Как будут оценивать эффективность работы губернаторов

Сейчас в стране нет таких регионов, у которых было бы все хорошо

На минувшей неделе президент России Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти. Теперь региональных руководителей будут оценивать по 24 показателям. Какие новшества введены этим документом и насколько Башкирия соответствует новым критериям?

Сейчас в стране нет таких регионов, у которых было бы все хорошо
Фото: архив МК

Что было

Вопрос об эффективности регионального управления всегда волновал не только население, но и федеральную власть. Как оценивать подчинённых? Как определить, что регион развивается, а не впал в экономическую и социальную спячку? Экспертами в своё время предлагалось до 500 критериев, по которым можно было бы оценивать эффективность власти, причем не только губернаторов, но и другие уровни управленческой структуры.

Впрочем, чем больше критериев, тем сложнее оценить, потому что не все они характерны для того или иного региона. В конце концов, в 2012 году Владимир Путин подписал указ, в котором определялись 11 критериев оценки эффективности работы губернаторов. Кстати, большинство из этих данных нашли продолжение и в новом документе, но часть из них, тем не менее, была снята.

Например, один из критериев, который не был продлён — численность населения. Изначально он выглядел несколько странно, ведь регионы находятся в неравных стартовых позициях и численность населения в Новосибирске всегда будет больше, чем в Костромской области. Логичнее было бы выделить показатели, которые позволяют увидеть динамику роста численности населения, а не просто фиксацию голых цифр. Но этого чётко в предыдущей редакции указа прописано не было.

Ещё одни критерий, который отсутствует в новом списке — результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускников школ региона. Вокруг проблемы ЕГЭ уже сломано множество копий, а одна из главных проблем — несколько лет назад крупные федеральные вузы, такие как Московский государственный университет, вынуждены были фактически ввести переэкзаменовку для поступающих, так как результаты единого госэкзамена явно не соответствовали реальному уровню знаний ребят. В этом контексте печальную славу приобрели южные регионы России, демонстрирующие небывало высокие результаты ЕГЭ, в том числе по русскому языку. Это позволяло абитуриентам из национальных республик пополнять престижные вузы страны, где многие из них, к сожалению, были не в состоянии подтвердить свой уровень.

Фундаментальной проблемой предыдущего президентского указа являлось то, что на основе представленных в нём критериев невозможно было дать объективный анализ деятельности губернаторов. Несмотря на то, что только в течении последних двух лет лишились своих должностей 17 руководителей регионов, ни разу мы не слышали, что причиной отставки стало несоответствие результатов работы того или иного главы региона критериям развития субъекта, предложенным в указе президента. Об 11 критериях эффективности будто бы забыли, они почти не упоминались в СМИ и пропали из публичной риторики политиков федерального уровня.

Что стало

Учитывая сказанное выше, появление нового указа о критериях эффективности работы губернаторов не стало неожиданностью. Весь вопрос был только в том, когда его ждать. Публикация документа, помимо чисто правовых и политических последствий, ещё и свидетельствует об окончании очередной волны «губернаторопада». Теперь можно ожидать, что следующие отставки будут так или иначе привязаны к эффективности работы губернаторов, а для того, чтобы оценивать, нужно дать главам регионов время, как минимум — несколько месяцев. И лишь тогда можно спрашивать «по полной программе».

Нужно обратить внимание и на список критериев, который вырос более чем в два раза. Новые показатели возникли не на пустом месте — они логическое развитие тех положений, которые были в предыдущем указе, их раскрытие и углубление. Предложенные для оценки 24 позиций можно условно разделить на три группы.

Во-первых, это показатели социально-экономического развития. Такие, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении — пожалуй, самый главный и справедливый критерий; динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы; уровень безработицы; уровень преступности; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и ряд других. Это те показатели, которые идут в списке самыми первыми, и позволяют надеяться, что именно достижение социального благополучия и рост уровня жизни граждан является для власти основной управленческой задачей.

Второе — группа показателей чисто экономического характера, довольно распространённых сегодня, но мало что говорящих рядовому обывателю. Например, интегральный индекс региона РФ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах страны — грубо говоря — объём инвестиций в экономику, численность работников малых и средних предприятий к численности населения, плотность сети автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, и ряд других экономических данных. Эти критерии логичны, но во многом опираются на уже существующую в регионе экономическую инфраструктуру.

Наконец, третья группа — показатели, основанные на мониторинге общественного мнения. В частности, такие, как оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта, результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы. Критерии сами по себе вполне полезные. Правда, не совсем понятно кто, собственно, будет проводить мониторинг общественного мнения, опрос граждан и насколько полученные результаты будут объективны. Если опрос будет объективным, то это может стать важным показателем реального состояния дел в регионе.

В целом, очевидно, что новые критерии способствуют персонализации ответственности губернаторов. Конечно, предложенные варианты не являются единственными показателями, по которым будут судить о работе глав регионов. Бросается в глаза отсутствие политических критериев.

Между тем, очевидно, что такие факторы как межэлитные региональные конфликты, выход в публичное пространство социально-политического протеста в субъектах сегодня активно отслеживаются властью и, конечно, будут отслеживаться и в дальнейшем. Тем более что последние месяцы характеризуются ростом протестных настроений, что вызывает серьёзное беспокойство федерального центра.

Как дела у Башкирии

Сразу надо отметить, что нет в стране сейчас таких регионов, у которых было бы всё хорошо. Всем нужно проделать большую работу, даже у самых благополучных субъектов найдутся свои «скелеты в шкафу».

Башкирия по большинству критериев выглядит неплохо, а по ряду находится в лидерах. Прежде всего, это касается экономических показателей. Например, согласно рейтингу авторитетного «Агентства стратегических инициатив» (АСИ), в этом году республика демонстрирует хорошую динамику в развитии инвестиционного климата — плюс семь позиций и 13-е место в РФ по инвестиционной привлекательности. Хорошие показатели РБ и по уровню долговой нагрузки. Внутренний долг региона составляет чуть более 17 процентов от годового бюджета. Это очень немного — второй показатель в Приволжском федеральном округе после Пермского края. Достаточно сказать, что у некоторых регионов долг превышает 100 процентов годового бюджета, например, 194 процентов — у Мордовии, а у наших соседей из Татарстана составляет 48 процентов регионального бюджета.

РБ занимает первое место в ПФО по протяжённости автодорог — ещё один из критериев эффективности. Согласно РИА «Рейтинг», Башкирия находится на третьем месте по качеству жизни в ПФО и на 16-м — в Российской Федерации.

Конечно, ряд показателей нужно подтягивать. Прежде всего, речь идёт о демографической ситуации. Дело даже не в рождаемости (с этим всё более-менее), а с массовым оттоком трудоспособного населения в другие субъекты. Причины этого хорошо известны. В последние десятилетия так сложилось, что значительная часть мужчин республики работает вахтовым методом на Севере. А много молодежи уезжает в Москву и Санкт-Петербург за более качественным высшим образованием. Все это началось не сегодня и не вчера, и исправить ситуацию можно только предприняв системные усилия по диверсификации экономики региона, создании новых рабочих мест, а также качественный рост вузовского образования. Задача сложная, возможно, сверхсложная, но решаемая.

В целом, предложенные в указе президента критерии эффективности представляются вполне обоснованными. Республика по большинству показателей выглядит успешным регионом.

Главный общественно-политический посыл этого указа — прозрачность процедуры оценки работы губернаторов и глав. Разговоры, а точнее, спекуляции об отставках губернаторов этой осенью были почти во всех субъектах федерации. Сейчас же для того, чтобы понять устойчивость позиций регионального лидера, можно просто посмотреть показатели того или иного региона, которые есть в открытом доступе, и сравнить их с другими субъектами федерации. Все просто, все технократично. Будет ли эта модель эффективной — посмотрим. Однако уже сейчас понятно, что политические функции с региональных руководителей никто не снимал, хотя нынешний статус губернаторов в федеральной вертикали выглядит несколько деполитизировано.

Впрочем, выводы делать рано. Первые отчеты о своей деятельности по новой форме губернаторам предстоит сдать только 1 октября 2018 года, а через месяц — 1 ноября 2018 года — с этими данными ознакомится глава государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру