Застройщики, лоббировавшие закрытие Южного погоста, не пожалели уфимцев

Северное кладбище оказалось не готово взять дополнительную нагрузку по захоронению

Как известно, ничто в этом мире не вечно, а человек смертен. Рано или поздно все мы обретем покой на кладбище. И если раньше уфимцы могли выбирать, где найти последний приют, то теперь, учитывая, что Южный погост внезапно закрылся, всех жителей столицы Башкирии хоронят на кладбище близ поселка Тимашево на северной окраине города. Между тем специалисты утверждают, что Тимашевское кладбище разрослось до огромных размеров, и теперь мёртвые жители города могут угрожать здоровью живых.

Северное кладбище оказалось не готово взять дополнительную нагрузку по захоронению
Фото: архив МК

Трупный яд несет в Шугуровку?

Решение о закрытии Южного кладбища в уфимском микрорайоне Затон скоропалительно приняли депутаты горсовета в ноябре прошлого года. При этом почему-то городские власти не задумались об открытии нового погоста, решив, что на Тимашевском кладбище достаточно места для всех, кто отправляется в мир иной.

Хотя, учитывая, что в октябре 2016-го открылся новый Затонский мост, в ближайшее время начнется строительство тоннеля, который соединит этот микрорайон с Зауфимьем и трассой М-5, а также озвучены планы по возведению дороги и переправы из Черниковки напрямую в Затон, то уфимских депутатов, среди которых сильно лобби застройщиков, можно понять. Действующее Южное кладбище стало бы помехой для строительства новых жилых комплексов вдоль старого русла Белой, а потому об интересах уфимцев - и живых, и мертвых - никто не задумался.

Однако Северное оказалось не готово взять на себя дополнительную нагрузку по захоронению покойников из южной части Уфы. Кроме отвратительной дороги, когда людям приходится по колено в грязи нести гробы на руках, хоронить в Тимашево и навещать могилы крайне неудобно для большинства уфимцев. Формально в городе и его окрестностях существуют ещё несколько мест для захоронений: «Сергиевское», «Старо-Затонское», «Демское», «Балановское», «Лопатинское» и ещё ряд других погостов, которые либо закрыты, либо слишком малы. Два десятка лет назад не удалось запустить «Западное» кладбище, поскольку слишком близко оказались грунтовые воды, и захоронения там почти сразу прекратились. А попытки построить крематорий уже несколько десятков лет сопровождают скандалы. Так что выбора, где упокоиться, у уфимцев нет - только на Северном кладбище. Но специалисты считают, что массовые захоронения в одном месте могут угрожать городу экологической катастрофой.

- Чудовищное по размеру Северное кладбище расположено в долине реки Шугуровка, как и находящиеся неподалеку огромная городская свалка и территория закрытого ранее производственного объединения «Химпром», - рассказывает известный эколог, доктор химических наук, профессор Марс Сафаров. – Стоки, в том числе трупные яды, непременно попадают в Шугуровку, а оттуда - в Уфимку. Затем часть стоков оказывается в городском водозаборе, который находится ниже по течению, а другая часть остается в реке. Конечно, трупные яды – это органика и водопроводную воду можно обеззаразить сильным хлорированием, но ничего хорошего нет в том, что они попадают в реку. Уфимка и без трупных ядов «нагружена» сверх всякой меры, а воду из Южного водозабора пьет половина Уфы.

Марс Гилязович называет «сомнительным» желание властей сэкономить на экологии.

- Нет денег на открытие новых кладбищ, вот и хоронят всех покойников на одном «Северном», - объясняет он.

На миру и смерть красна

Между тем уфимских чиновников не беспокоит, что в городе, где проживает 1,1 млн человек, действует только один погост. Зато этим озаботился неравнодушный уфимец Александр, обратившись в «Электронную приемную» президента России Владимира Путина с просьбой разобраться в ситуации. Горожанин пожаловался главе государства на уфимские власти, однако его письмо, пройдя несколько инстанций, оказалось… в управлении коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы, то есть у тех людей, на которых жаловался заявитель. В итоге мужчина получил ответ от заместителя начальника управления Рената Лутфрахманова.

- Спасибо, что не могильщик или кладбищенский сторож рассматривали по существу мое обращение к президенту страны, - с иронией говорит Александр.

В ответе на двух страницах Ренат Юлаевич уверяет, что «гарантии при осуществлении погребения, предусмотренные действующим федеральным законодательством, соблюдаются, права граждан не нарушаются». Если перевести текст письма чиновника на обычный язык, то получится: «Не беспокойтесь граждане, когда помрете, вас непременно зароют в землю, на улице или дома не оставят».

При этом никто не ответил на вопрос, как долго будут продолжаться мытарства уфимцев из южной части города, вынужденных хоронить своих близких на Северном кладбище и намерены ли власти города-миллионника позаботиться о еще одном последнем приюте горожан.

Недавно мы побывали на «Южном» и поговорили с несколькими его сотрудниками, которые на условиях анонимности сообщили, что свободные места здесь по-прежнему есть, есть и куда расширяться, и они не понимают почему погост закрыли: «Видимо, кому-то это было выгодно».

Возможно, всесильные ныне застройщики и есть бенефициары того ноябрьского решения уфимского горсовета, оставившего миллионный город с единственным кладбищем, которое придется рано или поздно закрывать по экологическим причинам. На такую мысль наталкивает, во-первых, спешка, с которой оно было принято, а во-вторых, закрытость работы народных избранников Уфы, не желающих, чтобы журналисты присутствовали на заседаниях городских комиссий.

В советское время резонно говорили, что у всякой ошибки, брака в работе, халатности или разгильдяйства есть фамилия, имя и отчество. Но мы слышим от уфимского начальства, как правило, ссылки на некие объективные трудности и отсутствие средств.

Каждый человек со временем неизбежно начинает задумываться о своем последнем приюте или захоронении близких. Не задумываются, похоже, только городские чиновники и депутаты, для которых на территории муниципального Южного кладбища зарезервирован отдельный большой участок на центральной аллее, названый в народе "красный угол" и предназначенный для VIP-персон. А простым смертным уготована сейчас другая дорога – промзона уфимских химзаводов рядом с городской свалкой. Чтоб знали свое место!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру