Итоги 2017-го: кинопроцесс в России развивается несмотря ни на что

«Аритмия», «Теснота» и «Нелюбовь» стали кинодиагнозами минувшего года

2017 год подарил огромное количество интересных фильмов, большая часть из которых, к счастью, все-таки оказалась на больших экранах в России. О некоторых из них споры не утихают до сих пор, о некоторых забыли на следующий день после премьеры. Что самое важное, объектами восхищения и ожесточенных обсуждений стал целый ряд российских фильмов, а значит кинопроцесс в нашей стране развивается – несмотря ни на что, вопреки и, возможно, благодаря.

«Аритмия», «Теснота» и «Нелюбовь» стали кинодиагнозами минувшего года
Фото: архив МК

Касса года

В этом году на первые строчки и в мире, и в России выбились проекты студии «Дисней». В мировом прокате наибольшую кассу – 1,26 млрд долларов – собрал киноремейк мультика «Красавица и чудовище» с Эммой Уотсон в главной роли. Умелый пиар, яркая картинка и песни, которым за четверть века так и не смогли подобрать альтернативы, сделали свое дело и привели детей и их ностальгирующих родителей в кино. К сожалению, если отвлечься от цифр, то фильм стал большим разочарованием: покадровый пересказ мультика вряд ли можно назвать интересным и занимательным зрелищем. Да и Эмма Уотсон, которая ради этого фильма отказалась от роли в «Ла Ла Лэнде», продемонстрировала лишь повзрослевшую Гермиону.

В России самой популярной стала пятая часть франшизы «Пиратов Карибского моря». Несмотря на то, что со времен последней части прошло целых шесть лет, очередное продолжение эксплуатирует приемы предшественников, которые в начале нулевых казались захватывающими и инновационными, а сейчас выглядят скучными и предсказуемыми. И тем не менее - 40,5 млн долларов.

Самый кассовый фильм российского производства - «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко, который стал абсолютным рекордсменом в России и СНГ. Сборы фильма на конец года составили 1,73 млрд рублей. Интересно, что семейная постмодернистская сказка, набитая отсылками к «Звездным войнам», «Игре престолов», историям про Шерлока Холмса и короля Артура, вдруг оказалась невероятно востребованной. Это по-своему значит, что в стране сильно не хватает подросткового кино, которое могло бы говорить с молодежью на адекватном языке без мата и шуток ниже пояса. Кроме того, почти случайно в отечественном сегменте состоялось открытие дивного нового мира юмористической фантастики, за которым фанаты импортозамещения могут далеко не ходить: Андрей Белянин и еще с полсотни авторов успешно возделывают жанр уже лет 20.

Возвращение года

Кто бы что ни говорил, но самым громким возвращением стало продолжение «Звездных войн: Последние джедаи». При этом одни называют его чуть ли не лучшей во всей франшизе, другие – большой неудачей. Стоит вспомнить, что предыдущий опыт Джей Джей Абрамса «Пробуждение силы» был воспринят в еще более негативном ключе: желание потакать фанатам заставило авторов повторить историю IV эпизода. «Последние джедаи», к счастью, ломают стереотип саги: режиссера Райана Джонсона больше интересует развитие персонажей, чем движение сюжета, и именно это делает картину глубже и насыщеннее. Другими словами, это в первую очередь кино и только во вторую – часть знаменитых «Звездных войн».

Хочется отметить и еще одно возвращение – «На игле 2», за которое взялся автор первой части Дэнни Бойл. Первый фильм, вышедший в 90-е, напоминал бесшабашный гимн молодости в обнимку с запрещенными веществами, способными вознести до небес и впечатать в самое дно. В продолжении постаревшие герои, чудом выжившие в этой свистопляске, оказываются один на один со своим возрастом и всеми вытекающими проблемами, а маячащая все дальше молодость по-особенному настраивает ностальгию. В итоге – доброе и милое, логично лишенное прежней революционности, грустное кино о безуспешной попытке догнать давно ушедший поезд.

Сериал года

Сериалы быстро повышают удельный вес, набирая качество авторских высказываний и внимание огромного количества интернет-зрителей. В 2017 году достойных примеров и громких премьер было немало: «Табу», «Тьма», «Американские боги», «Большая маленькая ложь», «Рассказ служанки», «Охотник за разумом» и много чего еще. Но остановиться в зарубежных премьерах хотелось бы на новом сезоне «Твин Пикса» - филигранном продолжении культового сериала, который сумел вернуться через 25 лет.

Линч сумел продолжить в своей оригинальной манере намертво закрученную мистическую историю, оставив огромное поле для равнозначных интерпретаций. 18-часовой лабиринт, сквозь который пробирается агент Купер, показывает новые масштабы добра и зла, от которых невозможно оторваться. Также здесь необычным образом реконструируется категория времени - как внутри, так и снаружи сериала. Напряжение, поиск отгадок и привычное для режиссера остранение реальности настолько густо облепляет каждую минуту происходящего, что растягивает каждую серию в бесконечность и дальше. Плюс Линчу удалось заснять актеров, умерших к моменту премьеры, но делает он это не в угоду сентиментальности, а в буквальном смысле возвращая их к жизни.

В числе зрительских фаворитов в России – «Оптимисты» Алексея Попогребского. Простая, на первый взгляд, история из выдуманных 60-х годов вдруг нащупала интонацию, которая оказалась актуальной и через полвека, в наши дни. Говоря о российских сериалах, нельзя не отметить продюсерский проект Александра Цекало «Гоголь. Начало». История великого писателя перевернута с ног на голову и упрощена до фэнтезийной мясорубки в стиле Тима Бертона. Первая часть поделенного на премьеры сериала почти целиком состоит из клише, но именно из-за этой подачи она с аппетитом съедается российской публикой, отозвавшейся о стилистическом эксперименте вполне тепло.

Фильм года

Споры вокруг громких премьер не утихали в течение всего года. «Викинг», «Притяжение», «Дюнкерк», «Звездные войны: Последние джедаи» схлестнули немало зрителей, но категоричнее всех разделили публику российские премьеры авторского кино – «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Аритмия» Бориса Хлебникова. Так уж вышло, что именно эти два фильма стали главными триумфаторами от России на большом количестве кинофестивалей. «Аритмия» с легкой руки Юрия Дудя стала «лучшим российским фильмом года» и победила на «Кинотавре», а «Нелюбовь» получила приз жюри в Каннах и вошла в шорт-лист оскаровской гонки.

Если коротко, то в «Аритмии» публика увидела старого доброго героя из советского кино 70-80-х – обаятельного и по-интеллигентски бесхребетного, а в самом фильме почувствовала утешение, спасающее от бессердечной реальности. Противники же не раз указывали на то, что «Аритмия» выросла из замысла ромком-сериала и по всем фронтам выглядит, как жиденький сериальный супчик, в котором не за что зацепиться. Что касается Звягинцева, то все желающие вспомнили впечатления к «Левиафану», который демонизировал родную страну и всех, кто в ней оказался. Тем не менее история Звягинцева срабатывает безукоризненно, «расчет» смотрится жизненно и эффектно, а рассказ об обществе через призму дисфункциональной семьи кажется наиболее логичным.

К слову, тема нездоровых семейных отношений также возникает и в других заметных премьерах года – фильмах «Близкие» Ксении Зуевой и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта. Пожалуй, это красноречивей любых отчетов и статистик, которыми зрителей привыкли пугать из телевизора.

Актер года

В 2017-м самым прибыльным актером стал Вин Дизель: фильмы с его участием собрали в прокате 1,6 млрд долларов. Но если мерить актеров по такому критерию, то самым крутым актером окажется Стэн Ли – автор многочисленных комиксов, давно вошедших в ранг культовых. В частности, фильмы с участием Стэна Ли – в основном, он появляется в эпизодических камео – заработали 2,6 млрд долларов.  

Если серьезно, то актерский козырь этого года – это Райан Гослинг. В этом году он сыграл две максимально главные роли. Во-первых, в «Ла Ла Лэнде». Режиссер Дэмьен Шазелл продолжил начатую в «Одержимости» невыносимую дилемму между амбициями и личными чувствами, а Гослинг очень удачно дополнил этот бокс своей харизмой и душераздирающим эффектом взорванной гранаты. Во-вторых, в «Бегущем по лезвию 2049» - долгожданном сиквеле культового фильма. Здесь ему удалось сыграть нечто противоположное – кибернетический организм, которому приходится проходить через ад, как и всякому уважающему себя Пиноккио.

Не менее интересен был Адам Драйвер, прошедший в этом году обширный путь от артхауса до мейнстримового боевика. В его копилке – Кайло Рен из продолжения диснеевских «Звездных войн», однорукий ветеран войны и по совместительству брат Ченинга Татума в «Удаче Логана» Содерберга, а также тихий поэт-водитель из лав-стори «Патерсон» Джима Джармуша.

Что касается российских актеров, то сложно представить большее количество дифирамбов, чем то, которое было спето в адрес актерского дуэта Ирина Горбачева – Александр Яценко в «Аритмии» Бориса Хлебникова. Несмотря на все шпильки и тычки в сторону этого кино, желание видеть именно этих актеров в новых фильмах и новых образах усиливается непроизвольно. Достоин упоминания и Александр Петров, сыгравший заметные роли в двух громких молодежных боевиках – «Притяжении» Бондарчука и «Гоголь. Начало» Баранова.

Европейский взгляд года

Сознательно опустим премьеру прошлогоднего европейского хита «Тони Эрдманн» Марен Аде, который добрался до российского проката только в этом году, и остановимся на новинках, которые успели заскочить на российские экраны с фестивалей. Один из главных фильмов в этом контексте – «О теле и душе» Ильдико Энеди, победитель Берлинале и кандидат на «Оскар» от Венгрии. Это неторопливая, где-то смешная, где-то трагичная, история любви двух очень разных людей, которые работают на скотобойне, а по ночам видят один и тот же сон. Что самое важное в век нагромождения метафорических иносказаний, «О теле и душе» - всего лишь бытовая комедия, точная и трогательная. Фильм удачно срифмовал извечные «кровь» и «любовь», причем жюри берлинского кинофестиваля, которое всегда привыкло к политическим и актуальным историям, единодушно ответило восторгом.

Не менее важной премьерой стал новый фильм Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» - второй фильм из его трилогии о беженцах. Если его предыдущая картина «Гавр» рассказывала об африканском мальчике, которого весь французский квартал спасал от бюрократической машины, то сейчас в центре истории оказался сирийский беженец, ищущий в Финляндии даже не место под солнцем, а просто место. Добрые маргиналы, душещипательные блюзы, уморительный юмор, собаки и алкоголь, безвременье 80-х – любимые атрибуты режиссера на месте. Что важно, есть здесь и обещание счастья, хотя и с присущим в последнее время для Каурисмяки печальным тоном. Тем не менее в кино, которое тоже находится по ту сторону надежды, возможно все: маленькие люди дают отпор системе, раковая опухоль рассасывается, а засохшее дерево зацветает зимой. И в этой могучей ирреальной силе он тысячу раз прав.

Скандал года

Локальным скандалом стал фильм Алексея Учителя «Матильда» про внебрачную связь последнего российского царя. Еще до завершения съемок из разнообразных православных уголков России в адрес автора полетели яростные упреки: мол, как можно говорить о греховности того, кого причислили к лику святых? Депутат Госдумы Наталья Поклонская на разные лады обвиняла авторов в оскорблении чувств верующих, а православные радикалы рассылали угрозы в кинотеатры с требованием запретить прокат фильма. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Несмотря на то, что шумиха сделала фильму тотальную рекламу, прокат собрал чуть больше девяти миллионов долларов - при бюджете в 25 миллионов. Костюмированная мелодрама, как и ожидалось, оказалась вполне безобидной лав-стори, где во главе угла оказывается сказка про любовь наследного принца к безродной балерине, а не препарирование грехопадения.

Всколыхнул людей – в том числе и за рубежом – арест Кирилла Серебренникова. Следствие обвинило режиссера в мошенничестве и отрицает факт постановки спектаклей, удостоенных «Золотой маски». Как результат – в стране с новым энтузиазмом вспыхивают ожесточенные дискуссии о репрессиях и цензуре, которые усиливаются на фоне грядущих выборов президента России. К слову, арест состоялся в августе, примерно за неделю до завершения съемок нового фильма Серебренникова «Лето» о молодости Виктора Цоя. Съемки заморожены, расследование продолжает тянуться и пока ни к чему не привело, а тем временем с шумом проходит премьера поставленного Серебренниковым балета «Нуреев».

Госзаказ года

Фильм с говорящим названием «Крым» от президента медиахолдинга «Красная звезда» и ведущего передачи «Человек и закон» Алексея Пиманова оказался той самой тренировочной грушей, на которой остряки в интернете упражнялись в юморе. Попытка облечь в художественный фильм пророссийскую точку зрения на известный конфликт с треском провалилась. Заштампованный сценарий еще давал возможность какого-нибудь проходного боевичка, но откровенно скучная реализация не оставила никаких шансов. В результате получился не столько фильм, сколько промо российских вооруженных сил, которое даже для ярых патриотов показалось чересчур картонным.

Показательно, что саркастический обзор этого фильма от видеоблогера BadComedian собрал зрителей больше, чем сам фильм. И тем не менее массированная реклама и самая обсуждаемая тема в интернете сделали свое дело: сборы чуть-чуть не дотянули до бюджета фильма и составили 5,8 млн долларов.

Комедия года

На качественный юмор год был не богат. Комедия переодеваний «Бабушка легкого поведения» с бывшим кавээнщиком Александром Реввой в главной роли стала единственным коммерчески успешным отечественным блокбастером за все лето. Если точнее, то фильм собрал 130 миллионов рублей при бюджете в 90 миллионов. Но при этом камедиклабовскую халтурную кальку с «Тутси» сложно назвать лучшей в чем бы то ни было.

Более интересный и перспективный кандидат в лидеры – «Гуляй, Вася!» уфимца Романа Каримова. На данный момент этот фильм – чуть ли не лучшая работа Каримова и вообще отличная рекомендация, учитывая тотальный кризис жанра. Тут сошлось многое: удачный кастинг - с отсутствием громких имен, прежние сюжетные топтания на месте исчезли, уступив место фабульному развитию и динамике, диалоги окрепли, а юмор стал гораздо изобретательнее. Заострилась и сама категория смешного: сатирическое крепко встроено и в сюжет, и в персонажей. И да - это пока что наиболее прибыльный фильм Романа: сборы составили 267 млн рублей при затратах в 40 млн.

Попкорн года

Традиционно самыми популярными и беззаботными фильмами года стали экранизации комиксов. В этом сегменте можно даже говорить о маленькой революции, которую произвели «Стражи галактики 2» и «Тор: Рагнарек». А все дело в том, что режиссеры обоих хитов – Джеймс Ганн и Тайка Вайтити – действовали без сильного давления со стороны продюсерской братии и смогли двигаться по собственным авторским лекалам. Если выбирать между «Марвелом» и «Марвелом», то чаша весов все-таки склонится в сторону «Стражей галактики».

Секрет новой франшизы прост: «Стражи» - не «Мстители», это авантюристы и мошенники, обаятельные и по-пацански четкие. Они далеко не идеальны и постоянно на это указывают друг другу, регулярно зубоскаля и подкалывая. Кажется, «Марвел» пока еще не обнаруживал в своем кино таких веселых и романтичных, глупых и жизнелюбивых оболтусов. Построение кадра и динамики и вовсе напоминает ожившую комиксовую картинку. В итоге «Стражи» обладают очень легкомысленной, но дружелюбной атмосферой, несмотря на эпические замесы и головокружительный трэш. И, конечно, нельзя забывать про саундтрек к фильму, который до отказа набит хитами 70-80-х годов.

Дебют года

Можно только порадоваться, что в этом году лучшие драматические фильмы выпустили дебютанты. Так, Александр Хант сделал кислотно-яркое роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Жизненная история про то, что Россия всегда с тобой, хоть и дается в максимально несерьезной форме, но в отдельных эпизодах начинает весело скакать между жанрами, быстро и органично меняя тон с комедии на драму или криминальный триллер. Все происходящее одновременно условно и узнаваемо, дико и привычно, громко и незаметно, а Евгений Ткачук и молчащий полфильма Алексей Серебряков формируют незабываемый тандем.

Еще один важный фильм этого года – «Теснота» Кантемира Балагова, выпускника кабардино-балкарской киномастерской Александра Сокурова. Сильный и тяжелый фильм рассказывает о еврейской диаспоре в Нальчике конца 90-х. Мастерски сделанная история рассказывает не только о десятилетии, которое стало ключевым в новейшей отечественной истории, но и о нынешнем состоянии страны, где всем непередаваемо тесно со всеми. Дебют получил немало призов на российских кинофестивалях, а также спецприз в Каннах от Международной федерации кинопрессы.

Кинопрорыв года

2017-й ознаменовался еще и тем, что стал прорывным для башкирского кино. Как результат прошлого года – Года кино – вышли фильмы, сделанные на гранты главы Башкирии. Это романтическая комедия «Из Уфы с любовью» Айнура Аскарова и байопик «Бабич» Булата Юсупова.

Аскаров сделал ставку на зрительское кино и не прогадал: скромное обаяние истории о поиске возлюбленной на фоне постсаммитной Уфы оказалось важным пунктиком для местного зрителя. Позднее простая и искренняя подача подкупила зрителей и в федеральном прокате. В итоге публика в Башкирии по-новому взглянула на местную кинопродукцию, от которой привыкла отворачиваться, а сам фильм окупился и собрал около шести миллионов рублей.

«Бабич» Юсупова пошел своим путем: фильм-тяжеловес рассказывает о жизни башкирского поэта Шайхзады Бабича, прошедшего короткий путь от выпускника медресе до участника национального движения за автономию башкирского региона. Тщательно восстановленная хронология событий вместе с безразмерным патриотическим пафосом превращает главного героя в оживший памятник. В итоге фильм удачно смотрится лишь как документ к грядущему празднованию 100-летия республики. По данным ЕАИС, сборы фильма, вышедшего только в региональный прокат, составили около полумиллиона рублей.

Лихой пощечиной официальному кино стал трэш Вадима Валиуллина «Мертвым повезло», вошедший в основной конкурс «Кинотавра-2017». Веселая расчлененка, к которой пока еще не успела привыкнуть российская киноиндустрия, еще раз доказала, что сделанное на коленке кино тоже имеет право на существование. Поскольку жанр весьма специфичен, то и сборы оказались соответствующие – около 70 тысяч рублей, по данным ЕАИС. При этом еще ведутся переговоры с федеральным прокатчиком.

Документ года

Возможно, дело в столетнем юбилее революции, который наложил определенный токсичный отпечаток на современную действительность, но интерес к социальным процессам и фиксирующему их документальному кино постепенно растет. Тот же «Артдокфест» показал немало интересных и резонансных работ. В их числе, к примеру, «Любовь – это картошка» - фильм гражданки Нидерландов Алены ван дер Хорст, которая приезжает в родные места матери, в свое время эмигрировавшей в Европу. Ее поездка к родственникам в российскую глубинку и попытка разгадать загадку о советском прошлом дает красноречивые формулировки настоящего. Одним из самых громких событий года стал полнометражный фильм Беаты Бубенец «Полет пули», снятый в современном Донбассе без единой монтажной склейки, одним кадром. И дело даже не в том, что фильм на фестивале сопровождали угрозы патриотов-активистов, а сами показы срывали, а в том, что он наглядно продемонстрировал, насколько человек человеку стал волком всего через полвека после мировой войны.

И все же в качестве главной документальной киноисторией года хочется назвать «Последний вальс» Юлии Бобковой – дебютный фильм, вобравший последние прижизненные съемки композитора Олега Каравайчука. Мудрый собеседник, капризный старик, гениальный автор, человек-миф, Каравайчук, как бы это ни звучало, черпал музыку прямо из воздуха, записывая ее с помощью особых знаков – крюков. «Последний вальс», может быть, не самый шедевральный фильм с точки зрения кино, но сама фигура, заснятая в нужное время в нужном месте, делает его абсолютно бесценным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру