплакнули над финалом, порукоплескали мелодраме и вздыхая разошлись: те, что помоложе, – на тщетные поиски своего принца, те, что постарше, - по опостылевшим мужьям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру